Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре средствами мини-музея «Русская изба»
Фольклор
Автор: Милютина Татьяна   
04.05.2024 17:17

Проект «Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре средствами мини-музея «Русская изба»Проект «Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре средствами мини-музея «Русская изба»

ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение "Детский сад "Сказка" муниципального района Волжский Самарской области

Составил воспитатель: Милютина Т.Н.

Информационная карта проекта.

Полное название проекта: Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре средствами мини-музея "Русская изба"

Кадры: музыкальный руководитель, воспитатели.

Вид, тип проекта: информационный, групповой..

 Скачать конспект

Цель: Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа.

Краткое содержание проекта:

Место проведения: групповая комната, мини-музей.

Сроки проведения: с 25 января 2021. по 26 февраля 2021 г.

Количество участников проекта: 24 ребёнка, 2 воспитателя, 20 родителей

Возраст детей: 3-4 года.

Форма проведения:: информационно-практический, Информационно- ориентированный.

Ожидаемые результаты:

  • Воспитанники имеют представления: о русском народном творчестве; о народной культуре прошлого, об истории и традициях русского народа;
  • о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
  • умеют беречь и поддерживать красоту.

Педагоги, родители:

  • Расширились знания воспитателей и родителей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале,
  • подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.) с учетом возраста детей.
  • У родителей и педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
  • Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами.
  • Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.

Цель. Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа.

Задачи:

  • Создавать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
  • Повышать уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
  • Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом.
  • Прививать потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
  • Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
  • Заинтересовать и привлекать родителей к участию в пополнении «мини-музея».

Тип проекта: информационный, групповой.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители средней группы.

Сроки выполнения проекта:

Начало: 25 января 2021г.

Окончание: 26 февраля 2021 г.

Продолжительность: средней продолжительности.

Проблема:

  • Мало знаний у педагогов по данной теме.
  • Снижение интереса у детей к беседам о различных элементах русской народной культуры.

Проектный продукт

  • Экскурсия «Русская изба»
  • Лэпбук «Быт и традиции русского народа», «Календарные народные праздники»,

Актуальность.

Детей необходимо приобщать к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями. Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

План реализации проекта.

Реализация проекта включает в себя три этапа:

подготовительный этап (с 25. 01. 2021 – по 26. 02. 2021)

  • Постановка проблемы.
  • Изучение литературы по данной теме.
  • Написание календарно — тематического плана.
  • Знакомство родителей с темой проекта.
  • Обогащение развивающей среды:

Пополнение мини-музея русской избы предметами обихода (совместно с родителями): стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);

самовар, чугунок, расписная деревянная посуда (посуда);

коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);

домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник.

Оформление книжного уголка: книгами «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки)

Научно-методическое:

Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;

Основной этап (с 4.03. 2019 – по 22. 03. 2019)

Для реализации проекта используются следующие методы и формы работы:

Методы и приемы работы     

Формы работы с детьми

*Беседы: «О музее», "Правила поведения в общественных местах – музее», «Метод положительного примера»

*Заучивание потешек: «Как у нашего кота», «Петушок» прибауток, закличек.

*Использование пословиц,

загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта, поговорок.

*Просмотр иллюстраций деревенской посуды, мебели, утвари и т.д.

*Рассматривание фотоальбомов «Русский национальный костюм»; «Народные куклы»,

*Чтение художественной литературы: «Вершки и корешки», «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка», «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Ершов «Конёк – Горбунок»

«Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Семионов–семь работников», «Каша из топора», «Два брата». «Сивка - бурка», «Пахарь»

*Театрализованные представления «Путешествие по русским народным сказкам»

*НОД: «Тетушка Музеиха», "Знакомство с русским народным костюмом», «Традиции и обычаи русского народа", «В русской горнице», «Семейные обычаи на Руси». Аппликация «Укрась полотенце». Конструирование "Строим дома", Рисование «Роспись ложки»

*Использование русских народных песен и танцев. Танцы под русские народные песни»,Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»

*Проведение русских народных игр:«Капустинские хороводы»

*Дидактические игры: «Собери целое», «Угадай роспись», «Составь узор»,«Четвертыйлишний», «Ремесла наРуси», «Что изменилось», «Русская изба», «Подбери головной убор к сарафану», "Что - сейчас, а что - раньше", "Лоскутное одеяло

*Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом»

*Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

*Представление кукольного театра: магнитный, би-ба-бо, настольный, «Волк и семеро козлят»

*Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей», «Ярмарка», «Приготовим угощенье всем на удивление», «Семья»

*Разыгрывание сценок и эпизодов сказок: «Теремок»

*Рассказ о народных обычаях и традициях.

Работа с родителями:

1) Консультации для родителей: «Народное творчество как средство и условие осуществления воспитания»

«Роль родителей в возрождении русских традиций»

«Читайте детям сказки»

«Игрушки из природного материала и игры с ними»

2) Родительское собрание: «Роль музея в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

3) Памятки: «Приобщение детей к народным традициям»

Организованные занятия.

  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Встреча с интересными людьми.
  • Пополнение мини-музея.

Заключительный этап (с 1.04.2019 – по 15.04.2019)

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»;

  • Развлечение совместно с родителями «Деревенские посиделки у самовара».
  • Изготовление лэпбука «Быт и традиции русского народа».

                                     Список литературы:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –

2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2008. 2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008.

3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

6. Картушина М.Ю. Русские народные праздники вв детском саду –М.: ТЦ «Сфера»,2006.

7. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Санкт-Петербург ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.

8. Под редакцией Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Издательство «ТЦ Сфера» 2003

9.Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2010.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год