Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность в старшей группе «Что за чудо – самовар!»
Фольклор
Автор: Ознобихина Галина Зинатовна   
05.05.2024 08:27

Проектная деятельность в старшей группе «Что за чудо – самовар!»Проектная деятельность в старшей группе «Что за чудо – самовар!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 города Сосновый Бор» (МБДОУ «Детский сад № 11»)

Воспитатель: Ознобихина Г.З.

Проектная деятельность в старшей группе на тему: «Что за чудо – самовар!»

Актуальность:

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, несущий в себе и быт, и душу народа.

В настоящее время наши традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоге становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Для нас очень важно поддерживать патриотическое воспитание детей. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций.

 

Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще — область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Тип проекта: познавательно — творческий проект

Срок реализации проекта: краткосрочный, две недели.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Цель проекта: Формирование у детей нравственно – патриотических чувств, через ознакомление с историей самовара. Приобщение детей к истокам русской культуры и быта, посредством художественно – эстетического воспитания, развития творческих способностей детей.

Задачи проекта

Образовательные:

Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете

народного быта. Дать представление детям о разных видах самовара.

Развивающие:

Развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки

Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании

задуманного образа.

Воспитательные:

Побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития, воспитывать у детей желание быть гостеприимными. Воспитывать интерес к народным традициям к истокам русской культуры и быта.

Задачи для детей:

Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Воспитывать уважение к предметам старины и любовь к родному краю.

Развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки.

Познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения.

Задачи для родителей:

Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах.

Способствовать установлению и партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Установление дружеских связей с другими родителями, что ведет к объединению по интересам.

Задачи для педагогов:

Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.

Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.

Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта

У детей сформированы представления о самоваре, истории появления его на Руси. Так же у детей сформированы знания о разных видах самоваров, что они бывают разной величины, формы, электрические, работают на углях, с разными рисунками. Дети знают значение самовара, что он сам варит воду, что первые самовары появились в Туле. У ребят есть знания о значении самовара в жизни русского народа, о традициях чаепития. У детей сформирована любознательность, они интересуются историей и традициями русского народа. У детей и родителей сформирован интерес к истокам русско-народной культуры, быта.

Взаимодействие с родителями:

Консультация «Русский самовар и его история».

Привлечь родителей к созданию выставки «Самовар – символ России»

Консультации:

«Русская народная культура в воспитании дошкольников»,

«Воспитание детей на традициях народной культуры»,

«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре.

Папка-передвижка «Самовар».

Совместно с детьми чтение сказок «Самовар», «Самовар и кофейник».

Совместно с детьми просмотр иллюстраций «Русский самовар».

План реализации проекта

I этап – подготовительный

Перспективное планирование проекта.

Разработка конспектов занятий.

Подбор литературы, иллюстраций, фотографий о самоваре, народных традициях.

Подбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички).

Подготовка презентаций для родителей и детей.

Информация родителей о предстоящей деятельности (оформление информационного блока в родительском уголке)

Подготовка консультаций для педагогов и родителей, папок-передвижек для родителей.

II этап – основной, практический

Познавательное развитие

Просмотр презентаций: «Знакомство с самоваром», «Тула- город мастеров», «Как растёт чай», «Как делают чай», «Чайные церемонии»;

Просмотр мультфильмов: «Лунтик — «Солёный чай», «Тигрёнок в чайнике», «Пых, пых самовар»;

Рассматривание картин, иллюстраций изображающих чаепитие, русские народные гуляния, разные виды и формы самовара.

Опыты с чаем:

рассматривание разных сортов чая; заваривание чая;

рассматривание цвета заварки после заваривания разных сортов чая, определение чая по вкусу, цвету и запаху;

Беседа «Народные промыслы России»

Речевое развитие

Беседы: «Как мы дома пьём чай», «Как помогаем маме накрыть на стол».

Чтение сказок «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Самовар и кофейник», заучивание потешек, стихотворений.

Чтение сказки М.Горького «Самовар»

Чтение стихотворения Даниила Хармса «Иван Иванович Самовар»

Разгадывание загадок по теме проекта.

Рассматривание тематического альбома и открыток по теме «Чаепитие

Просмотр мультимедийной презентации «Чаепитие в картинах русских художников».

Артикуляционные игры «Самовар», «Чашечка», Чаепитие».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Чайный сервиз», «Самовар».

Лепка: «Самовар», «Баранки, бараночки…»

Аппликация: «Тульский самовар» (обрывная аппликация).

Раскраска «Самовары бывают разные»

Пластилиновая мозаика «Украсим самовар»

Прослушивание песни «Наш красавец-самовар»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождение куклы Кати», «Чаепитие у самовара» на празднике.

Дидактическая игра «Где спряталась маленькая матрешка?»

Настольный кукольный театр «Муха-Цокотуха».

Дидактическая игра «Предметы народного промысла»

Разрезные картинки. «Найди отличия»

Дидактические игры и упражнения:

"Принимайся за обед" — закрепление названий и назначений посуды для столовой.

"Угостим гостей чаем" — закрепление названий и названий чайной посуды.

"Угадай предмет по детали"- развитие у детей образного мышления, воображения.

"Четвертый лишний".

Физическое развитие

Пальчиковые игры «Чайничек», «Пирожки», «Идём в гости», «Помощники», «Самовар».

Подвижная игра «Печём блинчики», «Собери шишки»

Дыхательное упражнение «Чайничек».

Физкультминутки: «Посуда», «Чайник», «Пирог», «Чайная ложка».

III этап – заключительный

Презентация проекта «Что за чудо — самовар».

Создание альбома «Русский самовар».

Оформление выставки работ воспитанников.

Создание выставки «Самовар – символ России»

Вывод:

Проект «Что за чудо — самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стало создание выставки «Самовар – символ России». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год