Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль хороводных игр в развитии детей дошкольного возраста»
Фольклор
Автор: Потапова Вера Анатольевна   
12.05.2024 15:32

«Роль хороводных игр в развитии детей дошкольного возраста»«Роль хороводных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила: Потапова Вера Анатольевна МБОУ «Белоомутская средняя общеобразовательная школа №1» Дошкольное отделение «Реченька»

Хоровод — древнейший вид народного искусства, часть национальной культуры, в нем мудрость русского народа, его духовная сила, красота родного языка.

В хороводных играх заложен тонкий педагогический смысл, поэтому в руках педагога — это хороший инструмент решения образовательных задач. В хороводе ребенок учится владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, выстраивать совместные действия, проявлять свои мысли, чувства, самостоятельность, соотносить ритм своего движения с движениями других, получает первые образные представления о Родине, её культуре, духовно-нравственные ориентиры.

 

Хороводная игра, коллективная игра, игра в кругу (круг в народе — это оберег) – рассчитана на личное, индивидуальное участие каждого ребенка, содержит минимальное количество правил, что позволяет ребенку вступить в игру без опасений и боязни, получать удовольствие от процесса игры.

Хороводная игра соединяет песню с движением, где игровое действие осуществляется в ритме, словах, ребенок, драматизируя то, о чем поется в песне, выражает различные формы коммуникации:

  • вербальную — через речь
  • невербальную – через жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы
  • паралингвистическую — тембр, темп голоса, интонацию, паузы.

Хороводная игра решает следующие задачи:

  • формируют у ребенка мотивацию к процессу говорения
  • развивают артикуляционную моторику, темп, ритм, речевое дыхание, правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи
  • пополняют и активизируют словарь
  • совершенствуют грамматический строй, монологическую и диалогическую формы речи
  • развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимают мышечное напряжение, формируют правильную осанку
  • обучают способам невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использованию их в практике общения
  • воспитывают внимание к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений, культуру речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе
  • развивают у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Педагогические условия организации хороводной игры:

  • ознакомление педагога с содержанием игры
  • ознакомление с содержанием, историей игры
  • ознакомление с хороводной песней, ее содержанием
  • проведение словарной работы
  • показ движений.

Задача педагога – дать целостное представление об игре, вызвать у детей интерес, желание играть, поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от предстоящего совместного творческого процесса.

Структура хороводной игры:

  • подготовительная часть
  • основная часть
  • - заключительная часть.

В подготовительной части педагог собирает детей на игру, называет её, создает интерес и мотивирует детей к игре.

В основной части педагог объясняет или напоминает правила игры, распределяет роли, раздает атрибуты, т. е. организует детей на игру и проводит игру.

В заключительной части проводит педагогический анализ игры: отмечает соблюдение правил игры, достижение или не достижение цели, привлекая к анализу детей.

В группах раннего и младшего возраста используются хороводные игры, в основе которых – круг, имитация, а в старших – построение, перестроения.

Ходьба по кругу с имитацией движений животных: «Мишка-косолапый», «Цыплятки» под рифмованные потешки, например «Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор» учит детей владеть своим телом, управлять крупной моторикой (идти друг за другом, изображая движения Егора). Имитируя, незаметно для себя, ребенок, сосредотачивается на звуке, воспринимает его, улавливает ритм — слоги, рифмы (Егор, гор, учится слышать и понимать речь, у него развивается слуховое внимание и слуховое восприятие, что создает условия к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса, обеспечивает четкое произношение звуков.

Игра «Каравай» имеет сюжетную мелодию, учит детей двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону, выполнять движения в соответствии с текстом, побуждает детей подражательной речевой деятельности, расширяет понимание речи и словарный запас (вышины, нижины, каравай).

Подражая, ребенок легко усваивает текст и движения, постепенно начинает подпевать, улавливает ритм, участвует в совместной деятельности, воспринимает музыку, текст, движения в единстве.

Играя в игру «Каравай» к концу года дети учатся правильно согласовывать движения и слова, слаженно двигаться в соответствии с текстом, ритмом и темпом музыки, держать круг.

К 4-5 годам у детей появляется желание петь, а пение – это сложный процесс звукообразования, где происходит координация слуха и голоса. В пении, повторяя слова и фразы в гораздо более приятной форме, дети не осознают того, что через повторение заучивают слова, легко их запоминают, выполняют движения под хоровое пение. Хоровое пение в игре укрепляет голосовой аппарат, тренирует память, вырабатывает правильное звукопроизношение, развивает фонематический слух.

В игре «Ходит Ваня» дети осваивают хороводный шаг — плавный шаг с носка, который выполняется поочередно каждой ногой, определяют длительности звуков (кружочка и дружочка- 2 коротких и 1 длинный, двигаются в соответствии с ритмом и темпом музыки, контролируют собственное произношение, учатся делить слова на слоги, понимают, что есть короткие и длинные звуки — слоги.

Хороводная игра специально создавалась как плясовая хороводная, поэтому темп и четкий ритм соответствуют распространенным размерам плясовых песен, учитывает физические возможности детей: успевать и петь, и танцевать. Самым трудным для детей старшего возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность движения в такт музыке.

В игре «За малиной в лес пойдем» дети учатся согласовывать имя существительное с глаголом (мы — пойдем, наберем, упражняются в умении внятно произносить слова с естественной интонацией, что помогает в выразительности речи, употреблять слова и движения в точном соответствии со смыслом.

В хороводе «Как на тоненький ледок» (описание движений) дети самостоятельно поют и двигаются в соответствии с текстом, все живут в едином пространстве и в заданном речевом ритме, на припев увеличивают темп. Рифмы (ледок – снежок — дружок, поспешал – упал) формируют выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, движения, учат ориентировке ребенка в звуковой форме языка, дифференциации звуков на слух (ш — ж, с — ш, з — ж, что обеспечивает подвижность артикуляционного аппарата и овладения грамматическим строем и звуковым составом родного языка.

Хороводные игры — неотъемлемая часть образовательного процесса, выступают одним из источников образцов языка высокого качества, развивают слуховое внимание – умение сосредотачиваться на звуке, слуховой памяти, звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Сформированное фонематическое восприятие — основа всей сложной речевой системы, залог четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, овладения грамматическим строем языка, грамотой, успешного освоения навыков письма и чтения. Так же хороводные игры, построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании.

В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время исключая конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам, доступны каждому ребенку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год