Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Исследовательский проект «Игры и забавы народов России», опыт использования инновационной технологии проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Фольклор
Автор: Быкадорова Надежда Николаевна   
11.01.2025 22:30

Исследовательский проект «Игры и забавы народов России», опыт использования инновационной технологии проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Исследовательский проект «Игры и забавы народов России», опыт использования инновационной технологии проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Тема воспитания толерантности в нашей многонациональной стране всегда актуальна. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в дошкольном возрасте, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается в играх, общении, совместной деятельности детей. Формировать и развивать чувство межнационального единства необходимо в доступной для детей деятельности.

В нашей работе мы представили технологию проведения проекта с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Игры и забавы народов России», в ходе которого дети совместно со взрослыми знакомятся, играют в народные игры, составляют их картотеку. Тем самым решаются задачи воспитания уважительного отношения к людям разных национальностей, создаются условия для ознакомления детей с обычаями, традициями народов России, Волгоградской области в доступной для детей форме – в игровой деятельности.

 

Мы рассуждали над тем, как заинтересовать детей в поиске игр народов России. Для нас это оказалось проблемой ещё и потому, что этнографический материал очень сложен для детей старшего возраста. Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, существенно изменились подходы к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед нами встала задача поиска новых форм взаимодействия и сотрудничества с воспитанниками и их семьями. Современной, актуальнойформой обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является проектная деятельность. Совместное создание картотеки «Игры народов России» стало общей проблемой, на решение которой были направлены действия воспитателей, детей, родителей.

Цель проекта:

создать условия для формирования у детей элементарных представлений о многонациональности России, о культуре и традициях разных народов России посредством ознакомления с народными играми.

Технология проекта:

Реализация проекта проходила в течение трёх этапов:

Подготовительный этап (информационно-накопительный):

Основные направления деятельности

Сроки

Участники деятельности

  1. Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей по тематике.

Ноябрь

Воспитатели.

  1. Изучение методики     создания, использования в совместной деятельности картотеки.

Ноябрь

Воспитатели.

  1. Изучение интереса детей, родителей определения целей проекта.

Ноябрь

Старший воспитатель, воспитатели.

  1. Подбор демонстрационного, музыкального материала, создание презентаций.

Ноябрь

Воспитатели.

  1. Обращение к специалистам из социальных институтов (ДЮЦ-фольклорный ансамбль «Семья»)

Ноябрь

Воспитатели.

  1. Составление предварительного плана реализации проекта

Ноябрь  

Старший воспитатель, воспитатели.

  1. Встреча с родителями по реализации проекта

Ноябрь

Воспитатели, родители.

  1. Проблемная ситуация с последующим обсуждением (с использованием способа культурного продавливания).

Ноябрь  

Воспитатели.

  1. Групповой сбор и познавательная беседа     по «модели трех вопросов».

Ноябрь

Воспитатели, дети.

  1. Внесение изменений в предметно-развивающую среду.

Ноябрь

Воспитатели, дети.

   
 

После празднования Дня народного единства в беседе «Россия -многонациональная страна» выяснили, что наша группа многонациональная: Даяна-казашка, Лаура-вьетнамка, Стелла-армянка. Даяна рассказала, что когда ездила к бабушке, вБыковский район, на празднике играла в казахскую игру «Цыплята», но не смогла нам объяснить её правил. Мы обратились за помощью к её маме. Динара Коллеуловна рассказала детям о казахах и поиграла. После этого дети стали спрашивать у Стеллы, в какие игры играют армянские дети, задавали вопросы воспитателям: как играют чукчи, чеченцы? Воспитатели предложили детям самим поискать, в какие игры играют дети разных народов.

Далее на групповом сборе с целью выяснения информированности детей по теме проекта, планирования данной деятельности проводилась беседа по « модели трёх вопросов».

Что мы знаем об играх народов России?

Что мы хотим узнать?

Что нам сделать, чтобы узнать?

-Игры разные.

-Бывают игры подвижные, бывают спокойные.

-Игры для того чтобы играть, веселиться.

-Во что играют башкиры?

-Как играют дети на севере?

-Как играют чеченцы?

             …

-Спросить у родителей.

- Найти в интернете.

- Посмотреть в телефоне у мамы.

-Прочитать в книгах, в энциклопедии.

-Спросить в библиотеке.

-Сходить в музей.

Далее, в ходе беседы с детьми обсуждали, как   будемсобирать, оформлять, хранить все игры.

Дети предлагали варианты: в коробку, записывать в блокнот, записывать на листочках… С помощью способа «культурного продавливания» (обратили внимание на мнение детей о коробке) воспитатели подхватили детскую идею и предложили сделать картотеку. Напомнили детям, что они часто встречались с картотекой в поликлинике, в библиотеке, обсудили, как создаются картотеки (информация хранится в алфавитном порядке). Дети в старшей группе знают буквы. Было решено, что каждый выберет себе букву и на эту букву найдёт игру любого народа России.

Основной этап:

Основные направления деятельности

Сроки

Участники деятельности

  1. Знакомство с картотекой, актуализация знаний детей о картотеках.

Декабрь

Воспитатели, дети.

  1. Подбор коробки для картотеки, её декор.

Декабрь

Воспитатели, дети.

  1. Организация и проведение непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками по теме проекта.

Декабрь,

январь

Воспитатели, дети.

  1. Организация и проведение совместной деятельности с родителями.

Декабрь, январь

Воспитатели, дети, родители.

Определили следующие формы совместной деятельности участников проекта:

Формы   совместной деятельности

Детей и педагогов

Детей

Детей и родителей

Познавательные беседы

Организация выставок

Декорирование коробки для картотеки

Оформление карточек с играми

Познавательные сообщения

Встреча с интересными людьми

Игры

Рассматривание выставок

Слушание народных музыкальных произведений

Самостоятельная игровая деятельность

Рассматривание карточек с играми

Организация игровой деятельности с детьми других групп детского сада

Подготовка познавательных сообщений

Оформление карточек для картотеки

Поиск игр, познавательного материала в интернете, литературе

Организация игровой деятельности

Создание видеоролика по тематике проекта

Организация выставок

Участие в досуге

Реализация проекта началась с познавательной беседы «Что такое картотека?».

Детей заинтересовало, что они будут сами с родителями искать игры народов России, будут по своему желанию оформлять с родителями карточки полюбившихся игр,создавать свою картотеку, чтобы игры запомнились, «были всегда под рукой». Обсуждали, как будут выглядеть карточки (одного формата, где будут описаны правила игры, атрибуты, интересная информация о данном народе). Далее решали, как можно оформить коробку для карточек. Ребята предложили, что фоном на коробке будет российский флаг, на котором будут размещены народы России.

В процессе поисковой деятельности дети узнавали интересные факты о народах России, о чём сообщали на групповых сборах. Дети рассказывали о том, что у кого-то дома есть различные предметы разных национальностей, которые они привезли из семейных путешествий. Было решено организовать выставку «Народы России».

В течение проекта в группу приходили родители, приносили экспонаты для выставки, рассказывали о них, о данном народе, играли с детьми в народные игры.

Для обобщения знаний детей о многонациональности нашей страны, о народах Волгоградской области организовали встречу с фольклорным ансамблем «Семья». Дети слушали рассказ о казаках, о дружеских встречах казаков с народами Волгоградской области, играли в народные игры.

Дети с нетерпением ждали, когда поиграют в «мою игру», им хотелось повторять игры. Они их включали в свободную самостоятельную игровую деятельность.

Воспитанники предложили поиграть с детьми средней группы. Прежде чем идти« в гости к малышам», обсудили, какие игры будут им интересны, доступны. Повторили правила игры и организовали игровой досуг «Поиграем вместе».

После того, как все семьи принесли карточки, в беседе на групповом сборе обсуждали дальнейшие действия с картотекой. Дети предлагали пополнять её новыми играми, брать её на прогулку для игр, рассматривать карточки, вспоминать народы России, познакомить других детей в детском саду с этими играми. Дети предложили из карточек составить книжки, которые можно было бы подарить детям других групп. Было решено провести игровой досуг, где ребята расскажут о народах России и поиграют в любимые игры, подарят сборники игр.А чтобы игры не забылись, подарили друзьям наши сборники игр народов России.

Заключительный   этап (презентационно – завершающий):

Результатом реализации проекта стало проведение досуга «Играйте, познавайте, дружите!», на котором детям детского сада была представлена картотека «Игры народов России».

На заключительном этапе после совместного досуга была проведена беседа с детьми, которая позволила нам сделать следующие выводы:

üУ детей сформированы представления о многообразии народов России и их играх.

üДети усвоили познавательную информацию об особенностях народов России из игр (что такое папаха, юрта, кто такой каюр и пр.)

üДети и родители проявили активность, огромный интерес при поиске игр, оформлении картотеки.

üДети в самостоятельной деятельности используют народные игры, уверенно рассказывают их правила, организуют игры для сверстников и младших детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год