Консультация для педагогов «Немного об истории Матрёшки» |
Фольклор | |||
Автор: Андрюшина Римма Вениаминовна | |||
18.12.2024 19:53 | |||
Консультация для педагогов «Немного об истории Матрёшки» Мы так привыкли к матрёшке, что кажется, она была всегда, что это старинная игрушка. На самом деле матрёшка сравнительно молода. Появилась она в 1890г, т.е. возраст её 130 с лишним лет. Во всемирно признанный символ России она превратилась в ходе Международного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 г. Матрёшку дарили иностранным гостям, которые развозили эти русские сувениры по домам — как экзотику, ранее нигде не виданную. И вот что странно… История создания матрёшки – это не «придания старины глубокой…», но тем не менее, история её появления окружена ореолом легенд и мифов. О том, кто были её создателями, какой персонаж послужил прототипом до сих пор спорят. Попробуем разобраться и мы с вами.
Знаете ли вы, мои друзья, что в настоящее время существует две версии происхождения матрешки. Представьте себе – целых две! Первая версия уже давно кочует по просторам интернета, переходя с сайта на сайт. Она гласит о том, что наша любимая матрешка имеет японские корни. При этом прототипом матрешки, в разных источниках, почему – то называют совершенно разные игрушки (хокэси, дарума, фукурума). Странно, не правда ли? А если не полениться и поискать в интернете описание и фотографии этих японских кукол, можно убедиться, что они ничем не напоминают нашу матрёшку. За исключением разве что, игрушки фукурумы… Но о ней мы поговорим позже. Вторая версия появилась несколько лет назад. Благодаря исследованиям эксперта по матрешке Игоря Блюма, который провёл колоссальную работу, собирая факты и доказательства, опровергающие версию о японских корнях. Сейчас многие искусствоведы соглашаются с ним, утверждая, что японская версия — это миф или, говоря современным языком, фейк. Кроме того, сохранились записи основателя «Музея игрушки» в Сергиевом Посаде Н.Д. Бартрама (музей сейчас носит его имя). Вот что он писал: «Говорят, что идея выполнения «матрешек» заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек, но всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрешку не похожи. Матрешки пользуются большим спросом как у нас дома, так и за границей. Интересно, что ряд немецких фирм подделывал наших матрешек, выдавая их за русское производство. В России и до матрёшки существовали разборные игрушки, вложенные одна в другую. Например, пасхальные яйца XVII века. В Японии же подобные изделия появились лишь в середине XIX в.» А теперь вернемся к игрушке с названием Фукурума. Некоторые источники утверждают, что Фукурума является одним из богов Ситифукудзин (7 богов счастья). Но… Когда эксперты по матрешке обратились с запросом к японским искусствоведам, то выяснилось, что бога Фукурумы, в Японии нет и никогда не было. А имя бога из «7 богов счастья», несколько иное — Фукорокудзю. Изготавливались фигурки богов из слоновой кости (часто в форме нецкэ) и разъёмными никогда не были. А в качестве деревянной и разъёмной эта игрушка появилась намного позже матрёшки. Так что ещё можно поспорить, кто у кого скопировал идею! Откуда же появился миф о японской матрёшке? Вернее, фейк (давайте называть вещи своими именами)! Впервые эта версия увидела свет в книге «Матрешка» авторов Е. Можаевой (тогдашнего директора музея игрушки им. Н.Д. Бартрама и журналиста А. Хейфица, изданной в 1969 году. Это было время, когда налаживались советско–японские торговые отношения. И очевидно, авторам хотелось добавить сенсационности уже привычному символу России. И ещё странный и интересный факт. Как выяснилось, работники музея не смогли объяснить, какие источники и документы позволили их директору прийти к такому заключению. Безусловно, Екатерина Можаева, работавшая в музее с 1931 года секретарём, а затем ставшая его директором, знала мнение Николая Дмитриевича Бартрама, но тем не менее, поддержала японскую версию происхождения матрёшки. Возможно, что на этом настоял её соавтор. Специалисты предполагают, что у журналиста были хорошие связи с издательством, и могла сложиться такая ситуация – либо книга выходит с новой сенсационной версией, либо не выходит вообще. Но именно с момента выхода книги «Матрёшка» японская версия начала свой триумфальный путь по русскому сознанию как неоспоримый факт. И в любом материале, в любой книге о матрёшке об этом упоминается. В своих исследованиях Игорь Блюм очень забавно пишет, что когда японцы узнали об этой версии, они сначала удивились… потом охотно подхватили (а почему бы и нет?) Но тут возникает вопрос. Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы? Почему её все ищут и никак не могут найти? А может ответ очень простой? Её нет и никогда не было! На этом претенденты на «родину матрёшки» не закончились! Очень быстро «проснулись» китайцы (как же без них). Страна, давшая миру фарфор, чай, бумагу, порох… и матрешка тоже наше изобретение! Кстати, значительная часть матрешек в настоящий момент поступает в Россию из Китая. В Китае построили город Матрешки, в центре которого возвышается 30-метровая статуя гигантской игрушки в окружении огромного количества фигурок поменьше. В начале ХХ века наша русская матрёшка побывала на двух международных выставках. В 1900г в Париже она завоевала бронзовую медаль, а в 1906г в Милане – золотую. К слову сказать, Япония на этих выставках также представляла свои достижения и изобретения. Но в японских каталогах не значилось ничего похожего на японскую игрушку. А могли бы привезти и похвастаться! Как можно убедиться, авторство матрёшки до сих пор вызывает горячие споры. Но я призываю своих коллег отнестись к этой теме повнимательней. Если вы интересуетесь историей матрёшки, не спешите бездумно скачивать первую попавшуюся «популярную» статью из интернета. Поищите и другие источники. К счастью, сейчас многие искусствоведы и сотрудники музеев, рассказывая о матрёшке, упоминают именно о двух существующих на данный момент версиях о её происхождении. При этом добавляют, что версия о японских корнях не подтверждается. И в заключении хочется добавить мнение Игоря Блюма. «Матрёшка – это мощный элемент пропаганды. Как с нашей стороны, так и с противоположной. Современныеэксперты предполагают, что в Японии компания по дезинформации о матрёшке финансируется, и со стороны Запада тоже. Их пропагандисты заявляют, что никакой русской культуры нет, даже матрёшку русские украли и прочее. Этозаявление с далеко идущими последствиями. К сожалению, матрёшка не охраняется законом, как Герб или Флаг, о которых нельзя публиковать недостоверные данные. Матрёшку никто не защищает, и никто ею не занимался, а направлениеважное. Идёт информационная война в этом направлении против России, и этому необходимо противостоять.» Источники: Молодёжное информационное агентство «Мир»: «Молодежные новости от 14. 07 2023г» Игорь Блюм «Подлинная история Матрешки.» [Электронный ресурс] 2023. Римма Андрюшина
|