Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс «Василиса — рукодельница в гостях у ребят» (для детей 5-6 лет)
Фольклор
Автор: Богданова Марина Николаевна Полицмейстерова Екатерина Юрьевна   
22.05.2025 14:56

Мастер-класс «Василиса — рукодельница в гостях у ребят» (для детей 5-6 лет)Мастер-класс «Василиса — рукодельница в гостях у ребят» (для детей 5-6 лет)

Подготовили и провели:

  • воспитатель Богданова Марина Николаевна
  • воспитатель: Полицмейстерова Екатерина Юрьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 130» г. Череповец

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к народному творчеству и ремеслам.

 Скачать конспект

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с одним из древних ремёсел – ткачеством
  • научить приему изготовления ткани, способом полотняного переплетения на элементарном станке из картона
  • развивать творческую активность, воображение, внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Воспитатель: ребята послушайте, а кто это у нас в группе плачет? (звучит запись звука — плач).

Выходит девочка в сарафане:

Воспитатель: здравствуйте, а вы кто и почему плачете?

Василиса: здравствуйте, я Василиса. Я еще маленькая и хожу в школу для маленьких Василис. А плачу я, потому что завтра у нас слет Василис по обмену премудростями. А я не знаю что показать. Я еще не умею по настоящему волшебничать.

Воспитатель: ребята, давайте поможем Василисе. Расскажи, а что ты умеешь делать сама, своими руками.

Василиса: я умею шить, ткать и вышивать. У нас этому каждую Василису с детства учат.

Воспитатель: ну, что такое шить и вышивать наши ребята знают. Ребята, а знаете ли вы, что такое ткачество и как это — ткать? (ответы детей). Василиса, мне кажется, я придумала, как тебе помочь. Расскажи, пожалуйста, ребятам, что такое ткачество и помоги мне научить ребят ткать. А мы подскажем тебе, как удивить подружек — сотканные коврики мы превратим в совушек и тебя этому научим.

Василиса: хорошо ребята, тогда слушайте внимательно (Василиса рассказывает и показывает презентацию). Ткачество одно из самых древних ремёсел, которым занимается человек. Домашнее ткачество – непростое ремесло. Это тяжелый, кропотливый труд, требующий особой аккуратности. Ткачество с древних времен было женским занятием. В каждой крестьянской избе имелся ткацкий станок, на котором женщины изготавливали домотканое полотно. Ткацкий станок – это сложное приспособление. Посмотрите, из чего он сделан? (ответы детей).

Совершенно верно. Ткацкий станок сделан из дерева. Некоторые части у него не подвижные, а другие приводятся в движение с помощью человека. Материалом для ткачества служили лен, конопля, овечья и козья шерсть. Пряжу окрашивали домашним способом и получали узорные ткани. В создании ткани участвуют две нити – основа и утОк, которые пересекаясь, переплетаясь создают ткань. Основа расположена по длине ткани, а утОк – по ширине. В работе ткачихе помогает челнок. Он бегает между нитями, натянутыми на станке (основа) и тянет за собой другую нить (утОк). Вот так кропотливо, ряд за рядом ткачиха ткёт ткань. Ремесло по производству ткани на ткацком станке называется ткачеством. Ткали не только на больших станках, но и на маленьких. А ещё есть много самых разных приспособлений для ткачества: бердо, кружки, дощечки. По традиции каждая девушка должна была сама напрясть и наткать свое приданое: рубахи, скатерти, полотенца, узорные пояса.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что в природе тоже есть свой ткач? Как вы думаете: кто это? (предположения детей).

Физкультминутка «Паучок»

В природе всем известен ткач –

Паук – затейник и ловкач.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Поймает в сетку мошку,

И, ну, качать в ней крошку.

(Покачивание из стороны в сторону, стоя на месте)

Заплетает паутинку

На деревьях паучок.

(Кружение вокруг себя)

Словно осени снежинки,

Он развесил на сучок.

(Потянуться вверх на носочках)

Кружевных узоров мастер,

Он работает весь день,

Все в лесу уже украсил,

Даже старый дряхлый пень!

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Воспитатель: ребята, настоящие ткачи работают на больших ткацких станках, а мы с вами сегодня поработаем на маленьких станочках. Для работы нам понадобятся цветные нитки, большие пластмассовые иголки и вот такие простые приспособления — станочки для плетения.

На станочках уже натянута основа, в которую мы будем продёргивать нити (утОк) в шахматном порядке. Но прежде чем начать работу вспомним правила безопасности при работе с иголкой. Наши иглы пластмассовые и закругленные, но при работе с ними нужно соблюдать правила безопасности, давайте повторим их (дети отвечают: хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке), запрещается брать иглу в рот, размахивать ею и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте приступим к ткачеству.

Посмотрите как нужно: протяните иголку с ниткой между всеми поперечными рядами. Нить будет трудиться- то нырять, как уточка, под «нить основы», то ложиться на неё (показ педагога на модели). Давайте попробуем вместе. Повторите в другую сторону. Сделайте несколько таких рядов. Затем с помощью вилки уплотните ряды. И так до конца работы.

Выполнение работы под руководством педагога.

Воспитатель: посмотрите ребята, какие вы молодцы, у вас получились замечательные коврики! А теперь нам нужно превратить наши коврики в совушек. Д ля этого мы завяжем оставшиеся кончики ниточек узелками, чтобы наша работа не распустилась (детям помогают педагог и младший воспитатель.)

Теперь соберем ниточки вверху заготовки и завяжем узелком, лишние нитки отстрижем, это будет шапочка у нашей совы.

Нитиснизу заготовки разделим поровну на две части и тоже завяжем ниткой на два узелка, это будут лапки.

Василиса, посмотри, похожи наши поделки на сов?

Василиса: очень похожи! Какие вы молодцы!

Воспитатель: ребята, что нам нужно добавить, чтобы наши заготовки стали совушками? (Ответы детей: нужно добавить глазки, крылья и клювики).

Воспитатель: как вы думаете, из какого материала можно их сделать? (из бумаги, из ткани…)

Воспитатель: я уже приготовила вам крылья, глазки и клювики. Я вырезала их из фетра. Сейчас вы можете выбрать крылья того цвета, который вам нравится. А приклеить я вам помогу.

Дети приклеивают на поделку-совушку крылья, глазки, клювики.

Воспитатель: вот и готовы наши совушки. Василиса, посмотри! Вот так, без всякого волшебства, мы с ребятами сделали красивые поделки.

Василиса: спасибо вам ребята, вы мне очень помогли, завтра я обязательно удивлю своих подружек: научу их делать такие же поделки.

Воспитатель: и тебе спасибо Василиса за то, что научила нас ткать и так много рассказала о ткачестве.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год