«Развитие познавательных способностей детей в процессе приобщения к истокам русской народной культуры». |
Фольклор | |||
Автор: Ахсан Ольга Анатольевна Федотова Мария Александровна, | |||
15.01.2025 17:53 | |||
«Развитие познавательных способностей детей в процессе приобщения к истокам русской народной культуры». ГБОУ Школа 1568 ДО 6, группа 6 2024-2026 уч. г. Тема по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИДЕЯ ОПЫТА: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора во всех проявлениях – знакомство с традициями, укладом жизни русского народа, с его историей, культурой и искусством в разное историческое время. Это позволяет осуществлять развитие познавательных способностей детей. Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является духовно-патриотическое воспитание и образование детей. Этому способствует знание отечественной истории.
«Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и расцветала». Владимир Мономах Русская история богата разными событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии. Поэтому темой моего опыта стало: «Развитие познавательных способностей детей в процессе приобщения к истокам русской народной культуры». Я поставила перед собой цель: приобщать детей к народной культуре посредством развития познавательных способностей у детей. Данную цель реализуют ряд задач:
Для решения поставленных задач я подобрала и систематизировала народные хороводные и подвижные игры для детей. Разработала: сезонные наблюдения на прогулках с использованием широкого спектра народных примет и пословиц для детей; систему занятий по ознакомлению дошкольников с традициями, обрядами, укладом русского народа для среднего и старшего возраста. Над этой темой я работаю на протяжении 20 лет. Мною был углубленно изучен ряд литературы:
В своем опыте работы я использовала разработки ведущих педагогов-практиков и психологов: О.Л. Князева «Стратегия развития личностной культуры ребенка, как основа их патриотических чувств и любви к родине». Л.С. Корепанова, Г. А. Бударина «Опыт работы по воспитанию детей в русских народных традициях». Д.П. Федорова «Уникальное объединение народно-традиционного опыта и возможности импровизации для современного человека (подборка народных игр, текстов, упражнений, тематических инсценировок и произведений детского фольклора)». Т.Я. Шпикалова «Принципы воспитания эмоционально-положительного отношения у дошкольников художественной деятельности». Приобщать детей к общечеловеческим и нравственным ценностям, широко используя фольклор во всех его проявлениях, я начала во второй младшей группе. Проведя диагностику по намеченным мною критериям, пришла к выводу:
Проанализировав полученные результаты, обратилась к дидактической системе авторов: Н. Аксариной, А. Фонарева, С. Новоселовой. Мне импонировала идея авторов, что детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать, опираясь на принципы – активность и посильная самостоятельность. Спланированная мною работа с дошкольниками:
Это способствовало формированию умения воспринимать фольклорные тексты, умение слушать и слышать. Мною было подмечено, что постепенно к моим детям притягиваются элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, краю, Родине. По результатам диагностического исследования на конец учебного года отмечался рост умений и навыков детей: развитие речи, обогащение словаря, усидчивость, улучшение внимания и памяти. Анализируя данные сравнительной диагностики видно, что уровень развития детей вырос. Я поставила перед собой новые ориентиры: использовать фольклор во всех его проявлениях, обогащая словарь детей, развивая монологическую и диалогическую речь. познакомить детей с русскими народными играми, хороводами. привлекать детей к театральной деятельности (участие детей в драматизации несложных потешек, сказок). познакомить с народным искусством (предметы, необходимые в труде и быту мастеров Дымки и Филимонова). Проведя работу с воспитанниками по поставленным задачам, заметила, насколько велик интерес детей. Им интересно было видеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу. Самим растолочь в ступе зерно. Поэтому я решила собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку «мини-избы». Я стараюсь соблюдать народные традиции в повседневной жизни детей. Если во второй младшей группе использовала в работе потешки, прибаутки, знакомила с колыбельными песнями, то в средней группе большое внимание уделяется знакомство с малыми жанрами русского фольклора – с загадками, пословицами, которые имеют значение более широкое, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Веду работу с детьми по составлению загадок о предметах старинного русского быта. С детьми низкого уровня развития начала работу с рассматривания в альбомах иллюстраций с изображениями этих предметов, рассказа о них, стала подбирать народные игры, где предметы упоминались: в считалках, закличках, тем самым, развивая поэтическое мышление. Результатами проделанной работы – большая часть детей научилась составлять описательные загадки. А у некоторых детей загадки получались своеобразные, оригинальные, т.к. дети используют в речи эпитеты сравнения, метафоры, за что я их похвалила и ставила в пример сверстникам. Изучение календарного детского фольклора осуществила через участие ребят в календарных праздниках. Мои воспитанники поздравляли детей из соседней группы колядкой, встречали и провожали масленицу, зазывали Весну, птиц, устраивали Рождественские посиделки, чаепития. С удовольствием наблюдаю за динамикой развития у детей диалогической и монологической речи, обогащение словаря. Дети активнее стали принимать участие в фольклорных праздниках, с интересом участвовали в процессе составления описательных рассказов, загадок. Постепенно подводила детей к осмыслению понятия «Народная игрушка». В этой группе начала знакомить детей с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах. Я учу дошкольников осваивать отдельные элементы Дымковского орнамента, посредством настольных дидактических игр: «Дымковское лото», «Веселая ярмарка», «Сложи узор», ведя работу от простого к сложному. Аналогично знакомлю детей с Филимоновскими игрушками. Воспитанников привлекал яркий внешний вид оформленных мною пособий. Несложность на начальном этапе заданий для неуверенных детей, поощрение оригинальности выкладываемых узоров детьми из сильной подгруппы и желание повторить, получая одобрение и похвалу. Видя результаты проводимой мною работы по данной теме, родители проявляли активность в изготовлении русских народных костюмов, украшали их народными узорами из бисера, бус, устраивали Рождественские посиделки с чаепитием и семейные праздники. По результатам проведенных мероприятий и всей работе за год в целом, я сделала вывод, что ценность детского фольклора в том, что с его помощью легко устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие. У моих воспитанников сформировались основные знания и навыки: дети с эмоциональной отзывчивостью относятся к героям сказок: жалеют, умеют утешить, сказать ласковое слово; научились устанавливать причинные связи в тексте при рассматривании книжных иллюстраций, воспроизводить по ним текст; усвоили элементарные правила культуры поведения; дети научились передавать разные эмоциональные состояния в народных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, занятиях, совместных праздниках; в декоративном изображении дети научились нарядно украшать основу элементами Дымковской и Филимоновской росписями (свистульку, лошадку, игрушку); с интересом дети проявляют себя в театрально-игровой деятельности, участвуют в народных играх; у детей сформировалось чувство восхищения красотой родного города, родной страны. Начиная работу во второй младшей группе, изучила опыт Т.Я. Шпикаловой, который направлен на воспитание эмоционально-положительного отношения дошкольников к русскому народному творчеству. Я считаю, что именно этот аспект является залогом успешного развития творчества. Согласно изученному опыту, работу во второй младшей группе веду с учетом следующих принципов: отобранный материал (музыкальный, художественно-речевой, декоративно-прикладной) преподносится во взаимосвязи с классическим искусством и соответствует возросшим возможностям детей; материал преподносится детям во взаимосвязи, как с различными направлениями воспитательной работы, так и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, игры); активно включаю детей в деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театральную; используя индивидуальный подход с учетом предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому продолжаю через фольклор: развивать интерес и внимание к окружающему миру; воспитывать художественный вкус; продолжать развивать диалогическую и монологическую речь; формировать нравственные привычки; культивировать эмоциональное и поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам. Особую роль отводила театральной деятельности: кукольному театру, постановке небольших драматургических произведений. В средней группе моим воспитанникам были доступны для инсценировки небольшие потешки, русские народные песенки. Репертуар моих воспитанников разнообразен: «Теремок», «Колобок», «Снегурочка и лиса», «Кот, петух и лиса. Дети с огромным удовольствием участвовали во внутрисадовских мероприятиях: день театра, день рождения сада, вечера развлечений, фольклорные народные праздники, чествование именинников, дошкольники демонстрируют свое творчество. Своими достижениями в работе считаю:
В данной возрастной группе широко использовала: методические рекомендации Н.В. Алешиной «Ознакомление дошкольников с родным городом». Это позволило мне целенаправленно рассказать детям о родном городе, о стране, в которой они живут, чувство восхищения Родиной, гордости и любви. Знакомство детей с историей родного города проводила в следующей последовательности:
Параллельно мною велась работа по ознакомлению дошкольников с традициями, обрядами, укладами жизни русского народа в разное историческое время, с его историей культурой и искусством. Большое внимание в группе уделяла знакомству с народными праздниками и традициями. Я считаю, что именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений, причем эти наблюдения непосредственно связаны трудом и общественной жизнью человека во всей их целостности и многообразии. В группе проводились семейные праздники, именины, вечера народных подвижных игр, посиделки, так же было уделено много внимания изучению календарного детского фольклора и организации участия в календарных праздниках, таких как: «Святки», «Егорьев день», «Рождество» и т.д. Через цикл занятий по родной культуре дети получили интересную информацию о том, что любили готовить на Руси, об одежде наших предков, о женских головных уборах и т.д. Как и в обрядовых народных праздниках, так и на занятиях по родной культуре; предлагаю детям ведущие роли рассказчика, экскурсовода, Хозяина избы, мастеров умельцев, что активизирует малоактивных, робких, неуверенных в себе детей. Таким образом, приучаю дошкольников слушать друг друга, вести беседу, задавать вопросы, вступать в спор, отстаивать сою точку зрения. В этой возрастной группе продолжается работа по ознакомлению с народно-декоративной росписью: Хохломой, Городцом, Жостовом, Гжелью, которая пленяет душу гармонией ритма, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством. Подвожу детей к пониманию того, что росписи и узоры, их элементы, взяты человеком из природы, окружающего мира, т.к. декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью: в Хохломе – завиток, травинка, ягода, капельки, кустики, в Жостове – сердечко, лепесток, зигзаг, в Городце – купавка, розан, листочки, что создает радостное настроение, украшает быт. Мои воспитанники понимают красоту народного декоративно-прикладного искусства, поэтому я привлекаю их к оформлению групповой комнаты, выставок, поздравительных открыток. Результатом работы на мой взгляд является: огромное желание, неподдельный интерес расписывать народными узорами силуэты посуды, одежды. Игрушек, умение комбинировать, сочетать элементы узора, придумывая что-то свое, оригинальное. Ожидаемые результаты в этом учебном году:
Анализируя свою работу за 20 лет, я пришла к выводу, что малые фольклорные формы, народные хороводные игры, обрядовые праздники, народно-декоративные росписи, театральная деятельность оказали влияние на развитие познавательных способностей детей в процессе приобщения к истокам русской народной культуры. О положительных результатах говорит анализ диагностических карт.
|