Методическая разработка «Кукла-оберег» «Кукла — Счастье» |
Фольклор | |||
Автор: Рылина Ирина Владимировна | |||
15.12.2024 20:42 | |||
Методическая разработка «Кукла-оберег» «Кукла — Счастье» (МАОУ «СОШ № 94 г.Челябинска») КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 94 Г. ЧЕЛЯБИНСКА» Возрастная категория (подготовительная группа 6-7 лет) Составила: воспитатель 1 категории Рылина Ирина Владимировна г. Челябинск 2024 Возрастная категория (подготовительная группа 6-7 лет) Пояснительная записка Актуальность:
Чтобы у детей сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству. Знакомить детей с традициями и культурой нашего края. Достижение положительных результатов в этой работе возможно, когда педагог использует разнообразные формы и методы работы с детьми. Организация работы будет эффективна, если совместную деятельность проводить в непринужденной обстановке. Дети узнают новое о своих предках, прикасаются к их культуре и быту. Цели:
Задачи:
Ожидаемый результат:
Интегрируемые образовательные области:
Словарная работа:
Предварительная работа:
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Приложение:
Ход деятельности Звучит музыка «Пташечка» Пелагея На воспитателе одет народный костюм (передник и нагрудник) Воспитатель: Здравствуйте девчонки-веселушки, Озорные хохотушки. Здравствуйте, ребята-молодцы. Озорные удальцы! Улыбнитесь всем вокруг И скорей вставайте в круг, Клубочек ты передавай Ласково имя свое называй! (Дети передают клубок друг другу, называя свои имена) Воспитатель: Чада мои, хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить? Вы это узнаете с помощью игры «Волшебный лоскуток». Каждая буква из ткани под определенной цифрой. Нужно выложить буквы в правильной последовательности, чтобы получилось слово. (На тканевой доске буквы, на каждой букве цифра) Дети из букв составляют слово – «кукла». Воспитатель: Удальцы вы мои! Сегодня наш разговор будет про кукол. - Скажите пожалуйста, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы? (ответы детей). - А что, вообще такое кукла. (Это игрушка, похожая на фигуру человека) - Чада мои посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего? Куклы разных поколений (современные и самодельные куклы. (ответы детей) - Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей) - Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных кукол лица нет. В старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла навредить ребенку Современные куклы изготовлены из разных материалов (керамика, пластмасса, резина, дерево..), а эти куклы из ткани. Как еще можно назвать тряпичные куклы. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей) Воспитатель: Родители делали для своего чада в основном из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала. Родители их не покупали, а мастерили вместе с детьми. Звучит музыка Рассаживайтесь поудобнее, а я расскажу вам много интересного. (Педагог сопровождает рассказ слайдами на экране). - Давным-давно, когда не было больших городов, дома строили из дерева, не было автомобилей, не было света. Люди ложились очень рано спать и ребятишки очень сильно любили слушать разные сказки. Так как не было заводов и фабрик, которые делали игрушки для детей, взрослые, стали делать игрушки своими руками из различных материалов. Из дерева, из мочала, березовой бересты и особенно много игрушек – кукол из ткани. И в зависимости от того для чего предназначалась такая кукла, для игры, для праздника или для защиты от злой силы, им давали различные названия. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Тряпичных кукол было много, но сегодня я хочу рассказать об одной кукле, называется «Счастье». Эта кукла-оберег. А, что такое оберег? (ответы детей). Считалось, что эта кукла оберегает, охраняет маленького ребенка от недобрых взглядов и злых духов и берет на себя все плохое. Куклу-оберег делали обязательно безликой, т.е. без лица, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Делала такую куклу бабушка или мама, и вывешивались они над колыбелью младенца. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх. Вырастая, ребенок играл с куклой: нянчил, кормил, укачивал. Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение. Воспитатель: А хотите мы с вами сегодня научимся делать такую куклу-оберег. Тогда делу время, потехе час! Недаром у нас говорят: Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься. Воспитатель: чтобы ребятки изготовить куклу-счастье нужно придерживаться следующим правилам
Нам понадобится:
(на слайде показана последовательность выполнения куклы). Итог деятельности Какую куклу мы сегодня сделали? (куклу-Счастье) А кто помнит, почему кукол делали без лица? Ребята, вы сегодня замечательно потрудились, что для вас сегодня было трудным. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть оберег кукла-Счастье Воспитатель: Пусть эти куколки, которые вы сделали сегодня, оберегают вас и вашу семью!
|