Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Занятие «В гости к бабушке» в средней группе.
Фольклор
Автор: Абраменко Ирина Николаевна   
18.12.2024 20:57

Занятие «В гости к бабушке» в средней группе.Занятие «В гости к бабушке» в средней группе.

Цель: формировать интерес к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Задачи:

  • познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением
  • расширять словарный запас: изба, печь, половик, лавка, самовар, ухват, чугун
  • развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, связную речь и коммуникативные умения
  • совершенствовать в умении выполнять основные движения (ходьба по наклонной доске, в равновесии, прыжки с продвижением вперед)
  • укреплять и сохранять здоровье детей
  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, гостеприимству, любви и уважению к культуре и быту русского народа.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват). Обручи, кольца, скамейки, наклонная ребристая доска, степы. Ноутбук, флешка.

Словарная работа: горница, изба, чугунок, ухват, самовар, печь.

 

Предварительная работа: чтение сказок, изучение поговорок, прибауток. Рассматривание иллюстраций. Обследование предметов русского быта, домашнего обихода. Дидактическая игра «Назови русскую народную сказку» (предметы быта, которые встречались в русских сказок). Дидактическая игра «Предметы современного и русского быта»

Ход занятия.

Инструктор: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие,

Важные такие

В зале здесь у нас сидят

Строго так на всех глядят.

Ребёнок: И не строго, а с улыбкой

Очень тёплой и простой,

Гости нас встречают с вами,

Инструктор: Чем ответим?

Дети: Добротой!

- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.

(Прилетает сорока с письмом)

(Инструктор читает письмо)

Принесла я вам письмо,

Вот, от бабушки оно.

В гости к ней вы собирайтесь,

Быстро-быстро наряжайтесь,

Ведь у бабушки, у нашей бабушки

Сегодня посиделки!

«Ко мне в гости собирайтесь, да в дорогу отправляйтесь,

Жду вас с нетерпением, уж готово угощение!

Бабушка».

Инструктор: Ребята, отправимся в гости к бабушке?

Дети: Да!

Инструктор: Путь наш будет не простой. Преодолеем все трудности на пути?

Дети: Да!

Инструктор: В путь!

Ходьба под музыкальное сопровождение.

Бег медленный с остановкой на сигнал «Стоп!»

Инструктор:

Полоса препятствий:

  1. И горы встают перед нами на пути,
  2. И мы по горам начинаем идти.

«Подъем в гору» (дети поднимаются по лестнице)

Впереди течет река,

Все сюда, сюда, сюда.

Вот и мостик на пути,

Надо нам по мостику пройти

«Ходьба по мосту через реку» (дети выполняют упражнения в равновесии, руки на поясе)

Инструктор: Посмотрите на пути,

Там болото впереди!

3. «Прыжки по кочкам» (прыжки на одной, двух ногах с продвижением вперед)

Инструктор: Вот мы с вами преодолели все препятствия на пути, прошли по просторам нашей страны.

Физкультминутка «Наша Родина — Россия»

В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса и болота большие, (руки вверх)

А мы — ребята вот такие (показываем большой палец)

Инструктор:

Лады-лады ладушки

Пришли мы свами к бабушке,

К нашей милой бабушке

Бабушке любимой

Бабушка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Бабушка: Приятно видеть вас в добром здравии. Приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. В старину нашу страну ласково называли «Русь», еще ее называли Русь «деревянная». Люди жили в деревянных домах, которые назывались избами. Избу рубили топорами из бревен. Раньше не было многоэтажных домов, и у каждой семьи была своя изба. В ней было тепло и уютно. В избе была комната, которую называли горницей. Я приглашаю вас к себе в горницу.

- Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее (дети садятся на лавки вокруг стола).

- Как называется комната в избе?

Дети: Горница.

Бабушка: Горница была и кухней, и спальней. Люди спали на лавке, а сидели на скамейке. Смотрите, вы тоже сидите на скамейках.

В каждой избе было что-то самое важное? Как вы думаете? Без чего нельзя прожить, что нужно, чтобы обогреть избу, приготовить обед?

Дети: Печь.

Бабушка: Правильно,

Печь- это сердце избы.

Как говорили в старину, про печь?

Дети:

- «Печи нет и жизни нет»

- «Печка кормит, печка греет»

- «Печка – мать родная»

Бабушка: Утром хозяйка растапливала печь и начинала готовить суп, кашу, пекла хлеб. Хлеб ставила и доставала специальной лопатой. С помощью ухвата, ставила и вынимала из печи чугунок.

Бабушка: Почему ставила ухватом?

Дети: Так было удобно, Чугунок горячий

Бабушка: От какого слова произошло слово «ухват»

Дети: От слова «ухватить»

Бабушка: Главной частью является топка, в нее кладут дрова и топят печку. Топку называли от слова «топить».

Чем еще служила печь?

Дети: Печь служила теплом и светом, на печи можно было спать и греться, сушить одежду, ягоды, грибы.

Бабушка: Еще говорили: «Что есть в печи, на стол неси!».

Из чего складывали печь?

Дети: Из кирпичей и обмазывали глиной.

Бабушка: в центре избы стоял большой стол, его покрывали скатертью. На столе вовремя обеда стоял обязательно хлеб.

А вызнаете поговорки о хлебе?

Дети: «Хлеб, всему голова»

«Плох тот обед, коли хлеба, нет»

«Много снега, много хлеба»

Бабушка: За столом собиралась вся семья. «Когда вся семья вместе и душа на месте». Было много посуды (ложки, чашки, крынки для молока, меда). Посуду называли «утварь».

Бабушка: Вы знаете, из чего делали посуду в старину? Ее вырезали из дерева. Раньше пользовались деревянной посудой.

- Ложки, чашки, миски были какие?

Дети: Деревянные!

Бабушка: А самым любимым занятием было, пить чай из самовара, вести беседу.

Не даром говорили: «Про печку – матушка, про самовар – батюшка».

Бабушка: Зимними вечерами собирались в большой избе, вышивали, вязали, лепили, плели, вырезали. Такие вечера называли «посиделками».

Предлагаю вам задание. Рассмотрите избу и найдите предмет, сделанный на посиделках.

Бабушка: Что вышитое?

Дети: Полотенце.

Бабушка: Вязаное?

Дети: Коврик, игрушки.

Бабушка: Плетеное?

Дети: Корзина.

Бабушка: Вырезанное?

Дети: Посуда.

Бабушка: Если люди уставали, то водили хороводы, играли. Так они отдыхали.

Игра «Калачи»

Дети делают несколько кругов, состоящие из трех человек. Двигаются хороводным шагом по кругу и при этом произносят слова:

Бай — качи — качи — качи!

Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи!

Все румяны, горячи!

Налетели тут грачи,

Похватали калачи!

(по окончании слов игроки бегают врассыпную под музыкальное

сопровождение, возвращаются в свой круг. (При повторении игры могут меняться местами)

Правила (действовать по сигналу, бегать, избегая столкновения с другими детьми).

Бабушка: Вам понравилось у меня в гостях? Что вы сегодня узнали нового и интересного? (ответы детей)

Как называли дом в старину? (ответы детей)

Давайте вспомним, как называли комнату, в которой все жили? (ответы детей)

В такой избе живут люди, которые заботятся друг о друге. Уважают друг друга и всегда рады гостям. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Я хочу на память подарить вам подарок, который сделан своими руками (дарит подарок).

Приезжайте еще ко мне в гости. Буду вас ждать. До свидания!

Инструктор: Ребята, вам понравилось в гостях у

Бабушки?

Давайте поблагодарим её за гостеприимство и попрощаемся.

Дети: До свидания, Бабушка!

Инструктор: Ребята, я вам предлагаю станцевать танец.

Танец «Русский самовар» (дети выполняют раннее изученные элементы в танце)

Инструктор:

Если понравилось наша встреча, потяните руки к солнцу, а если не понравилась, закрепите руки на пояс.

А теперь нам пора возвращаться. Заключительная ходьба.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год