Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Край, в котором я живу – моя Югра»
Фольклор
Автор: Кригер Лариса Валерьевна   
10.06.2025 11:25

Проект «Край, в котором я живу – моя Югра»Проект «Край, в котором я живу – моя Югра»

Введение

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

 

Скачать конспект

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родному краю, стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Большое значение для развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Данная проблема актуальна не только для детского сада, но и для общества в целом, таким образом, духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из актуальных задач, которую необходимо решить в период дошкольного детства.

Цель проекта: Формирование нравственно-патриотического представления о малой Родине на основе исторических, национальных, природных особенностей родного округа и толерантного отношения к представителям других национальностей, проживающих в Ханты — Мансийском Автономном Округе – Югра.

Задачи проекта:

  1. Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа.
  2. Развивать коммуникативные навыки, познавательную активность в изучении мира природы и образа жизни коренного населения севера.
  3. Расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, социально-экономической значимости округа.
  4. Воспитывать уважения к национальной культуре народов ханты, манси, традиционным ценностям.

Проект: долгосрочный, групповой, познавательно – информационный.

Продукт проекта: центр нравственно – патриотического воспитания.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: сентябрь – март

1 этап. Разработка проекта

  • Подбор методического материала к проекту.
  • Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.
  • Повышение мотивации родителей воспитанников в реализации проекта.

2 этап. Реализация проекта (Формы и методы работы с детьми)

Игровая деятельность: Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Мир растений», «Мир животных», «Кто где обитает», «Установи чум», «Найди животное по следу», «Путешествие по Югре», «Назови ягоды (грибы, деревья)», «Собери грибы в корзинку», «Лиственное или хвойное», «Назови ласково», «Четвертый лишний»,

Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Перетяни канат», «Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы», «Стрельба»; народные игры: «Хейро», «Полярная сова», «Волк и олени», «Ручейки и озера»;

Сюжетно-ролевые игры: «Чум», «На рыбалке» «Стойбище оленеводов», «Путешествие в лес».

Познавательное развитие:

Беседы: «Природные богатства нашего края», «Рыболовство», «Медведь — священное животное ханты и манси», «Растительный мир тайги», «Медвежьи игрища», «Природа и мы», «Землянка — одно из древнейших жилищ ханты и манси», «Древние орудия рыбной ловли», «Ханты и манси — таежные жители», «Рыболовство — один из главных промыслов — ханты и манси», «Хантыйский орнамент — как элемент декоративно-прикладного искусства», «Вороний праздник», «Семейный уклад жизни коренного населения ХМАО»;

Рассматривание иллюстраций: «Пушные звери нашего края», «Северные олени», рассматривание иллюстраций, фотографий ХМАО;

Просмотр презентаций: «Моя Югра», «Красная книга ХМАО»

Экскурсия в музей истории и этнографии

Творческая деятельность: Рисование животных, ягод, грибов; Раскраски «Национальные костюмы наших народов»;

Аппликация «Деревья тайги», «Северяне», Лесные животные», «Мамонт», «Олень и собачка», «Глухарь», «Лабаз» (склад для хранения припасов)

Лепка «Дары родной природы», «Животные нашего края», «Птицы Югры», «Растения округа», пластилинография «Хантыйский орнамент»

Развитие речи: Беседы с детьми «Традиционные промыслы» «Жизнь в гармонии с природой», «Ханты и манси –коренные жители ХМАО», «Я — житель севера», «Природа родного края»;

Составление рассказов на тему «Мой родной край»; Знакомство с русскими народными сказками и сказками народов Югры. Составление описательных загадок о лесе, ягодах и грибах.

Формы и методы работы с родителями:

  • оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»
  • художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы
  • консультации: «Мы живем в Югре», «Поможем детям узнать о родном крае»
  • привлечение родителей к пополнению центра поделками

3 этап. Презентация проекта

Представление центра патриотического воспитания.

Заключение

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.

Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

В перспективе в группе планируется расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном крае, а затем и о стране, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
  2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
  3. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  5. Зверева О.Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А.П. О., 1994.
  6. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.

Для оформления макета использовалось пособие «Моя Югра. Край, в котором я живу» Авторы: Е.С Зашихин, Е.А. Киричек, Т.Н. Проснякова

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год