«Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» |
Фольклор | |||
Автор: Гусамутдинова Елена Владимировна | |||
23.02.2025 07:03 | |||
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В.А. Сухомлинский В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, мы всё чаще замечаем что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Работая со сказкой педагог ставит перед собой цель: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, тем самым решая задачи:
Формы работы со сказкой: Чтение сказки; речевая зарядка; беседа по содержанию сказки; пересказ сказки (с опорой на наглядность); рассматривание иллюстраций; работа с обучающими презентациями; создание сказки (продуктивная деятельность); драматизация; пальчиковый театр; фланелеграф; кукольный театр; трафаретный театр; сочинение сказки; моделирование сказки; сказкотерапия. Самый распространенный метод ознакомления со сказкой — чтение воспитателя, сказок, которые невелики по объему. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Ещё один метод- рассказывание, это более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов. Главное в передаче рассказчика- выразительно рассказывать, чтобы дети внимательно слушали. Приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Для закрепления знаний полезны такие методы, дидактические игры на материале знакомых сказок (например «Отгадай мою сказку», один начинает — другой продолжает)
Существует 3 вида моделирования сказки:
В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, нужно начать с простого – сериационного вида моделирования сказок. Строим свою работу с повторения уже знакомых детям сказок: «Репка». Дети вспоминают и называют персонажей сказки «Репка», уточняют, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассматривают картинки из этой сказки, обыгрывают сказку, используя настольный театр. Когда вся предварительная работа была проделана, предложить детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и др. «близкие вещи». Дети отмечают, чем они похожи и чем отличаются (цветом. Размером). К сказке «Репка» можно отобрать 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была желтым кружком. Дети выкладывают сказку и рассказывают ее без труда. Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда и интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных. Эта работа проводилась в сентябре. Затем переходим к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомним с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заюшкина избушка». Рассматриваем иллюстрации, обыгрываем наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Нужно уточнить сколько героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, можно сделать рисунки к сказке. К сказке «Курочка – ряба» можно выбрать в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнести с персонажем сказки. К сказке «Заюшкина избушка» берем одинакового размера кружки, но разного цвета. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки. Далее берем новую, не знакомую для детей сказку «Заяц – хваста». Дети, рассматривают иллюстрации пытаются определить, что это за книга (сказка или рассказ), о чем она. Дети высказывали свои предположения, затем называем сказку: «Заяц – хваста». Для обыгрывания этой сказки отбираем игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрим их, отметим особенности каждой. Сделаем и отберем разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесем их с героями сказки. Ребята, смогут рассказать эту сказку без труда, используя двигательный вид моделирования.
Следующий приём- повторность чтения. Повторное чтение и рассказывание можно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации, способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Ещё один прием — беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Этапы работы со сказкой:
Эти сказки помогут педагогу показать:
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а, в более старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования. Сказка- это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык- сказки. Такого рода работа будет эффективной при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников: совместное изготовление атрибутов, костюмов для театрализации, выставки совместного творчества родителей и детей, изготовление книжек – малышек, организация и проведение развлечений, досугов, фольклорных праздников. Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач:
Работа со сказкой позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.
|