Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чувашской национальной культуре через реализацию дополнительной образовательной программы «Весёлый чувашский» |
Фольклор | |||
Автор: Т. Мелёшкина, Л. Ильина, воспитатель, Т. Зуева, | |||
11.12.2024 11:17 | |||
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чувашской национальной культуре через реализацию дополнительной образовательной программы «Весёлый чувашский» «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое» – чувашская народная пословица. В Концепции воспитания обучающихся Самарской области, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Стратеги развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», отмечено, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, передающиеся от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Самарская область представлена культурными и этническими особенностями и часто встречаются дети с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.
В настоящее время тема, направленная на формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям, погружения в истоки национальной культуры является актуальной. С внедрением федеральной образовательной программы (ФОП) детский сад выполняет одну из основных функций – создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. Взрослые редко передают традиции своего народа подрастающему поколению, мало играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством. Национальный состав населения Похвистнево, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: русские – 24 739 (85. 55%) человек, татары – 1 180 (4. 08%) человек, чуваши – 787 (2. 72%) человек, мордва – 613 (2. 12%) человек, украинцы – 393 (1. 36%) человека, другие национальности (менее 0,5% каждая) – 1 206 (4. 17%). Соответственно, наш детский сад посещают дети разных национальностей, среди которых немало чувашей. Одной из возможностей сохранения историко-культурного наследия чувашского народа является организация совместной деятельности по программе дополнительного образования «Весёлый чувашский». Основной целью работы по данной программе является развитие личности ребенка, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на чувашском языке. Данная программа знакомит детей с пониманием культуры родного народа, дополняет основные образовательные курсы по речевому развитию, помогает уже в дошкольном возрасте овладеть знанием чувашского языка, является уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, воспитания толерантного отношения к людям. Изучение чувашского языка помогает глубже понять свою собственную культуру. Основными видами деятельности дошкольников на занятиях по программе являются игра и общение, в рамках которого происходит формирование и совершенствование активности дошкольников. В наибольшей степени эта активность проявляется в развивающем сюжете занятия. Сюжетная основа представляет определенный сценарий, включающий комплекс мотивированных заданий, организующих общение, что позволяет ненавязчиво приобщать ребенка к изучению чувашского языка и организовать переход от одной деятельности к другой. Почему же именно игра эффективна в реализации программы? В чем ее педагогическая целесообразность использования? Уникальность дошкольного возраста состоит в том, что именно в это время возможно включение процесса изучения родного языка в контекст игровой деятельности c целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению языком. Новая игра со сказочными персонажами, зверушками, которые говорят на родном языке, является психологическим толчком для перехода на новый язык. Посредством игры развивается интерес к родному языку и происходит первое соприкосновение c языковым миром. C помощью игры легче сосредоточить внимание детей, привлечь их к активной работе. Это связано c психологическими особенностями детского организма. В ходе развития сюжета занятия происходит интеграция: игровой + речевой деятельности на родном или чувашском языке; игровой + речевой + предметной/изобразительной деятельности; игровой + речевой + музыкально-спортивной деятельности и других динамических структур взаимодействия различных видов деятельности. В рамках реализации дополнительной образовательной программы «Веселый чувашский» с детьми был организован детский проект «Такие похожие слова», цель которого развитие речевой активности детей через изучение чувашских слов заимствованных из русского языка и создание словаря русских слов в чувашском языке. Данный проект в окружном конкурсе детских проектов «Мои первые открытия» занял 1 место. Воспитанница нашего детского сада приняла участие в областном мероприятии, посвященном памяти Героя Советского Союза Георгия Нефёдовича Захарова и стала победителем в смотре-конкурсе песни и танца, а также призером в конкурсе чтецов произведений чувашских писателей, посвященных Великой Отечественной войне. Семья воспитанницы приняла участие во II Всероссийском конкурсе семейных видео-роликов, раскрывающих роль семьи, родных языков, национальных традиций в воспитании подрастающего поколения. Уже в дошкольном возрасте уделяется особое внимание формированию у детей начал национального сознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и языку. Таким образом, работая по дополнительной образовательной программе «Веселый чувашский» воспитывается гармонично развитая личность, развиваются в ребенке природные задатки, творческий потенциал, способности, позволяющие ему реализоваться в различных видах и формах деятельности. Данная программа не только обеспечивает детей возможностью овладения еще одним способом общения, но и приобщает детей к истокам культуры чувашского народа, формирует у них основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, создает благоприятные условия для привития любви и уважения к людям другой национальности, воспитания толерантной личности. Список литературы
СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево Самарской области
|