Проект «Край, в котором я живу – моя Югра» |
Фольклор | |||
Автор: Кригер Лариса Валерьевна | |||
10.06.2025 11:25 | |||
Введение О важности приобщения ребенка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родному краю, стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Большое значение для развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Данная проблема актуальна не только для детского сада, но и для общества в целом, таким образом, духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из актуальных задач, которую необходимо решить в период дошкольного детства. Цель проекта: Формирование нравственно-патриотического представления о малой Родине на основе исторических, национальных, природных особенностей родного округа и толерантного отношения к представителям других национальностей, проживающих в Ханты — Мансийском Автономном Округе – Югра. Задачи проекта:
Проект: долгосрочный, групповой, познавательно – информационный. Продукт проекта: центр нравственно – патриотического воспитания. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Сроки реализации: сентябрь – март 1 этап. Разработка проекта
2 этап. Реализация проекта (Формы и методы работы с детьми) Игровая деятельность: Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Мир растений», «Мир животных», «Кто где обитает», «Установи чум», «Найди животное по следу», «Путешествие по Югре», «Назови ягоды (грибы, деревья)», «Собери грибы в корзинку», «Лиственное или хвойное», «Назови ласково», «Четвертый лишний», Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Перетяни канат», «Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы», «Стрельба»; народные игры: «Хейро», «Полярная сова», «Волк и олени», «Ручейки и озера»; Сюжетно-ролевые игры: «Чум», «На рыбалке» «Стойбище оленеводов», «Путешествие в лес». Познавательное развитие: Беседы: «Природные богатства нашего края», «Рыболовство», «Медведь — священное животное ханты и манси», «Растительный мир тайги», «Медвежьи игрища», «Природа и мы», «Землянка — одно из древнейших жилищ ханты и манси», «Древние орудия рыбной ловли», «Ханты и манси — таежные жители», «Рыболовство — один из главных промыслов — ханты и манси», «Хантыйский орнамент — как элемент декоративно-прикладного искусства», «Вороний праздник», «Семейный уклад жизни коренного населения ХМАО»; Рассматривание иллюстраций: «Пушные звери нашего края», «Северные олени», рассматривание иллюстраций, фотографий ХМАО; Просмотр презентаций: «Моя Югра», «Красная книга ХМАО» Экскурсия в музей истории и этнографии Творческая деятельность: Рисование животных, ягод, грибов; Раскраски «Национальные костюмы наших народов»; Аппликация «Деревья тайги», «Северяне», Лесные животные», «Мамонт», «Олень и собачка», «Глухарь», «Лабаз» (склад для хранения припасов) Лепка «Дары родной природы», «Животные нашего края», «Птицы Югры», «Растения округа», пластилинография «Хантыйский орнамент» Развитие речи: Беседы с детьми «Традиционные промыслы» «Жизнь в гармонии с природой», «Ханты и манси –коренные жители ХМАО», «Я — житель севера», «Природа родного края»; Составление рассказов на тему «Мой родной край»; Знакомство с русскими народными сказками и сказками народов Югры. Составление описательных загадок о лесе, ягодах и грибах. Формы и методы работы с родителями:
3 этап. Презентация проекта Представление центра патриотического воспитания. Заключение Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе. В перспективе в группе планируется расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном крае, а затем и о стране, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников. Литература
Для оформления макета использовалось пособие «Моя Югра. Край, в котором я живу» Авторы: Е.С Зашихин, Е.А. Киричек, Т.Н. Проснякова
|