Дидактическое пособие «Кукла – перевертыш». |
Фольклор | |||
Автор: Загуменнова Екатерина Александровна Веселова Елена Михайловна Шлычкова Ольга Геннадьевна | |||
15.01.2025 17:19 | |||
Дидактическое пособие «Кукла – перевертыш». С поступлением ребенка в детский сад, многое меняется в его жизни: отсутствие рядом мамы, новые требования к поведению, режим дня, постоянный контакт со сверстниками. Все эти изменения появляются одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Как помочь ребенку в период адаптации к новым условиям, чтобы он прошел безболезненно для него? Народная мудрость гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Современные педагогические технологии корнями уходят в далекое прошлое, черпая идеи в народных обрядах, традициях, играх. Игра – самая важная деятельность ребенка, а также средство его воспитания и развития, через нее осуществляется его связь с окружающим миром, так что в период детства в ребёнке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой созидательной деятельности в коллективе людей. Помощником в решении данных задач, стала кукла – перевертыш, особая игровая народная кукла. Кукла — перевертыш обладает рядом особенностей: ее изготовление не требует специальных выкроек, поэтому куклы получаются всегда разные, в одной кукле находятся сразу два героя — персонажа: сверху один, а перевернешь, другой (кукла будто оживает, выражает разные эмоции). Юбка соединяет два туловища и закрепляется посередине палки.
Кукла — перевертыш побуждает ребенка к игре, требует живого участия. Эта тряпичная кукла — не только забава, она учит детей общаться, проявлять милосердие, т.е. воспитывает и развивает. Дети с куклой проживают ситуации и понимают все, что хочет им донести воспитатель. Наша кукла — перевертыш авторская, все элементы (тело, костюм, прическа), сделаны самостоятельно, руками педагога по мотивам традиционной народной куклы:
Цель: создать условия для благоприятной адаптации детей к ДОУ, поддерживать внутреннее эмоционально — положительное состояние детей к ДОУ. Задачи:
Кукла – перевертыш используется в разные режимные моменты. 1. Игра «Плакса – Хохотушка» Кукла грустная, плачет. Воспитатель просит детей успокоить куклу. Как это можно сделать? Дети предлагают пожалеть, погладить, сказать что – то хорошее, улыбнуться ей. Кукла в руках воспитателя переворачивается и превращается из грустной в веселую, «Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не хнычь, не ной, Куплю другой. Слезы утри, Дам тебе три» 2. Игра «Давай знакомиться» В группу пришла кукла. Кукла грустная, она здесь впервые и не знакома с ребятами, не знает, как вас зовут, давайте познакомимся. Для знакомства надо взять куклу в руки и сказать свое имя. Если ребенок стесняется, у него есть проблемы с речью, то свое имя можно прошептать кукле на ушко. После знакомства, кукла улыбается. Другой вариант: Кукла была грустная, а увидела Машу (Сашу, Таню) и обрадовалась, заулыбалась. 3. Игра — забава «Хитрая бабушка» (проводится перед приемом пищи с куклой «Бабушка — внучка»). «Сварила кашку бабушка Для внученьки своей И наварила бабушка Горячих вкусных щей Зовет с прогулки внученьку: - Обед остыл, пора! Но Машеньку — проказницу Дождаться не могла. Ну, а бабушка хитра, Громко говорит она: «Положу-ка на обед (Я себе сейчас конфет)»! Тут же внучка у окна: «Вот я, бабушка, пришла!» (Бабушка превращается во внучку) 4. Игра «Спит – не спит» В период адаптации дети плохо засыпают, кукла – перевертышспоет колыбельную песенку, расскажет стихотворение и сама заснет. «Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки- Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай!» 5. Игра «Мирилки» Наша кукла поругалась со своей подружкой белочкой. Поможем им помириться. Давайте расскажем им «мирилку». «Не дерись, не дерись, Ну — ка быстро помирись!» 6. Игра «У куклы болит рука» Кукла грустная, у нее болит рука. Воспитатель предлагает пожалеть куклу. Первым «жалеет» куклу воспитатель, гладит ее по голове со словами «ты у нас хорошая, сейчас все пройдет». «У кисы болит, У собачки болит, А у моего малыша, Заживи, заживи, заживи.» Затем дети «жалеют» куклу. После чего воспитатель переворачивает куклу, она улыбается. 7. «Разбудим куклу» Кукла – перевертыш кладется в центр круга. Воспитатель просит детей разбудить ее: поглаживая, ласково называя. Первым куклу будит воспитатель. «Потягушки, потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!» Куклу – перевертыш можно использовать и на занятии, как сюрпризный момент, при проведении физминуток, при рассказывании сказок ( «Три медведя») Кукла – перевертыш поможет обыграть любое фольклорное произведение (частушку, колыбельную или стихотворение). Детей завораживают моментальные превращения одного персонажа в другой, а мне, воспитателю, приятно и радостно дарить им маленькие чудеса. Используемая литература
|