Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект: «История Матрёшки»
Фольклор
Автор: Красова Евгения Васильевна Папельникова Светлана Павловна Скоморохова Ольга Валерьевна   
04.05.2024 16:05

Проект: «История Матрёшки»Проект: «История Матрёшки»

Проект подготовили:

Воспитатели:

  • Папельникова С.П.
  • Скоморохова О.В.
  • Музыкальный руководитель: Красова Е.В.

Департамент Образования города Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа 1519 Дошкольное отделение корпус 9 Москва

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческий, информационно — познавательный

Продолжительность: долгосрочный– 7 месяца (сентябрь 2021-март2022)

Актуальность

Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка.

 

«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение. В этом большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро» Е.И. Флёрина

Именно в этом и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.

Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах — изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Педагогический аспект культуры и искусства понимается не только как возраждение и воссоздания традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Изучая изделия художественного промысла, дети узнают быт и традиции народа, его мудрость, духовное богатство, учатся любить природу родного края, которая является неиссякаемым источником творчества народных мастеров.

Проект «История Матрёшки» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания. Создания единого воспитательного пространства дошкольной образовательной организации и семьи, объединённых общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Новизна проекта:

Гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединённых гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Задачи проекта для педагогов:

  • создавать условия для реализации детьми творческо — исследовательского проекта
  • развивать интерес к национальной и исторической культуре
  • формировать целостную картину мира
  • способствовать развитию интереса детей к истории появления старинных и современных предметов рукотворного мира, к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете- матрёшке
  • создавать условия для формирования у детей познавательных и речевых умений: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения
  • способствовать творческому самовыражению в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, музыкальной, изобразительной)
  • вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

Задачи проекта для родителей:

  • принимать активное участие в образовательном процессе
  • оказать помощь в создании музея Матрёшки в группе
  • построить свой образовательный маршрут для совместной деятельности с ребёнком дома (или следовать предложенной рекомендации) по теме «Матрёшка»
  • совместно с ребёнком сделать поделку для выставки по теме «Матрёшка»
  • оказать посильную помощь в сочинении стихов по теме «Матрёшка».

Цель проекта:

  • Развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете — Матрёшке.

Задачи:

  • Формировать интерес к культуре своего народа
  • Развивать творческие способности воспитанников через разные виды деятельности
  • Развивать познавательные способности и познавательную деятельность
  • Способствовать взаимодействию детей и родителей в совместном творчестве
  • Формировать навыки исследовательского поведения.

В основу решения задач положены следующие принципы:

  • принцип наглядности
  • принцип последовательности
  • принцип доступности содержания
  • принцип от простого к сложному
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения
  • принцип опоры на интересы детей.

Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, организация выставки, музея, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта;

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.

Образовательные области:

  • художественно-эстетическое развитие
  • социально – коммуникативное развитие
  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

1 этап (сентябрь, октябрь) — подготовительный

  • составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
  • сбор и накопление материала, изучение литературы
  • организация развивающей предметно-пространственной среды
  • мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков
  • беседа с родителями

2 этап (ноябрь, декабрь, январь, февраль) – реализация проекта

  • беседа с детьми о матрёшке.
  • знакомство с историей появления матрёшки
  • знакомство с изготовлением матрёшки
  • чтение художественной литературы
  • познавательно-художественная деятельность с матрёшками
  • художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, конструирование) по теме «Матрёшка»
  • знакомство с музеями матрёшки
  • знакомство с разными видами росписи матрёшек
  • постановка танца «Матрёшки»
  • подготовка к выставке «Матрёшка своими руками»
  • подготовка к организации музея «Матрёшка»

3 этап (март) – заключительный

  • организация выставки «Матрёшка своими руками»
  • музей в группе «Матрёшка»
  • танец «Матрёшки

Пути реализации проекта:

  • беседа «Откуда матрёшка к нам пришла»
  • беседа «Первыё матрёшки»
  • чтение сказок познавательной, художественной литературы (стихи, потешки, загадки)
  • презентация «История Матрёшки»
  • презентация «Изготовление Матрёшки»
  • презентация «Музей Матрёшки»
  • настольно-печатные игры, пазлы
  • игры драматизации матрёшками
  • изготовление своей матрёшки с помощью родителей
  • подбор экспонатов для музея «Матрёшка»
  • постановка танца «Матрёшки»

Консультации для родителей:

  • «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Ожидаемые результаты:

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации. Которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

  • ребёнок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детми и взрослыми
  • ребёнок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного, народного, музыкального творчества
  • ребёнок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять жизненный опыт за счёт удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения
  • ребёнок любознательный, активный; проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование.

Использованная литература:

  • Евсеева М.В. Матрёшки: Внучки бабушки Матрёны» СПБ.: Издательство «Антология», 2017
  • Иванова Юлия Матрёшка кукла с секретом, — Москва. Издательский дом «Фома», 2014
  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
  • Алекахин Н.Н. Матрёшка ООО Издательство «Народное образлвание», 109144. Москва 1998
  • Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
  • Александрова Э. И. Система патриотического воспитания в ДОУ. — М., 2007.
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990.
  • Комратова Н. Г., Грибова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. — М., 2007.
  • Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. — М.: Феникс, 2003.
  • Вохринцева С. Матрёшка Издательство, «Страна Фантазий», 2000
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная группа. — М., 2009.
  • Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. — М., 1990.
  • Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). — М., 2004.
  • Скорлупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М., 2003.
  • Сыпченко Е. А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. — М., 2013.
  • Берестов В. Матрёшки ООО «Самовар — книги». Москва 1998
  • Матрёшка ООО «Аделаида» 2014
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год