Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Технологическая карта образовательной деятельности по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка – символ России»
Фольклор
Автор: Колоколова Марина Владимировна Барнышева Анастасия Николаевна   
14.11.2025 19:54

Технологическая карта образовательной деятельности по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка – символ России»Технологическая карта образовательной деятельности по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка – символ России»

Цель: Цель: Создание условий для знакомства детей с Русской матрешкой-символом России.

Задачи:

Образовательные:

  • дать детям представление о происхождении матрешки
  • познакомить детей с различными видами русской матрешки
  • обогащать словарь детей словами: передник, сергиево-посадская роспись, семеновская роспись, вятская роспись, тверская матрешка, полхов-майданская роспись
  • закреплять умение работы в технике пластилинография, декорированию

Развивающие:

  • развивать творческие способности
  • развивать мелкую моторику рук

Скачать конспект

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к декоративно — прикладному творчеству
  • воспитывать интерес и любовь к народной игрушке.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Трафареты матрешек из картона по количеству детей, наборы пластилина на каждого ребенка, дощечки; стеки, разные крупы для украшения, салфетки, мультимидейная установка.

Структура

Содержание образовательной деятельности

Деятельность педагога

Планируемый результат

Деятельность детей

Вводная часть:

Цель: организация детей на предстоящую деятельность, создание интереса к ней.

Закличка

Круг кружочек – соберись дружочек!

С добрым утром, с новым днем!

С новым солнцем за окном,

Утро доброе встречай,

День хороший начинай.

(с детьми садимся)

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о символах нашей страны. Какие символы вы знаете?

(Медведь, самовар, береза, балалайка) (Слайды на экране)

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном интересном символе России, но, чтобы узнать, что это за символ нам надо отгадать загадку. (Слайд с загадкой на экране)

- Правильно ребята это матрешка. Самыми любимыми игрушками раньше у детей были матрешки. Матрешке уже более ста лет.   Матрёна, русское имя и означает: «Мать», у которой очень много детей.

(Слайд на экране)

- Ребята, а из чего сделана матрешка?

— Значит она какая?

- Ребята, а во что одета матрешка?

(Сарафан, рубаху, платок на голове, передник)

- А, что внутри матрешки?

(показ игрушки матрешки)

- Ребята, предлагаю поиграть,

- Раз, два три какая матрешка назови. Назовите, матрешку, по признакам какая она?

(веселая, озорная, игривая, радостная, праздничная, добрая, ласковая, нарядная, сувенирная, деревянная, загадочная, гостеприимная)

После игры продолжаем беседу.

- Мастерят матрешки в разных уголках нашей большой страны.

(Слайд на экране карта городов, где делают матрешки)

- Ребята, а сейчас мы с вами разомнемся?

Физминутка «Дружные матрешки»

После физминутки садимся с ребятами на ковер.

- Ребята, посмотрите Сергиевскую матрешку создают в городе Сергеев Посад, ее можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану

(Слайд на экране)

-Семеновская роспись матрешки из города Семенов, отличаются теплыми тонами – желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего.

(Слайд на экране)

-Вятскую матрёшку легко узнать по приветливому, улыбающемуся лицу с большими голубыми глазами, рыже-русым волосам, традиционному наряду, написанному яркими анилиновыми красками. На её переднике – букеты цветов из крупных алых маков или роз в обрамлении листьев. 

(Слайд на экране)

-Ребята, атверская матрёшка — самая волшебная. Здесь куклу часто выполняют в виде одного из героев сказок: это может быть Снегурочка, Царевна Несмеяна, Василиса Прекрасная.

(слайд на экране)

-Полхов-майданская матрешка- образ полховской матрёшки — это яркие цветы красного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. 

— Вот такие разные матрешки в нашей стране.

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности,

Ребята называют символы

Ребята отгадывают загадку

Ребята рассматривают матрешку

Ребята передают матрешку друг другу и называют по признакам какая матрешка

Ребята рассматривают Матрешечную карту.

Ребята выполняют движения с текстом

Ребята рассматривают разные виды матрешек

Основная часть:

Цель: создание условий для активной деятельности детей.

Актуализация имеющихся у детей знаний

Учет индивидуального темпа деятельности

- Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Предлагаю помочь нашим матрешкам собраться в большую и дружную семью – смастерим для них сестричек?

Воспитатель: чтоб матрешку украшать надо пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика «В гости к нам пришли матрешки»

-Сейчас мы будем работать с пластилином. Это техника называется – пластилинография.

- Ребята, посмотрите, с чего мы будем начинать нашу работу. Голову матрешки украшаем ярким платком. Отщипываем от пластилина небольшие кусочки и размазываем их по платку матрешки подушечками пальцев. Стараемся не вылезать за контуры матрешки; делаем для матрешки сарафан так же, как делали платочек.

- украшать матрешку будем с вами необычным способом, а с помощью крупы. У нас есть фасоль, горох, перловка, семечки арбуза и кофе. С их помощью мы украсим нашу матрешку.

Ребята, которые закончили свою работу раньше, предлагаю для рассматривания иллюстрации матрешек.

Ребята разминают пальчики перед работой

Дети все вместе подходят к столу и слушают воспитателя.

В центре «Творчества» дети с помощью пластилинографии создают своих матрешек и украшают их различными крупами и кофе.

Итоговая часть

Рефлексия:

Цель: подведение итогов деятельности, поощрение детей, выход из деятельности

Воспитатель включает знакомую музыку для сбора детей в круг. Дети садятся, приносят продукты своей деятельности в центре, рассказывают и показывают, что и как они делали, какие трудности испытывали в процессе работы.

Дополнительные вопросы:

- Было ли вам интересно сегодня?

- Хватило ли вам времени для выполнения задания?

- В какой технике мы сегодня с вами работали?

- Чем украшали наших матрешек?

Ребята, вы потрудились как настоящие мастера. Каждая матрешка хороша по-своему. Разместим их на нашей выставке.

Сделали с детьми выставку детских работ

- Ребята, а матрешка приготовила для вас сюрприз. Предлагаю детям поиграть в интерактивную игру «Матрешки»

Дети анализируют проделанную работу, радуются своими достижениями, полученным результатом, делятся впечатлениями.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год