Духовно-нравственное воспитание дошкольников старшей группычерез культурные традиции своего народа |
Фольклор | |||
Автор: Федорова Анна Александровна | |||
13.04.2024 08:37 | |||
Духовно-нравственное воспитание дошкольников старшей группычерез культурные традиции своего народа «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский Россия, Родина, родной край… В последнее время эти необходимые слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность» стали привычными, и мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Развивать у детей понимание культурногонаследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольноговозраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследиюсвоего народа. Целью духовно-нравственного воспитания дошкольников являетсявоспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу.
Основные задачи воспитания: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей. Содержание духовно-нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания. Поэтому вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций. Я хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственномувоспитанию детей нашей группы на культурных традициях своего народа. В содержание работы включены несколько блоков, но мы остановимся только на трех: «Сагаалган», «Быт и традиции русского народа», «Богатство русского народного творчества». I блок «Сагаалган» При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наша работа направлена на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа. В этом блоке хочется отметить интересную интеллектуальную игру «Хаана? Хэзээ? Юундэ?». Целью былообобщить, систематизировать, закрепить знания детей о бурятской культуре через интеллектуальную игру. II блок «Быт и традиции русского народа»; Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играютнародные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском садуявляется проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки»; весной— «Масленица», «Пасха». Мы вместе с детьми исследовали особенности каждого народного праздника. Постарались установить его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Некоторые дети впервые узнали, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность. Подчиненные ритму природы, одухотворенные живой радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники – неиссякаемый источник не только традицийи обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. III блок «Богатство русского народного творчества» Особую роль в своей работе с детьми мы отвели народному искусству. Продолжили знакомство детей с Дымковской, Городецкой, Хохломской росписью. На полках нашего мини-музея разместились различные предметыприкладного искусства: Городец, Хохлома, Дымка, Гжель и др. Оборудование музея – это начало большой поисковой деятельности детей и родителей. Экспонаты музея они отыскивали и в городских квартирах, и в деревенских домах у родственников. Очень важно познакомить детей с народными промыслами, декоративной росписью. Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Наша задача дать знания о народных промыслах, об истории и особенностях народной игрушки, различной росписи и вызвать у детей желание создать такую красоту. Знакомство ребёнка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Обобщая сказанное, можно заключить, что вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций. Ценность народных традиций огромна, т.к. именно традиции являются хранителями народнойкультуры.
|