Проектная деятельность в старшей группе «Что за чудо – самовар!» |
Фольклор | |||
Автор: Ознобихина Галина Зинатовна | |||
05.05.2024 08:27 | |||
Проектная деятельность в старшей группе «Что за чудо – самовар!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 города Сосновый Бор» (МБДОУ «Детский сад № 11») Воспитатель: Ознобихина Г.З. Проектная деятельность в старшей группе на тему: «Что за чудо – самовар!» Актуальность: Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины. Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, несущий в себе и быт, и душу народа. В настоящее время наши традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоге становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Для нас очень важно поддерживать патриотическое воспитание детей. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций.
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще — область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения. Тип проекта: познавательно — творческий проект Срок реализации проекта: краткосрочный, две недели. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Цель проекта: Формирование у детей нравственно – патриотических чувств, через ознакомление с историей самовара. Приобщение детей к истокам русской культуры и быта, посредством художественно – эстетического воспитания, развития творческих способностей детей. Задачи проекта Образовательные: Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта. Дать представление детям о разных видах самовара. Развивающие: Развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа. Воспитательные: Побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития, воспитывать у детей желание быть гостеприимными. Воспитывать интерес к народным традициям к истокам русской культуры и быта. Задачи для детей: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Воспитывать уважение к предметам старины и любовь к родному краю. Развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки. Познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения. Задачи для родителей: Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах. Способствовать установлению и партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей. Установление дружеских связей с другими родителями, что ведет к объединению по интересам. Задачи для педагогов: Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей. Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта. Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме проекта. Ожидаемые результаты реализации проекта У детей сформированы представления о самоваре, истории появления его на Руси. Так же у детей сформированы знания о разных видах самоваров, что они бывают разной величины, формы, электрические, работают на углях, с разными рисунками. Дети знают значение самовара, что он сам варит воду, что первые самовары появились в Туле. У ребят есть знания о значении самовара в жизни русского народа, о традициях чаепития. У детей сформирована любознательность, они интересуются историей и традициями русского народа. У детей и родителей сформирован интерес к истокам русско-народной культуры, быта. Взаимодействие с родителями: Консультация «Русский самовар и его история». Привлечь родителей к созданию выставки «Самовар – символ России» Консультации: «Русская народная культура в воспитании дошкольников», «Воспитание детей на традициях народной культуры», «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре. Папка-передвижка «Самовар». Совместно с детьми чтение сказок «Самовар», «Самовар и кофейник». Совместно с детьми просмотр иллюстраций «Русский самовар». План реализации проекта I этап – подготовительный Перспективное планирование проекта. Разработка конспектов занятий. Подбор литературы, иллюстраций, фотографий о самоваре, народных традициях. Подбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички). Подготовка презентаций для родителей и детей. Информация родителей о предстоящей деятельности (оформление информационного блока в родительском уголке) Подготовка консультаций для педагогов и родителей, папок-передвижек для родителей. II этап – основной, практический Познавательное развитие Просмотр презентаций: «Знакомство с самоваром», «Тула- город мастеров», «Как растёт чай», «Как делают чай», «Чайные церемонии»; Просмотр мультфильмов: «Лунтик — «Солёный чай», «Тигрёнок в чайнике», «Пых, пых самовар»; Рассматривание картин, иллюстраций изображающих чаепитие, русские народные гуляния, разные виды и формы самовара. Опыты с чаем: рассматривание разных сортов чая; заваривание чая; рассматривание цвета заварки после заваривания разных сортов чая, определение чая по вкусу, цвету и запаху; Беседа «Народные промыслы России» Речевое развитие Беседы: «Как мы дома пьём чай», «Как помогаем маме накрыть на стол». Чтение сказок «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Самовар и кофейник», заучивание потешек, стихотворений. Чтение сказки М.Горького «Самовар» Чтение стихотворения Даниила Хармса «Иван Иванович Самовар» Разгадывание загадок по теме проекта. Рассматривание тематического альбома и открыток по теме «Чаепитие Просмотр мультимедийной презентации «Чаепитие в картинах русских художников». Артикуляционные игры «Самовар», «Чашечка», Чаепитие». Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Чайный сервиз», «Самовар». Лепка: «Самовар», «Баранки, бараночки…» Аппликация: «Тульский самовар» (обрывная аппликация). Раскраска «Самовары бывают разные» Пластилиновая мозаика «Украсим самовар» Прослушивание песни «Наш красавец-самовар» Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождение куклы Кати», «Чаепитие у самовара» на празднике. Дидактическая игра «Где спряталась маленькая матрешка?» Настольный кукольный театр «Муха-Цокотуха». Дидактическая игра «Предметы народного промысла» Разрезные картинки. «Найди отличия» Дидактические игры и упражнения: "Принимайся за обед" — закрепление названий и назначений посуды для столовой. "Угостим гостей чаем" — закрепление названий и названий чайной посуды. "Угадай предмет по детали"- развитие у детей образного мышления, воображения. "Четвертый лишний". Физическое развитие Пальчиковые игры «Чайничек», «Пирожки», «Идём в гости», «Помощники», «Самовар». Подвижная игра «Печём блинчики», «Собери шишки» Дыхательное упражнение «Чайничек». Физкультминутки: «Посуда», «Чайник», «Пирог», «Чайная ложка». III этап – заключительный Презентация проекта «Что за чудо — самовар». Создание альбома «Русский самовар». Оформление выставки работ воспитанников. Создание выставки «Самовар – символ России» Вывод: Проект «Что за чудо — самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стало создание выставки «Самовар – символ России». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
|