| «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через музыкально-театрализованную деятельность» |
| Фольклор | |||
| Автор: Васюшина Юлия Викторовна Потапова Любовь Юрьевна | |||
| 13.11.2025 18:27 | |||
|
Авторы: Васюшина Юлия Викторовна, Потапова Любовь Юрьевна Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, истокам русской народной культуры. (В. А. Сухомлинский). Время стремительно бежит вперед, ставя перед нами новые цели и задачи. Многое приходится переоценивать заново, на многие вещи смотреть иначе. С огромным сожалением мы осознаем, что успели растерять то огромное наследие, которое оставили нам наши предки.
Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Так как большую часть времени дети находятся в детском саду, то приобщение детей к народной культуре в процессе образовательной деятельности является главным средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев,"Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном развитии дошкольников трудно переоценить. Для полноценного изучения русской народной культуры необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников: в музыке, танце, пении, театрализации, подвижных народных играх. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Использование народных танцев – формированию правильной осанки, развитию мышечного чувства и координации движений. Народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения. Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду. Детей знакомим с различными видами народного музыкального фольклора: игровыми попевками, колыбельными, шуточными песнями, играми-хороводами, потешками, считалками, загадками. Каждый из этих жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Знакомство с народным музыкальным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток. Спокойная, напевная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает и, что очень важно для физического развития ребенка, одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка, приучает их ухо к интонационному строю родной речи. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам про кота-воркота, про гулей и т.д. Русские народные игровые и шуточные песни — образно яркие, поэтичные. Исполнение этих песен предполагает использование импровизированных хороводов и музыкально-ритмических движений. Детям присуще стремление к игре, к актерству. Поэтому почти в любую песню в той или иной мере стараемся внести элементы игры. Пение очень часто сопровождаем разыгрыванием действия по сюжету песни ( «Мы на луг ходили», «Земелюшка-чернозем», «Во кузнице» и др.) Хоровод — это жанр, в котором музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. В песнях воспеваются широкие луга, "травушка-муравушка", кудрявая березка… Одни игры и хороводы помогают представить себясильными, ловкими, меткими. Другие — развивают сообразительность исмекалку. Третьи — дают почувствовать себя актером и плясуном, увидетькрасоту окружающего мира и воспеть ее. Дети с огромным удовольствием принимают участие в народных календарных праздниках, где и происходит их знакомство с календарным фольклором. В нашем детском саду популярны такие народные праздники, как: «Осенины», «День народного единства», «Новый год и Рождество», «Масленица», «Благовещение», «Пасха», «Крещение Руси». Вовлечённость дошкольников в действо: хороводы, игры, выступление ряженых, народных персонажей постепенно приобщает их к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к фольклорной традиции — к импровизации, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах (ложки, бубенцы, трещотки, колотушки). Знакомить с ними детей начинаем еще в младшей группе, малыши с удовольствием играют на этих инструментах. Использование их на праздниках и в «обычной жизни», исполнение под их аккомпанемент песен, плясок, способствуют музыкальному развитию детей. В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, и кукольный и драматический театры. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Особое внимание обращаем на костюмировку, и на пользование декорациями. Народная культура – источник неиссякаемой мудрости наших предков, обладающий большим воспитательным потенциалом. Воздействуя на ребенка, культурное наследие дает возможность увидеть много интересного и важного, что так необходимо душе и полезно в жизни. Принимая непосредственное участие в праздничных мероприятиях, где активно задействованы художественное слово, ритм, музыка, присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. Приобщение к истокам народной культуры оставляет в душах детей неизгладимые впечатления, помогает в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности.
|



«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через музыкально-театрализованную деятельность»








