Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие познавательных способностей детей в процессе приобщения к истокам русской народной культуры».
Фольклор
Автор: Ахсан Ольга Анатольевна Федотова Мария Александровна,   
15.01.2025 17:53

«Развитие познавательных способностей детей в процессе приобщения к истокам русской народной культуры».«Развитие познавательных способностей детей в процессе приобщения к истокам русской народной культуры».

ГБОУ Школа 1568 ДО 6, группа 6 2024-2026 уч. г.

Тема по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

ИДЕЯ ОПЫТА: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора во всех проявлениях – знакомство с традициями, укладом жизни русского народа, с его историей, культурой и искусством в разное историческое время.

Это позволяет осуществлять развитие познавательных способностей детей.

Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является духовно-патриотическое воспитание и образование детей. Этому способствует знание отечественной истории.

 

Скачать конспект

«Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и расцветала». Владимир Мономах

Русская история богата разными событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Поэтому темой моего опыта стало: «Развитие познавательных способностей детей в процессе приобщения к истокам русской народной культуры».

Я поставила перед собой цель: приобщать детей к народной культуре посредством развития познавательных способностей у детей.

Данную цель реализуют ряд задач:

  1. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям, широко используя фольклор во всех его направлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы).
  2. Познакомить с традициями, обрядами, укладом жизни русского народа в разное историческое время, с его историей, культурой и искусством.

Для решения поставленных задач я подобрала и систематизировала народные хороводные и подвижные игры для детей.

Разработала:

сезонные наблюдения на прогулках с использованием широкого спектра народных примет и пословиц для детей;

систему занятий по ознакомлению дошкольников с традициями, обрядами, укладом русского народа для среднего и старшего возраста.

Над этой темой я работаю на протяжении 20 лет. Мною был углубленно изучен ряд литературы:

  1. Программа О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», которая раскрывает комплексное взаимообогащение устного и декоративно-прикладного творчества. Совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, самобытности народных промыслов (мотивы, композиция, цветовое решение), связей народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
  2. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Знакомство детей с русским народным творчеством», автор-составитель Л.С. Куприна. Данное пособие представляет материалы из опыта сотрудников я/с №22 г.Ковров, позволяющие педагогам-практикам знакомить детей с русской народной культурой, восстанавливая связь времен, возвращая утраченные ценности.
  3. Д.П. Федорова «На златом крыльце сидели» — методика развития ребенка навыкам общения, образного мышления, приобщающего его к национальной культуре.
  4. Н.Б. Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом». Система работы – знакомство с родным городом, в котором они живут: историей, памятниками, архитектурой.
  5. Исследование отечественных педагогов-психологов Н.Аксариной, А.Фонарева, С.Новоселовой и др. «О методах и приемах в работе с детьми третьего года жизни по ознакомлению с фольклором».
  6. Т.Я. Шпикалова «Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей». Издание предлагает различные виды художественно-творческих способностей у детей.

В своем опыте работы я использовала разработки ведущих педагогов-практиков и психологов:

О.Л. Князева «Стратегия развития личностной культуры ребенка, как основа их патриотических чувств и любви к родине».

Л.С. Корепанова, Г. А. Бударина «Опыт работы по воспитанию детей в русских народных традициях».

Д.П. Федорова «Уникальное объединение народно-традиционного опыта и возможности импровизации для современного человека (подборка народных игр, текстов, упражнений, тематических инсценировок и произведений детского фольклора)».

Т.Я. Шпикалова «Принципы воспитания эмоционально-положительного отношения у дошкольников художественной деятельности».

Приобщать детей к общечеловеческим и нравственным ценностям, широко используя фольклор во всех его проявлениях, я начала во второй младшей группе.

Проведя диагностику по намеченным мною критериям, пришла к выводу:

  • у детей слабо развита речь
  • малый активный словарь
  • плохо запоминают потешки, песенки, частушки, прибаутки
  • неусидчивы
  • невнимательны.

Проанализировав полученные результаты, обратилась к дидактической системе авторов: Н. Аксариной, А. Фонарева, С. Новоселовой.

Мне импонировала идея авторов, что детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать, опираясь на принципы – активность и посильная самостоятельность.

Спланированная мною работа с дошкольниками:

  • индивидуальные занятия (подгрупповой метод);
  • использование игровых заданий на сопереживание по поводу содержания произведения: «…дай молока, Буренка…, водичка, водичка, умой мое личико»;
  • введение элементов помощи и совместных действий со взрослыми в процессе ознакомления с произведением: «Расти коса до пояса…», «Баю-бай, глазки Миша закрывай»;
  • широкое использование наглядности по прочтению текста (картины, иллюстрации, игрушки, кукольный театр);
  • настольный театр, объемные ширмы и панорамы.

Это способствовало формированию умения воспринимать фольклорные тексты, умение слушать и слышать.

Мною было подмечено, что постепенно к моим детям притягиваются элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, краю, Родине.

По результатам диагностического исследования на конец учебного года отмечался рост умений и навыков детей: развитие речи, обогащение словаря, усидчивость, улучшение внимания и памяти.

Анализируя данные сравнительной диагностики видно, что уровень развития детей вырос.

Я поставила перед собой новые ориентиры:

использовать фольклор во всех его проявлениях, обогащая словарь детей, развивая монологическую и диалогическую речь.

познакомить детей с русскими народными играми, хороводами.

привлекать детей к театральной деятельности (участие детей в драматизации несложных потешек, сказок).

познакомить с народным искусством (предметы, необходимые в труде и быту мастеров Дымки и Филимонова).

Проведя работу с воспитанниками по поставленным задачам, заметила, насколько велик интерес детей. Им интересно было видеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу. Самим растолочь в ступе зерно. Поэтому я решила собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку «мини-избы».

Я стараюсь соблюдать народные традиции в повседневной жизни детей. Если во второй младшей группе использовала в работе потешки, прибаутки, знакомила с колыбельными песнями, то в средней группе большое внимание уделяется знакомство с малыми жанрами русского фольклора – с загадками, пословицами, которые имеют значение более широкое, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

Веду работу с детьми по составлению загадок о предметах старинного русского быта. С детьми низкого уровня развития начала работу с рассматривания в альбомах иллюстраций с изображениями этих предметов, рассказа о них, стала подбирать народные игры, где предметы упоминались: в считалках, закличках, тем самым, развивая поэтическое мышление.

Результатами проделанной работы – большая часть детей научилась составлять описательные загадки. А у некоторых детей загадки получались своеобразные, оригинальные, т.к. дети используют в речи эпитеты сравнения, метафоры, за что я их похвалила и ставила в пример сверстникам.

Изучение календарного детского фольклора осуществила через участие ребят в календарных праздниках. Мои воспитанники поздравляли детей из соседней группы колядкой, встречали и провожали масленицу, зазывали Весну, птиц, устраивали Рождественские посиделки, чаепития.

С удовольствием наблюдаю за динамикой развития у детей диалогической и монологической речи, обогащение словаря. Дети активнее стали принимать участие в фольклорных праздниках, с интересом участвовали в процессе составления описательных рассказов, загадок.

Постепенно подводила детей к осмыслению понятия «Народная игрушка». В этой группе начала знакомить детей с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах. Я учу дошкольников осваивать отдельные элементы Дымковского орнамента, посредством настольных дидактических игр: «Дымковское лото», «Веселая ярмарка», «Сложи узор», ведя работу от простого к сложному. Аналогично знакомлю детей с Филимоновскими игрушками.

Воспитанников привлекал яркий внешний вид оформленных мною пособий. Несложность на начальном этапе заданий для неуверенных детей, поощрение оригинальности выкладываемых узоров детьми из сильной подгруппы и желание повторить, получая одобрение и похвалу.

Видя результаты проводимой мною работы по данной теме, родители проявляли активность в изготовлении русских народных костюмов, украшали их народными узорами из бисера, бус, устраивали Рождественские посиделки с чаепитием и семейные праздники.

По результатам проведенных мероприятий и всей работе за год в целом, я сделала вывод, что ценность детского фольклора в том, что с его помощью легко устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие.

У моих воспитанников сформировались основные знания и навыки:

дети с эмоциональной отзывчивостью относятся к героям сказок: жалеют, умеют утешить, сказать ласковое слово;

научились устанавливать причинные связи в тексте при рассматривании книжных иллюстраций, воспроизводить по ним текст;

усвоили элементарные правила культуры поведения;

дети научились передавать разные эмоциональные состояния в народных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, занятиях, совместных праздниках;

в декоративном изображении дети научились нарядно украшать основу элементами Дымковской и Филимоновской росписями (свистульку, лошадку, игрушку);

с интересом дети проявляют себя в театрально-игровой деятельности, участвуют в народных играх;

у детей сформировалось чувство восхищения красотой родного города, родной страны.

Начиная работу во второй младшей группе, изучила опыт Т.Я. Шпикаловой, который направлен на воспитание эмоционально-положительного отношения дошкольников к русскому народному творчеству. Я считаю, что именно этот аспект является залогом успешного развития творчества.

Согласно изученному опыту, работу во второй младшей группе веду с учетом следующих принципов:

отобранный материал (музыкальный, художественно-речевой, декоративно-прикладной) преподносится во взаимосвязи с классическим искусством и соответствует возросшим возможностям детей;

материал преподносится детям во взаимосвязи, как с различными направлениями воспитательной работы, так и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, игры);

активно включаю детей в деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театральную;

используя индивидуальный подход с учетом предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.

Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Поэтому продолжаю через фольклор:

развивать интерес и внимание к окружающему миру;

воспитывать художественный вкус;

продолжать развивать диалогическую и монологическую речь;

формировать нравственные привычки;

культивировать эмоциональное и поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

Особую роль отводила театральной деятельности: кукольному театру, постановке небольших драматургических произведений. В средней группе моим воспитанникам были доступны для инсценировки небольшие потешки, русские народные песенки. Репертуар моих воспитанников разнообразен: «Теремок», «Колобок», «Снегурочка и лиса», «Кот, петух и лиса.

Дети с огромным удовольствием участвовали во внутрисадовских мероприятиях: день театра, день рождения сада, вечера развлечений, фольклорные народные праздники, чествование именинников, дошкольники демонстрируют свое творчество.

Своими достижениями в работе считаю:

  1. неуверенные в себе дети стали увереннее, не боятся принимать участие в групповой театрализованной деятельности;
  2. у детей сформирован устойчивый интерес к литературе, к театру, навык воплощать в игре определенные переживания, присутствуют желания создавать новые образы.

В данной возрастной группе широко использовала: методические рекомендации Н.В. Алешиной «Ознакомление дошкольников с родным городом». Это позволило мне целенаправленно рассказать детям о родном городе, о стране, в которой они живут, чувство восхищения Родиной, гордости и любви.

Знакомство детей с историей родного города проводила в следующей последовательности:

  • история возникновения города
  • история названий улиц города
  • здания города
  • они прославили свой город, свою страну
  • места отдыха жителей города.

Параллельно мною велась работа по ознакомлению дошкольников с традициями, обрядами, укладами жизни русского народа в разное историческое время, с его историей культурой и искусством. Большое внимание в группе уделяла знакомству с народными праздниками и традициями. Я считаю, что именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений, причем эти наблюдения непосредственно связаны трудом и общественной жизнью человека во всей их целостности и многообразии. В группе проводились семейные праздники, именины, вечера народных подвижных игр, посиделки, так же было уделено много внимания изучению календарного детского фольклора и организации участия в календарных праздниках, таких как: «Святки», «Егорьев день», «Рождество» и т.д.

Через цикл занятий по родной культуре дети получили интересную информацию о том, что любили готовить на Руси, об одежде наших предков, о женских головных уборах и т.д.

Как и в обрядовых народных праздниках, так и на занятиях по родной культуре; предлагаю детям ведущие роли рассказчика, экскурсовода, Хозяина избы, мастеров умельцев, что активизирует малоактивных, робких, неуверенных в себе детей. Таким образом, приучаю дошкольников слушать друг друга, вести беседу, задавать вопросы, вступать в спор, отстаивать сою точку зрения.

В этой возрастной группе продолжается работа по ознакомлению с народно-декоративной росписью: Хохломой, Городцом, Жостовом, Гжелью, которая пленяет душу гармонией ритма, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством.

Подвожу детей к пониманию того, что росписи и узоры, их элементы, взяты человеком из природы, окружающего мира, т.к. декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью: в Хохломе – завиток, травинка, ягода, капельки, кустики, в Жостове – сердечко, лепесток, зигзаг, в Городце – купавка, розан, листочки, что создает радостное настроение, украшает быт.

Мои воспитанники понимают красоту народного декоративно-прикладного искусства, поэтому я привлекаю их к оформлению групповой комнаты, выставок, поздравительных открыток. Результатом работы на мой взгляд является: огромное желание, неподдельный интерес расписывать народными узорами силуэты посуды, одежды. Игрушек, умение комбинировать, сочетать элементы узора, придумывая что-то свое, оригинальное.

Ожидаемые результаты в этом учебном году:

  1. дети знают народные приметы, умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
  2. знают былинных и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  3. принимают активное участие в русских народных праздниках, знают их названия и умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
  4. умеют играть в подвижные и хороводные игры, знают историю русского народного костюма, различают головные уборы.
  5. имеют представления о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.) и используют их элементы в своих работах.
  6. имеют практические навыки в работе с нитками, бумагой, тканью (изготовление самодельных игрушек, изготовление бус из бросового материала).

Анализируя свою работу за 20 лет, я пришла к выводу, что малые фольклорные формы, народные хороводные игры, обрядовые праздники, народно-декоративные росписи, театральная деятельность оказали влияние на развитие познавательных способностей детей в процессе приобщения к истокам русской народной культуры. О положительных результатах говорит анализ диагностических карт.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год