Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через музыкально-театрализованную деятельность»
Фольклор
Автор: Васюшина Юлия Викторовна Потапова Любовь Юрьевна   
13.11.2025 18:27

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через музыкально-театрализованную деятельность»«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через музыкально-театрализованную деятельность»

Авторы: Васюшина Юлия Викторовна, Потапова Любовь Юрьевна

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, истокам русской народной культуры. (В. А. Сухомлинский).

Время стремительно бежит вперед, ставя перед нами новые цели и задачи. Многое приходится переоценивать заново, на многие вещи смотреть иначе. С огромным сожалением мы осознаем, что успели растерять то огромное наследие, которое оставили нам наши предки.

 

Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Так как большую часть времени дети находятся в детском саду, то приобщение детей к народной культуре в процессе образовательной деятельности является главным средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев,"Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном развитии дошкольников трудно переоценить. Для полноценного изучения русской народной культуры необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников: в музыке, танце, пении,

театрализации, подвижных народных играх. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Использование народных танцев – формированию правильной осанки, развитию мышечного чувства и координации движений.

Народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения. Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду. Детей знакомим с различными видами

народного музыкального фольклора: игровыми попевками, колыбельными, шуточными песнями, играми-хороводами, потешками, считалками,

загадками. Каждый из этих жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Знакомство с народным музыкальным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток.

Спокойная, напевная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает и, что очень важно для физического развития ребенка, одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка, приучает их ухо к интонационному строю родной речи. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам про кота-воркота, про гулей и т.д. Русские народные игровые и шуточные песни — образно яркие, поэтичные. Исполнение этих песен предполагает использование импровизированных хороводов и музыкально-ритмических движений. Детям присуще стремление к игре, к актерству. Поэтому почти в любую песню в той или иной мере стараемся внести элементы игры. Пение очень часто сопровождаем разыгрыванием действия по сюжету песни ( «Мы на луг ходили», «Земелюшка-чернозем», «Во кузнице» и др.) Хоровод — это жанр, в котором музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. В песнях воспеваются широкие луга, "травушка-муравушка", кудрявая березка…

Одни игры и хороводы помогают представить себясильными, ловкими, меткими. Другие — развивают сообразительность исмекалку. Третьи — дают почувствовать себя актером и плясуном, увидетькрасоту окружающего мира и воспеть ее.

Дети с огромным удовольствием принимают участие в народных календарных праздниках, где и происходит их знакомство с календарным

фольклором. В нашем детском саду популярны такие народные праздники, как: «Осенины», «День народного единства», «Новый год и Рождество», «Масленица», «Благовещение», «Пасха», «Крещение Руси».

Вовлечённость дошкольников в действо: хороводы, игры, выступление ряженых, народных персонажей постепенно приобщает их к русским

национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к фольклорной традиции — к импровизации, в

которой дети проживают все эмоционально и глубоко.

Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах (ложки, бубенцы, трещотки, колотушки).

Знакомить с ними детей начинаем еще в младшей группе, малыши с удовольствием играют на этих инструментах. Использование их на

праздниках и в «обычной жизни», исполнение под их аккомпанемент песен, плясок, способствуют музыкальному развитию детей.

В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, и кукольный и драматический театры.

Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими

жестами и мимикой. Особое внимание обращаем на костюмировку, и на пользование декорациями.

Народная культура – источник неиссякаемой мудрости наших предков, обладающий большим воспитательным потенциалом. Воздействуя на

ребенка, культурное наследие дает возможность увидеть много интересного и важного, что так необходимо душе и полезно в жизни. Принимая

непосредственное участие в праздничных мероприятиях, где активно задействованы художественное слово, ритм, музыка, присутствует

уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной

жизни, культуре, языку своего народа.

Приобщение к истокам народной культуры оставляет в душах детей неизгладимые впечатления, помогает в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год