Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие финансовой грамотности дошкольника с помощью русского народного творчества
Фольклор
Автор: Губанова Валентина Александровна   
06.05.2024 07:08

Развитие финансовой грамотности дошкольника с помощью русского народного творчестваРазвитие финансовой грамотности дошкольника с помощью русского народного творчества

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра – она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» Джанни Родари

В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образовании дошкольников. Приобщение ребенка к миру экономической действительности — одна из сложных и в то же время важных проблем. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, с разными профессиями, с рекламой по телевизору – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

 

Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отводится сказке. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.

Любая сказка: народная, авторская – «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Со сказки начинается наше знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, трудолюбию. Сказка учит нас учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Конечно, в ней много вымысла, фантастики. Может ли сказка помочь ребенку в освоении основ финансовой грамотности?

Сказки помогают людям ответить на множество жизненных вопросов, они позволяют за несколько часов прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт. Во время чтения ребенок перевоплощается в кого-то, живёт его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с персонажами делает важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем сказку и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт героя остаётся внутри ребенка. Он помогает принимать решения в своей реальной, а не сказочной жизни.

Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности. Чтобы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, воспитатель должен поставить перед собой:

Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и формировании экономических представлений.

В соответствии с целью поставить задачи:

  1. Формировать финансовое сознание детей посредством сказки.
  2. Способствовать формированию основ финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).
  3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.
  4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).
  5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».

Принципы построения работы:

  1. Доступность предлагаемого материала.
  2. Системность и постепенность его усвоения.
  3. Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

Этапы работы со сказкой

  1. этап – определиться с вопросами финансовой направленности, короткими диалогами, подбором иллюстраций (картинок с изображением сказочных героев и их действий).
  2. этап – дети осваивают содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
  3. этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)

Функции сказок

  • сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка
  • расширяет круг представлений ребенка об основах финансовой деятельности, человеческих отношений
  • способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей
  • помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми

В качестве средств экономического воспитания использовать:

  • сказочные персонажи
  • игровые формы
  • чтение сказок с дальнейшим их обсуждением
  • создание проблемных ситуаций.

Быть финансово грамотным — необходимость, продиктованная временем. Переход общества к рыночной экономике требует не только создания соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирования экономически грамотных людей, способных принимать оптимальные финансовые решения. В условиях новых рыночных отношений усиливается значимость таких качеств личности, как предприимчивость и деловитость, расчётливость и хозяйственность, инициативность и дисциплинированность. Обучение происходит в процессе знакомства с увлекательными историями и забавными сказочными зверями, так же как и дети, изучающими окружающий мир. Весёлые постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать творческие способности, память, наблюдательность, внимание и усидчивость, знакомят с азами финансовой грамотности, счётом в пределах десяти. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребёнок легко усвоит основные понятия и получит знания, которые станут основой для дальнейшего формирования его финансовой культуры. Цикл обучающих сказок призван выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, научить принимать свои первые финансовые решения, соотносить «хочу» и «могу», познакомить с такими понятиями, как • трудиться, работать и зарабатывать; • тратить, расходовать, покупать; • откладывать, копить, сберегать; • одалживать, занимать, отдавать, возвращать; • планировать, экономить.

Можно выделить следующие категории сказок:

- Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения (Сказка «Петушок и бобовое зернышко»). Петушку, подавившемуся бобовым зернышком, требуется масло, чтобы извлечь из горлышка зерно. Главная героиня – курочка, имея доброе сердце, протягивает руку помощи своему собрату. Не имея ничего, она просит масло у хозяюшки, но та, в свою очередь, соглашается оказать ей данную услугу в обмен на коровье молоко. Курочка, отчаянно просит помощи у коровы, но и кормилица просит что-то взамен и так по цепочке.

Эта сказка идеально показывает нам всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление.

Получается, что данная сказка еще с самого детства приучает нас к тому, что за любую взятую нами вещь или на какое-либо одолжение, мы должны отдать что-либо взамен. В наше время текущий обмен выполняется на денежную валюту, которую, опять-таки, мы получаем за свой собственный труд. Заработав свои собственные деньги, мы в первую очередь распоряжаемся, куда их внести, на что их потратить и на что отложить. Таким образом, вырабатывая в себе бережливость.

Сказка «О рыбаке и рыбке» — показывает как вредная, сварливая старуха хотела обрести все блага, не прилагая никаких усилий, но в результате осталась ни с чем из-за своей неблагодарности и жадности.

Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино». Наверное каждый человек хоть раз в жизни мечтал о чуде, т.е. ожидание, что вот – вот произойдёт что-то хорошее, и мы одержим успех и нам обязательно повезет. Но часто, эта эмоция, нас просто обманывает и не соответствует реальности. Мы хотим увидеть чудо (уж так устроен человек), поэтому ждём его и нередко попадаем в очень неприятные ситуации.

«Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?» — зазывала его Алиса. «Конечно, хочу! А как это делается?» — отвечал Буратино».

Так лиса Алиса и кот Базилио обманывали Буратино, желая выудить у него 4 золотых. Кот Базилио и лиса Алиса поведали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а только поверить в чудо.

Бывалые мошенники умело убеждали глупенького Буратино преумножить свои денежки:

Главный персонаж – Буратино — совершил финансовую ошибку, доверившись двум мошенникам — лисе Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом.

Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни.

- Сказки, отражающие труд людей

Сказка «Хаврошечка» — формирование положительного отношения к людям, добросовестно выполняющим свою работу. Надо ценить таких работников, потому что можно остаться ни с чем.

Сказка «Мужик и медведь» — формирует представление о труде сельского жителя, учит предвидеть результат труда, проявлять смекалку. Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем, получил товар и прибыль, а медведь работать не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»

В сказке автор высмеивает такие качества человека, как жадность, погоня за дешевизной. Речь идет о попе, желающем найти себе такого работника, который работал бы усердно да исправно и не слишком дорого брал.

В результате Балда договорился с попом, что будет работать за три щелчка по лбу в год. Работал Балда «за семерых», был хорошим работником. А когда пришел срок оплаты за работу, поп и вовсе не хотел расплачиваться.

Сказка раскрывает перед читателями проблему жадности, алчности, вероломства. Поп всячески высмеивается автором. Действительно, человек выглядит крайне жалко в своих стремлениях угнаться за дешевизной.

Сказка учит нас тому, что так поступать со своими работниками (впрочем, как и вообще с людьми) нельзя. Нужно платить им по их заслугам.

- Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство (Сказка «Лисичка со скалочкой» — наглядно показывает как хитрая лиса выгодно для себя обменивала курочку на уточку, уточку на гусочку. Но в результате ее обман был раскрыт, она наказана (осталась без хвоста)

Сказка «Дудочка и кувшинчик» – поучительная сказка, в которой лентяйка Женя на собственном опыте поняла, как важно быть трудолюбивым и настойчивым человеком, что благодаря упорству и трудолюбию, можно получить желанный результат.

Сказка «Кот в сапогах» учит, что даже небольшие блага можно приумножить, если распорядиться ими с умом.

- Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость (Сказка «О попе и его работнике Балде»).

Сказка «Как коза избушку построила»

Коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.

Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Обратимся к образу Крота. Знатный и слепой Крот – олицетворение богатого расчетливого, жадного мужчины, ишущего во всем выгоду. Он состоятелен, но скуп. Его характер дан в нескольких словах: «важный, степенный и неразговорчивый». Он считает себя верхом мечты каждой девушки, при этом не любит солнца, цветов и птиц. «Половина зёрнышка в день, в день это немного. Женюсь! А в год? В году 365 дней. По половине зёрнышка в день – 182, 5 зерна в год. В год получается не так уж и мало.»

- Сказки, знакомящие с понятием «реклама» ( «Как мужик корову продавал») цель сказки раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре целью его продажи. Старик не мог продать свою корову, потому что говорил всем, что она старая и мало дает молока. А паренек был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

Сказка «Лиса и козел» — Лиса хитрая, хоть и попала в беду (в колодец), уверяла козла, что ей хорошо в колодце, не жарко. Козел поверил, лиса воспользовалась его доверчивостью.

«Новое платье короля» — учит не поддаваться чужому влиянию, не стараться выглядеть «как все».

Заключение

Сказки помогают выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, умениерассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, соотносить понятия «хочу» и «могу».

Сказки оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют в настоящее время. Они способствуют повышению финансовой грамотности обучающихся.

Используемая литература

  1. Стахович Л.В., Семенкова Е.В. «Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок» Москва 2019 г.
  2. Абрамов С.А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для педагогов/Волгоград ГБОУ СПО «ВТЭК» 2015 г.
  3. Стахович Л., Семенкова Е., Рыжановская Л., «Читаем и обсуждаем» Пособие для воспитателей. Вита-Пресс 2020 г.
  4. Стахович Л., Семенкова Е., Рыжановская Л., «Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников» Издательство «ВАКО» 2019 г.
  5. КотюсоваИ. М., Лукьянова Р.С «Экономика в сказках и играх» Пособие для воспитателей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год