Занятие «В гости к бабушке» в средней группе. |
Фольклор | |||
Автор: Абраменко Ирина Николаевна | |||
18.12.2024 20:57 | |||
Занятие «В гости к бабушке» в средней группе. Цель: формировать интерес к русской народной культуре и любви к традициям русского народа. Задачи:
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват). Обручи, кольца, скамейки, наклонная ребристая доска, степы. Ноутбук, флешка. Словарная работа: горница, изба, чугунок, ухват, самовар, печь.
Предварительная работа: чтение сказок, изучение поговорок, прибауток. Рассматривание иллюстраций. Обследование предметов русского быта, домашнего обихода. Дидактическая игра «Назови русскую народную сказку» (предметы быта, которые встречались в русских сказок). Дидактическая игра «Предметы современного и русского быта» Ход занятия. Инструктор: Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Гости дорогие, Важные такие В зале здесь у нас сидят Строго так на всех глядят. Ребёнок: И не строго, а с улыбкой Очень тёплой и простой, Гости нас встречают с вами, Инструктор: Чем ответим? Дети: Добротой! - Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса. (Прилетает сорока с письмом) (Инструктор читает письмо) Принесла я вам письмо, Вот, от бабушки оно. В гости к ней вы собирайтесь, Быстро-быстро наряжайтесь, Ведь у бабушки, у нашей бабушки Сегодня посиделки! «Ко мне в гости собирайтесь, да в дорогу отправляйтесь, Жду вас с нетерпением, уж готово угощение! Бабушка». Инструктор: Ребята, отправимся в гости к бабушке? Дети: Да! Инструктор: Путь наш будет не простой. Преодолеем все трудности на пути? Дети: Да! Инструктор: В путь! Ходьба под музыкальное сопровождение. Бег медленный с остановкой на сигнал «Стоп!» Инструктор: Полоса препятствий:
«Подъем в гору» (дети поднимаются по лестнице) Впереди течет река, Все сюда, сюда, сюда. Вот и мостик на пути, Надо нам по мостику пройти «Ходьба по мосту через реку» (дети выполняют упражнения в равновесии, руки на поясе) Инструктор: Посмотрите на пути, Там болото впереди! 3. «Прыжки по кочкам» (прыжки на одной, двух ногах с продвижением вперед) Инструктор: Вот мы с вами преодолели все препятствия на пути, прошли по просторам нашей страны. Физкультминутка «Наша Родина — Россия» В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носках вверх) Реки глубокие, (присаживаемся на корточки) Степи широкие, (раскидываем руками) Леса и болота большие, (руки вверх) А мы — ребята вот такие (показываем большой палец) Инструктор: Лады-лады ладушки Пришли мы свами к бабушке, К нашей милой бабушке Бабушке любимой Бабушка: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Бабушка: Приятно видеть вас в добром здравии. Приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. В старину нашу страну ласково называли «Русь», еще ее называли Русь «деревянная». Люди жили в деревянных домах, которые назывались избами. Избу рубили топорами из бревен. Раньше не было многоэтажных домов, и у каждой семьи была своя изба. В ней было тепло и уютно. В избе была комната, которую называли горницей. Я приглашаю вас к себе в горницу. - Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее (дети садятся на лавки вокруг стола). - Как называется комната в избе? Дети: Горница. Бабушка: Горница была и кухней, и спальней. Люди спали на лавке, а сидели на скамейке. Смотрите, вы тоже сидите на скамейках. В каждой избе было что-то самое важное? Как вы думаете? Без чего нельзя прожить, что нужно, чтобы обогреть избу, приготовить обед? Дети: Печь. Бабушка: Правильно, Печь- это сердце избы. Как говорили в старину, про печь? Дети: - «Печи нет и жизни нет» - «Печка кормит, печка греет» - «Печка – мать родная» Бабушка: Утром хозяйка растапливала печь и начинала готовить суп, кашу, пекла хлеб. Хлеб ставила и доставала специальной лопатой. С помощью ухвата, ставила и вынимала из печи чугунок. Бабушка: Почему ставила ухватом? Дети: Так было удобно, Чугунок горячий Бабушка: От какого слова произошло слово «ухват» Дети: От слова «ухватить» Бабушка: Главной частью является топка, в нее кладут дрова и топят печку. Топку называли от слова «топить». Чем еще служила печь? Дети: Печь служила теплом и светом, на печи можно было спать и греться, сушить одежду, ягоды, грибы. Бабушка: Еще говорили: «Что есть в печи, на стол неси!». Из чего складывали печь? Дети: Из кирпичей и обмазывали глиной. Бабушка: в центре избы стоял большой стол, его покрывали скатертью. На столе вовремя обеда стоял обязательно хлеб. А вызнаете поговорки о хлебе? Дети: «Хлеб, всему голова» «Плох тот обед, коли хлеба, нет» «Много снега, много хлеба» Бабушка: За столом собиралась вся семья. «Когда вся семья вместе и душа на месте». Было много посуды (ложки, чашки, крынки для молока, меда). Посуду называли «утварь». Бабушка: Вы знаете, из чего делали посуду в старину? Ее вырезали из дерева. Раньше пользовались деревянной посудой. - Ложки, чашки, миски были какие? Дети: Деревянные! Бабушка: А самым любимым занятием было, пить чай из самовара, вести беседу. Не даром говорили: «Про печку – матушка, про самовар – батюшка». Бабушка: Зимними вечерами собирались в большой избе, вышивали, вязали, лепили, плели, вырезали. Такие вечера называли «посиделками». Предлагаю вам задание. Рассмотрите избу и найдите предмет, сделанный на посиделках. Бабушка: Что вышитое? Дети: Полотенце. Бабушка: Вязаное? Дети: Коврик, игрушки. Бабушка: Плетеное? Дети: Корзина. Бабушка: Вырезанное? Дети: Посуда. Бабушка: Если люди уставали, то водили хороводы, играли. Так они отдыхали. Игра «Калачи» Дети делают несколько кругов, состоящие из трех человек. Двигаются хороводным шагом по кругу и при этом произносят слова: Бай — качи — качи — качи! Глянь — баранки, калачи! Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи! Налетели тут грачи, Похватали калачи! (по окончании слов игроки бегают врассыпную под музыкальное сопровождение, возвращаются в свой круг. (При повторении игры могут меняться местами) Правила (действовать по сигналу, бегать, избегая столкновения с другими детьми). Бабушка: Вам понравилось у меня в гостях? Что вы сегодня узнали нового и интересного? (ответы детей) Как называли дом в старину? (ответы детей) Давайте вспомним, как называли комнату, в которой все жили? (ответы детей) В такой избе живут люди, которые заботятся друг о друге. Уважают друг друга и всегда рады гостям. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Я хочу на память подарить вам подарок, который сделан своими руками (дарит подарок). Приезжайте еще ко мне в гости. Буду вас ждать. До свидания! Инструктор: Ребята, вам понравилось в гостях у Бабушки? Давайте поблагодарим её за гостеприимство и попрощаемся. Дети: До свидания, Бабушка! Инструктор: Ребята, я вам предлагаю станцевать танец. Танец «Русский самовар» (дети выполняют раннее изученные элементы в танце) Инструктор: Если понравилось наша встреча, потяните руки к солнцу, а если не понравилась, закрепите руки на пояс. А теперь нам пора возвращаться. Заключительная ходьба.
|