Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Занятие «В гости к бабушке» в средней группе.
Фольклор
Автор: Абраменко Ирина Николаевна   
18.12.2024 20:57

Занятие «В гости к бабушке» в средней группе.Занятие «В гости к бабушке» в средней группе.

Цель: формировать интерес к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Задачи:

  • познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением
  • расширять словарный запас: изба, печь, половик, лавка, самовар, ухват, чугун
  • развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, связную речь и коммуникативные умения
  • совершенствовать в умении выполнять основные движения (ходьба по наклонной доске, в равновесии, прыжки с продвижением вперед)
  • укреплять и сохранять здоровье детей
  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, гостеприимству, любви и уважению к культуре и быту русского народа.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват). Обручи, кольца, скамейки, наклонная ребристая доска, степы. Ноутбук, флешка.

Словарная работа: горница, изба, чугунок, ухват, самовар, печь.

 

Предварительная работа: чтение сказок, изучение поговорок, прибауток. Рассматривание иллюстраций. Обследование предметов русского быта, домашнего обихода. Дидактическая игра «Назови русскую народную сказку» (предметы быта, которые встречались в русских сказок). Дидактическая игра «Предметы современного и русского быта»

Ход занятия.

Инструктор: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие,

Важные такие

В зале здесь у нас сидят

Строго так на всех глядят.

Ребёнок: И не строго, а с улыбкой

Очень тёплой и простой,

Гости нас встречают с вами,

Инструктор: Чем ответим?

Дети: Добротой!

- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.

(Прилетает сорока с письмом)

(Инструктор читает письмо)

Принесла я вам письмо,

Вот, от бабушки оно.

В гости к ней вы собирайтесь,

Быстро-быстро наряжайтесь,

Ведь у бабушки, у нашей бабушки

Сегодня посиделки!

«Ко мне в гости собирайтесь, да в дорогу отправляйтесь,

Жду вас с нетерпением, уж готово угощение!

Бабушка».

Инструктор: Ребята, отправимся в гости к бабушке?

Дети: Да!

Инструктор: Путь наш будет не простой. Преодолеем все трудности на пути?

Дети: Да!

Инструктор: В путь!

Ходьба под музыкальное сопровождение.

Бег медленный с остановкой на сигнал «Стоп!»

Инструктор:

Полоса препятствий:

  1. И горы встают перед нами на пути,
  2. И мы по горам начинаем идти.

«Подъем в гору» (дети поднимаются по лестнице)

Впереди течет река,

Все сюда, сюда, сюда.

Вот и мостик на пути,

Надо нам по мостику пройти

«Ходьба по мосту через реку» (дети выполняют упражнения в равновесии, руки на поясе)

Инструктор: Посмотрите на пути,

Там болото впереди!

3. «Прыжки по кочкам» (прыжки на одной, двух ногах с продвижением вперед)

Инструктор: Вот мы с вами преодолели все препятствия на пути, прошли по просторам нашей страны.

Физкультминутка «Наша Родина — Россия»

В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса и болота большие, (руки вверх)

А мы — ребята вот такие (показываем большой палец)

Инструктор:

Лады-лады ладушки

Пришли мы свами к бабушке,

К нашей милой бабушке

Бабушке любимой

Бабушка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Бабушка: Приятно видеть вас в добром здравии. Приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. В старину нашу страну ласково называли «Русь», еще ее называли Русь «деревянная». Люди жили в деревянных домах, которые назывались избами. Избу рубили топорами из бревен. Раньше не было многоэтажных домов, и у каждой семьи была своя изба. В ней было тепло и уютно. В избе была комната, которую называли горницей. Я приглашаю вас к себе в горницу.

- Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее (дети садятся на лавки вокруг стола).

- Как называется комната в избе?

Дети: Горница.

Бабушка: Горница была и кухней, и спальней. Люди спали на лавке, а сидели на скамейке. Смотрите, вы тоже сидите на скамейках.

В каждой избе было что-то самое важное? Как вы думаете? Без чего нельзя прожить, что нужно, чтобы обогреть избу, приготовить обед?

Дети: Печь.

Бабушка: Правильно,

Печь- это сердце избы.

Как говорили в старину, про печь?

Дети:

- «Печи нет и жизни нет»

- «Печка кормит, печка греет»

- «Печка – мать родная»

Бабушка: Утром хозяйка растапливала печь и начинала готовить суп, кашу, пекла хлеб. Хлеб ставила и доставала специальной лопатой. С помощью ухвата, ставила и вынимала из печи чугунок.

Бабушка: Почему ставила ухватом?

Дети: Так было удобно, Чугунок горячий

Бабушка: От какого слова произошло слово «ухват»

Дети: От слова «ухватить»

Бабушка: Главной частью является топка, в нее кладут дрова и топят печку. Топку называли от слова «топить».

Чем еще служила печь?

Дети: Печь служила теплом и светом, на печи можно было спать и греться, сушить одежду, ягоды, грибы.

Бабушка: Еще говорили: «Что есть в печи, на стол неси!».

Из чего складывали печь?

Дети: Из кирпичей и обмазывали глиной.

Бабушка: в центре избы стоял большой стол, его покрывали скатертью. На столе вовремя обеда стоял обязательно хлеб.

А вызнаете поговорки о хлебе?

Дети: «Хлеб, всему голова»

«Плох тот обед, коли хлеба, нет»

«Много снега, много хлеба»

Бабушка: За столом собиралась вся семья. «Когда вся семья вместе и душа на месте». Было много посуды (ложки, чашки, крынки для молока, меда). Посуду называли «утварь».

Бабушка: Вы знаете, из чего делали посуду в старину? Ее вырезали из дерева. Раньше пользовались деревянной посудой.

- Ложки, чашки, миски были какие?

Дети: Деревянные!

Бабушка: А самым любимым занятием было, пить чай из самовара, вести беседу.

Не даром говорили: «Про печку – матушка, про самовар – батюшка».

Бабушка: Зимними вечерами собирались в большой избе, вышивали, вязали, лепили, плели, вырезали. Такие вечера называли «посиделками».

Предлагаю вам задание. Рассмотрите избу и найдите предмет, сделанный на посиделках.

Бабушка: Что вышитое?

Дети: Полотенце.

Бабушка: Вязаное?

Дети: Коврик, игрушки.

Бабушка: Плетеное?

Дети: Корзина.

Бабушка: Вырезанное?

Дети: Посуда.

Бабушка: Если люди уставали, то водили хороводы, играли. Так они отдыхали.

Игра «Калачи»

Дети делают несколько кругов, состоящие из трех человек. Двигаются хороводным шагом по кругу и при этом произносят слова:

Бай — качи — качи — качи!

Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи!

Все румяны, горячи!

Налетели тут грачи,

Похватали калачи!

(по окончании слов игроки бегают врассыпную под музыкальное

сопровождение, возвращаются в свой круг. (При повторении игры могут меняться местами)

Правила (действовать по сигналу, бегать, избегая столкновения с другими детьми).

Бабушка: Вам понравилось у меня в гостях? Что вы сегодня узнали нового и интересного? (ответы детей)

Как называли дом в старину? (ответы детей)

Давайте вспомним, как называли комнату, в которой все жили? (ответы детей)

В такой избе живут люди, которые заботятся друг о друге. Уважают друг друга и всегда рады гостям. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Я хочу на память подарить вам подарок, который сделан своими руками (дарит подарок).

Приезжайте еще ко мне в гости. Буду вас ждать. До свидания!

Инструктор: Ребята, вам понравилось в гостях у

Бабушки?

Давайте поблагодарим её за гостеприимство и попрощаемся.

Дети: До свидания, Бабушка!

Инструктор: Ребята, я вам предлагаю станцевать танец.

Танец «Русский самовар» (дети выполняют раннее изученные элементы в танце)

Инструктор:

Если понравилось наша встреча, потяните руки к солнцу, а если не понравилась, закрепите руки на пояс.

А теперь нам пора возвращаться. Заключительная ходьба.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год