Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чувашской национальной культуре через реализацию дополнительной образовательной программы «Весёлый чувашский»
Фольклор
Автор: Т. Мелёшкина, Л. Ильина, воспитатель, Т. Зуева,   
11.12.2024 11:17

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чувашской национальной культуре через реализацию дополнительной образовательной программы «Весёлый чувашский»Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чувашской национальной культуре через реализацию дополнительной образовательной программы «Весёлый чувашский»

«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое» – чувашская народная пословица.

В Концепции воспитания обучающихся Самарской области, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Стратеги развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», отмечено, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, передающиеся от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Самарская область представлена культурными и этническими особенностями и часто встречаются дети с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.

 

В настоящее время тема, направленная на формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям, погружения в истоки национальной культуры является актуальной.

С внедрением федеральной образовательной программы (ФОП) детский сад выполняет одну из основных функций – создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Взрослые редко передают традиции своего народа подрастающему поколению, мало играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством.

Национальный состав населения Похвистнево, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: русские – 24 739 (85. 55%) человек, татары – 1 180 (4. 08%) человек, чуваши – 787 (2. 72%) человек, мордва – 613 (2. 12%) человек, украинцы – 393 (1. 36%) человека, другие национальности (менее 0,5% каждая) – 1 206 (4. 17%). Соответственно, наш детский сад посещают дети разных национальностей, среди которых немало чувашей.

Одной из возможностей сохранения историко-культурного наследия чувашского народа является организация совместной деятельности по программе дополнительного образования «Весёлый чувашский». Основной целью работы по данной программе является развитие личности ребенка, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на чувашском языке.

Данная программа знакомит детей с пониманием культуры родного народа, дополняет основные образовательные курсы по речевому развитию, помогает уже в дошкольном возрасте овладеть знанием чувашского языка, является уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, воспитания толерантного отношения к людям. Изучение чувашского языка помогает глубже понять свою собственную культуру.

Основными видами деятельности дошкольников на занятиях по программе являются игра и общение, в рамках которого происходит формирование и совершенствование активности дошкольников. В наибольшей степени эта активность проявляется в развивающем сюжете занятия. Сюжетная основа представляет определенный сценарий, включающий комплекс мотивированных заданий, организующих общение, что позволяет ненавязчиво приобщать ребенка к изучению чувашского языка и организовать переход от одной деятельности к другой.

Почему же именно игра эффективна в реализации программы? В чем ее педагогическая целесообразность использования?

Уникальность дошкольного возраста состоит в том, что именно в это время возможно включение процесса изучения родного языка в контекст игровой деятельности c целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению языком. Новая игра со сказочными персонажами, зверушками, которые говорят на родном языке, является психологическим толчком для перехода на новый язык. Посредством игры развивается интерес к родному языку и происходит первое соприкосновение c языковым миром. C помощью игры легче сосредоточить внимание детей, привлечь их к активной работе. Это связано c психологическими особенностями детского организма.

В ходе развития сюжета занятия происходит интеграция: игровой + речевой деятельности на родном или чувашском языке; игровой + речевой + предметной/изобразительной деятельности; игровой + речевой + музыкально-спортивной деятельности и других динамических структур взаимодействия различных видов деятельности.

В рамках реализации дополнительной образовательной программы «Веселый чувашский» с детьми был организован детский проект «Такие похожие слова», цель которого развитие речевой активности детей через изучение чувашских слов заимствованных из русского языка и создание словаря русских слов в чувашском языке. Данный проект в окружном конкурсе детских проектов «Мои первые открытия» занял 1 место.

Воспитанница нашего детского сада приняла участие в областном мероприятии, посвященном памяти Героя Советского Союза Георгия Нефёдовича Захарова и стала победителем в смотре-конкурсе песни и танца, а также призером в конкурсе чтецов произведений чувашских писателей, посвященных Великой Отечественной войне.

Семья воспитанницы приняла участие во II Всероссийском конкурсе семейных видео-роликов, раскрывающих роль семьи, родных языков, национальных традиций в воспитании подрастающего поколения.

Уже в дошкольном возрасте уделяется особое внимание формированию у детей начал национального сознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и языку.

Таким образом, работая по дополнительной образовательной программе «Веселый чувашский» воспитывается гармонично развитая личность, развиваются в ребенке природные задатки, творческий потенциал, способности, позволяющие ему реализоваться в различных видах и формах деятельности. Данная программа не только обеспечивает детей возможностью овладения еще одним способом общения, но и приобщает детей к истокам культуры чувашского народа, формирует у них основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, создает благоприятные условия для привития любви и уважения к людям другой национальности, воспитания толерантной личности.

Список литературы

  1. Андреева Н.Н. Личность педагога в современных условиях гуманизации образования / Н.Н. Андреева, Н.Н. Ефимова, Л.Б. Соловей. – Чебоксары, 2004
  2. Богатеева З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. – Чебоксары, 2003
  3. Игнатьева В.И. Современные cоциально-педагогичеcкие условия обучения чувашскому языку как неродному / В. И. Игнатьева // Цивилизации народов Поволжья и Приуралья: сборник научных статей по материалам Междунар. науч. конф. -Т. III. — Проблемы языка и этноса на рубеже веков. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2006. — C. 329 — 335.
  4. Махалова И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. – Чебоксары, 2003
  5. Михайлова С. Г. Примерная программа обучения чувашскому языку русскоязычных дошкольников / С. Г. Михайлова. — Чебоксары: Чуваш, гос, пед. ун-т, 2021. – 71 с.
  6. Михайлова С. Г. Формирование механизмов чувашской речи у русскоязычных дошкольников пятого года жизни при обучении литературному произношению / С. Г. Михайлова. – Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2021. — 163 с.
  7. Михайлова С. Г. Учимся говорить по-чувашски Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2021. – 132 с.
  8. Протасова, Е. Ю., Методика развития речи двуязычных дошкольников / Е. Ю. Протасова. Н. М. Родина. — М.: Владос, 2020, – 245 с.
  • Т. Мелёшкина, руководитель,
  • Л. Ильина, воспитатель,
  • Т. Зуева, педагог-психолог,

СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево Самарской области

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год