Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рабочая тетрадь по образовательной области «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Обучение грамоте
Автор: Торопова Юлия Николаевна   
21.02.2020 15:51

Рабочая тетрадь по образовательной области «Речевое развитие» (Обучение грамоте)Рабочая тетрадь по образовательной области «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Торопова Ю.Н.

Для заботливых родителей и любознательных малышей 5-6 лет

Введение

Данное пособие предназначено для детей старшей группы в период подготовки к обучению грамоте.

Последовательность ознакомления с одним звуком, слиянием, словом и предложением составлены с учетом возрастных особенностей детей.

Материал поможет развить фонематический слух, овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза, расширить словарный запас, освоить основные лексико-грамматические категории русского языка.

Способствует развитию восприятия, внимания, памяти, связной речи, мышления.

Условные обозначения

Любое слово состоит из трех частей (не путать со слогами!):

 

скачать конспект

2 — середина слова

3 — конец слова (последний звук)

1 — начало слова (первый звук)

1. 2,3

Согласные звуки произносятся кратко, без добавления гласного звука: [м], а не [мэ], [с], а не [сэ].

Предлагая ребенку определить место звука [о] в словах, выбирайте те слова, в которых звук [о] находится под ударением, поскольку в безударной позиции звук изменяется: слово "ОБЛАКА" мы произносим как [АБЛАКА], слово "КОРОВА" звучит как [КАРОВА], а слово "ОКНО” — [АКНО].

Существуют йотированные гласные, состоящие из двух звуков: мягкого согласного [й] и гласных звуков. Это [йа], [йэ], [йо], [йу]. На письме они передаются буквами Я (яма), Е (ель), Ё (ёж), Ю (юла).

Схемы слов, в составе которых йотированные согласные встречаются в следующих позициях: начало слова, после гласного звука, после разделительного мягкого знака, предлагаются детям только для рассмотрения и ознакомления.

Гласные звуки в схемах обозначаются красным цветом -| Твердые согласные звуки — синим цветом — ■

Мягкие согласные звуки — зеленым цветом

■ Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими. Однако, некоторые согласные являются только твердыми: [Ш]. [Ж], [Ц], а другие — только мягкими |[Й], [Ч], [Щ]

Слог — это один гласный звук или сочетание одного или нескольких согласных с | гласным. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Открытые слоги оканчиваются | на гласный звук, закрытые — на согласный.

Закрытый слог:

МА-

ПИ-

КРЕ-

АК-

ГОР-

ЛИС-

Открытый слог:

ИВА

ЛИСА

ЛЕЙКА

МАШИНА

Схемы слов:

- Здравствуйте! Я — карандаш, меня зовут Зеленый, я буду Вам помощником на протяжении всего обучения.

- Прислушайся, сколько разнообразных звуков тебя окружает... Слышишь, как машина проезжает за окном? А как вода шумит по трубам? Если стукнуть по столу рукой, тоже получится звук. А вот для того, чтобы назвать какой-либо предмет, необходимо назвать СЛОВО.

"Слово"

Солнце

- "Запиши" предметы (одна линия — 4 клетки):

- Здесь "записано"одно слово.

- Все предметы можно назвать (дать им имя). Один предмет — одно слово Обозначать один предмет мы будет одной чертой (линией):

- Посмотри вокруг. Назови предметы, которые ты видишь.

"Слово"

- Мы с тобой уже определили, что любому предмету можно дать название (имя). Вспомни, как мы "записываем"предметы?

- Сколько предметов "записано"ниже?

- Все предметы можно разделить на живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные).

- Обведи живые (одушевленные) предметы красным карандашом, а неживые (неодушевленные) — синим.

-Люди общаются при помощи речи говорят, читают или пишут. Закройте глаза и послушайте:

-Снеговик лепить мальчик.

- Что вы себе представили? Ничего? А теперь:

- Мальчик лепит снеговика.

- Сразу можно представить ситуацию: на улице зима, теплый день (снег липкий), мальчик одет по-зимнему, у него хорошее настроение и т д

I ПРЕДЛОЖЕНИЕ — ЭТО НЕСКОЛЬКО СЛОВ. КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ I МЕЖДУ СОБОЙ СМЫСЛОМ.

- Сосчитай, сколько слов в предложении "Мальчик лепит снеговика"? Назови первое слово? Второе? Третье?

- Придумай предложения по картинкам:

- Сегодня мы будем "записывать" не только отдельные слова, но и целые предложения.

- Вспомни, как мы обозначаем предметы? (Одна линия). Но слова, которыми мы пользуемся, это не только предметы. Каждый предмет может совершать какое-либо действие. Например, что может делать собака? (Лаять, лежать, бежать, смотреть, слушать и т.д.). А что делает машина? (Едет, стоит, буксует, заправляется, сигналит и т.д.).

- Обозначать действия предметов мы будем двумя линиями (чертами):

- Здесь "записано" слово, которое обозначает

действие какого-либо предмета.

Вспомни, что такое предложение?

Придумай предложение со словом "конфеты".

Посмотри, как я "запишу" схему предложения "МАМА КУПИЛА КОНФЕТЫ":

- Сколько слов в этом предложении? Назови первое? Второе? Третье?

- Мы будем отмечать начало предложения и конец. Как отмечено начало предложения? А конец?

Мальчик играть машинка Мама купить яблока. Девочка ходить гулять. Папа копать земля.

Рыбка плавать аквариум. Диван кот лежать.

Полить лейка цветы. Ярко светить солнце.

- Поиграем? Игра "Сломанное предложение". Исправь ошибки, скажи правильно:

- "Запиши" схемы предложений. Предметы "запиши" одной линией, а действие — двумя. Не забудь обозначить начало и конец предложений.

- Рассмотри картинки. "Запиши" схемы предложений Обозначь начало и конец предложений.

-Для связи слов в предложении мы используем "маленькие" слова — предлоги. Например, предлог "У":

Кирилл барабанит. — У Кирилла барабан.

Лена играет медвежонком. — У Лены медвежонок. Сережа ест арбуз. — У Сережи арбуз.

- Это схема предлога "У" (или "ОКОЛО"). Прочитать её можно так: "КРУГ У (ОКОЛО) квадрата".

- В схемах предлоги мы будем обозначать треугольником:

- Схема предложения "У Лены медвежонок" будет выглядеть так:

- Рассмотри картинку Назови профессии Составь предложения с предлогом "У" Запиши схемы этих предложений.

- Продолжи ряд

- Вспомни, какой предлог ("маленькое" слово) здесь "записан"?

■ это предлог "У" (ОКОЛО) Круг У (ОКОЛО) квадрата.

  • круг НА квадрате.

■ круг ПОД квадратом.

- Сегодня мы познакомимся еще с двумя "маленькими" словами (предлогами), которые помогут нам связывать слова в предложении.

- Рассмотри картинки. Составь предложения с предлогами

"Словесный состав предложений Обобщение"

- "Прочти" предложения по схемам. Подставь действия предметов по смыслу.

- Допиши:

"Слоговой состав слова"

- А ты знаешь, что слова можно делить на части? В словах может быть одна часть или несколько. Эти части мы будем называть СЛОГОМ.

СЛОГ — это звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха.

- Чтобы разделить слово на слоги, необходимо подбородок положить на стол, затем произнести слово. Сколько раз голова откинется назад, столько слогов в слове.

- Сколько в слове слогов, на столько частей будем делить слова.

Например, в слове СОК — один слог. CTA-KAH ■ 2 слога. КА-РАН-ДАШ — 3 слога.

- Независимо от того, сколько слогов в слове, у каждого слова есть начало, середина и конец. Научиться делить слова на части нам поможет гусеница Люся.

Деление слов на части — слоги

- Назови предмет:

- Положи подбородок на стол и назови этот предмет ещё раз. Сколько частей у тебя получилось? Гусеница Люся покажет тебе, как разделить слово:

- Теперь ты можешь видеть, что у слов есть начало, середина и конец.

- Раздели слова на части:

■ Вспомни, что такое предложение? Из чего оно состоит? (Из слов).

А слова? (Из слогов).

■ В русском языке есть гласные и согласные звуки. Из них мы складываем слоги, из слогов получаем слова, а из слов ■ предложения.

- Эти ребята произносят звуки. Ты можешь угадать, какие это звуки?

- Как ты догадался? (По губам). Звуки, которые мы сожем пропеть, называются гласными.

- Когда мы произносим гласные звуки, поток воздуха на своём пути не встречает преград (ему не мешают губы или зубы).

Все остальные звуки — согласные. Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими.

  • Твердые согласные звуки будут дружить с Молоточком, а мягкие — с Мышкой. Попробуй определть, с кем дружат эти звуки (как ты думаешь, кто произносит этот звук: Молоточек или Мышка):

[3] [Б]

[Т] [КЬ] [М] [П] [ГЬ] [ТЬ]

  • Вспомни, какие звуки называются гласными? (Те. которые можно пропеть). А согласными? (Те. которые пропеть нельзя) Какие согласные звуки дружат с Молоточком? (Твердые). А с Мышкой? (Мягкие)

- Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом |

твердые согласные — синим мягкие согласные ■ зеленым — Так мы сможем "раскрашивать"слова.

  1. Определяем количество звуков в слове.
  2. Обводим столько клеток, сколько звуков в слове (это "квартира").
  3. "Расселяем" звуки по "комнатам“ (клеткам) и закрашиваем "окошки".

ДОМ

- Сколько звуков в этом слове? (Три) Значит, "квартира" будет из трех клеток ("комнат").

- Произнеси первый звук. С кем он дружит: с Молоточком или Мышкой? (С Молоточком, значит от твердый).

- Произнеси второй звук. (Его можно пропеть, значит, от гласный).

- Назови последний звук. С кем он дружит? (С Молоточком, это твердый звук).

Теперь закрасим "окошки" в "комнатах" звуков. (Это можно делать сразу);

- Назови первый звук в словах. Определи, какой это звук: гласный, твердый или мягкий согласный? Закрась клетку нужным цветом:

- Определи, сколько звуков в словах. Построй для слов "квартиры" с таким количеством "комнат", сколько в них звуков. Раскрась "окошки" нужным цветом.

- Вспомни, накис предлоги (маленькие слова) мы уже выучили? Назови их.

Я хочу тебя познакомить еще с двумя предлогими — НАД и В:

Ударный слог

  • Ты уже знаешь, что слева состоят из слогов. А знаешь ли ты, что слова можно "бить"? Сегодня мы будем "ударять" слова. “Ударить" слово — это значит выделить в нем ударный слог (или звук).

Для того, чтобы выделить ударный слог в слове, его нужно "позвать"

Алгоритм: 1. Называю слово.

2. Делю слово на слоги.

3. Зову слово, определяю, какой слог произношу дольше и громче.

4. Ставлю ударение.

МАЛИНА

у — В слове МАЛИНА — 3 слога, дольше

и громче произносится слог -ЛИ-,

I значит этот слог будет ударным.

- Позови слова, поставь ударение:

- Прочти поедложение. Составь схему.

- Определи ударный слог. Поставь ударение.

Ударение

- Назови предметы. Сколько звуков в каждом слове? Обведи для каждого слова столько клеток, сколько в нем звуков. Закрась "окошки" нужным цветом:

- Гпасные звуки образуют слоги. Сочетание согласного и гласного звуков называют СЛИЯНИЕМ и в "квартире” слова они живут по-соседству. В схеме слияния мы будем обозначать так:

- это СЛИЯНИЕ. Под клетками слияния будем обозначать дугой, а отдельный звук — точкой.

- Посмотри, как выглядит схема слова ДОМИК:

Алгоритм: 1. В слове ДОМИК 5 звуков, строю "квартиру" из пяти комнат.

2. Делю слово на слоги: ДО-МИК.

3. "Расселяю” звуки в "комнаты": слияние ДО, слияние МИ и отдельно звук К.

4. Первое слияние ДО-: [Д]-твердый согласный, [0]-гласный. Закрашиваю ”окошки”.

5. Второе слияние -МИ-: (Мь) -мягкий согласный. [И}-гласный. Закрашиваю ”окошки”.

6. Последний звук (К]-твердый согласный. Закрашиваю "окошко”.

7. Слияния обозначаю дугами, отдельный звук — точкой.

- "Прочти" слова по схемах. Закрась "окошки" в схемах слов.

О-РЕ-ХИ

ПЕ-ТУХ

КУ-БИ-КИ

"Звуковой анализ слов"

- 8 прошлый раз мы с тобой строили "квартиры" для слов и закрашивали “окошки", в которых “живут" звуки.

Какие звуки мы обозначали красным цветом? (Гласные). А синим и зеленым? ] (Согласные). Почему согласные звуки могут быть двух цветов? (Твердые i мягкие).

- Назови предметы. Составь для них схемы и закрась "окошки" нужным цветом. Обозначь слияния дугами, а отдельные звуки точками.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год