Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Обучение грамоте
Автор: Сухинина Александра Сергеевна   
20.04.2021 20:31

Особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речиОсобенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи, по определению Р.Е. Левиной, представляет собой «такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи»

Учеными (Г. А. Каше, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, А.В. Лагутина, М.Н. Русецкая и др.) установлено, что у дошкольников с общим недоразвитием речи предпосылки овладения грамотой формируются с трудностями, что в дальнейшем приводит к возникновению у детей этой категории дислексии и дисграфии.

Таким образом, мы можем говорить о том, что дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в специальной помощи в процессе подготовки к овладению грамотой.

 

Изучением готовности к овладению грамотой, а также разработкой методических аспектов этого вопроса занимались такие ученые как Л.Е. Журова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.В. Нижегородцева, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.

Практически все исследователи отмечают, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности на этапе подготовки к овладению грамотой гораздо чаще, чем их ровесники без речевой патологии. Дети с речевой патологией имеют дефицитарность не только в развитии всех компонентов речевой системы, но и в развитии моторной сферы, зрительно-пространственной ориентации, фонематической и фонетической систем и пр.

Р.Е. Левина, характеризуя готовность детей к овладению грамотой, отмечала, что формирование первоначальных навыков чтения и письма возможно только при условии гармоничного развития фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи. При этом автор обращает внимание на необходимость специальной коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование таких компонентов готовности к усвоению грамоты, как лексико-грамматический строй речи, произносительная сторона речи, представления об окружающем мире.

Трудности в овладении грамотой у детей с общим недоразвитием речи связаны прежде всего с проблемами в развитии вербального компонента функционального базиса чтения и письма. Для детей с общим недоразвитием речи характерно более позднее появление речи, скудный словарь, нарушения грамматического строй речи, нарушения произносительной стороны речи, проявляющиеся в дефектах произношения и фонемообразования. При этом уровни речевого развития у детей этой категории могут проявляться в разной степени: от полного отсутствия вербальных средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений.

Многочисленные исследования речевого развития детей с патологией речи свидетельствуют о наличии у них различных аграмматизмов, что, безусловно, приводит к трудностям в формировании навыка чтения. Дети, которые не умеют правильно употреблять словоформы, обозначать пространственно-временные отношения, использовать предложно-падежные формы испытывают трудности в понимании звучащей речи, и тем более, оказываются неуспешными при чтении текстов. Ограниченность словарного запаса детей также создает препятствия в создании собственных высказываний и понимании устных и письменных высказываний других людей.

Таким образом, нарушения в формировании вербального компонента готовности к овладению грамотой напрямую приводят к трудностям в овладении детьми с общим недоразвитием речи навыками чтения и письма. Однако, не меньшую роль в процессе подготовки к овладению грамотой играет невербальный компонент функционального базиса рассматриваемых операций.

Успешность формирования первоначальных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста во многом зависит от уровня развития у них слухоречевой и зрительной памяти.

В исследованиях, проведенных М.Н. Русецкой отмечается, что для детей с общим недоразвитием речи свойственны такие недостатки слухоречевой и зрительной памяти как низкая скорость запоминания; слабая переключаемость с одного стимула на другой; небольшой объем запоминания, что приводит к персеверациям, заменам и перестановкам предъявленных вербальных и визуальных стимулов.

Кроме этого трудности в овладении грамотой у детей рассматриваемой категории могут быть вызваны недостатками их пространственной ориентировки. В результате исследования, реализованного А.В. Лагутиной, было установлено, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности при установлении формы, размера, расположения предметов по отношению к друг другу и собственному телу, а также определении пространственных отношений между этими предметами. Специфические трудности были зафиксированы у этих детей при формировании пространственных понятий «право-лево», «верх-низ» и пр. Также проблемы проявляются и в вербализации пространственных отношений.

Дефицитарность оптико-пространственных представлений у детей с речевой патологией проявляется и в практической (изобразительной и конструктивной) деятельности. В работах А.В. Огаркиной отмечается, что дошкольники с общим недоразвитием речи достаточно часто испытывают трудности в процессе воспроизведения заданной формы, что наблюдается в искажении пропорций изображаемого объекта, отсутствии существенных деталей, несостоятельности при использовании элементов для составления целого.

И.Н. Садовникова отмечает у детей с общим недоразвитием речи ряд существенных недостатков зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, которые приводят к трудностям в формировании навыков чтения и письма. К таковым относятся: проблемы в создании визуального образа букв; слабое запоминание и медленное узнавание графических изображений букв; пропуск, добавление, перестановка букв при чтении; искажение при изображении букв, фигур; трудности при выделении элементов букв и др.

А.Н. Корнев подчеркивает существенную роль в овладении чтением и письмом фонематического восприятия, на основе которого осуществляется важнейшая для овладения грамотой операция – фонематический анализ. При этом ученый констатирует наличие проблем, имеющихся в развитии фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. В результате многочисленных исследований А.Н. Корнев установил, что недостатки фонематического восприятия у детей с речевой патологией связаны с нарушением взаимосвязи в работе речеслухового и речедвигательного анализаторов. То есть формирование сенсорных и языковых эталонов фонем у ребенка нарушается, поскольку он не способен установить однозначную взаимосвязь между воспринимаемым образцом произношения, которое демонстрирует взрослый и собственного произношения с кинестетическими ощущениями, возникающими при артикуляции этих фонем. Таким образом, нарушение межанализаторного взаимодействия приводит к тому, что ребенок не соотносит произношение с эталоном при помощи слуха, а несформированность кинестетических ощущений при нарушенном произношении усугубляет трудности в формировании слуховых эталонов и деформируют их.

Также проблемы в овладении грамотой у детей с общим недоразвитием речи связаны с недостаточным уровнем развития у них общей и мелкой моторики. Трудности в развитии моторной сферы имеют широкие проявления: от общей моторной неловкости и неуклюжести до несформированности мелкой моторики рук. М.В. Аксенова указывает, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в процессе овладения графическими навыками, поскольку у них, как правило, не возникает интереса к ручной деятельности. На музыкальных занятиях их движения отстают от общего темпа и ритма, они не способны выполнять точные движения, предъявляемые педагогом. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности эти дети демонстрируют неумение держать карандаш, трудности в переключении движений, чрезмерное напряжение в руках. В созданных детьми рисунках и аппликациях просматривается неряшливость, неуверенное выполнение замысла, отчетливо дают о себе знать проблемы с зрительно-пространственным расположением элементов.

Таким образом, процесс подготовки старших дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой очень трудоемкий и должен охватывать коррекцию и развитие различных компонентов функционального базиса чтения и письма. О.Б. Иншакова отмечает, что организация коррекционно-развивающих занятий должна быть основана на диагностике и планировании работы на основе индивидуального подхода. Поскольку готовность к овладению грамотой включает в себя достаточно много различных компонентов, то к ее формированию у детей с общим недоразвитием речи могут быть привлечены и другие специалисты дошкольной образовательной организации – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный работник, педагог дополнительного образования.

Анализ литературы позволяет нам сделать вывод о том, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается дефицитарность ключевых компонентов готовности к овладению грамотой: нарушения в формировании фонетико-фонематической и произносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи, несовершенства моторной сферы, дефицитарность зрительно-пространственных представлений. Эти обстоятельства указывают не необходимость реализации специально организованной коррекционно-развивающей работы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год