Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обучение грамоте
Автор: Коваленко Елена Анатольевна, Сигаева Юлия Николаевна   
02.05.2021 21:00

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной модели). Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, активно используется метод наглядного моделирования. При подготовке дошкольников к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

  • интонационно выделять звук в слове;
  • называть слова с заданным звуком;
  • находить позицию звука в слове и соотносить со схемой;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью символов.

Скачать конспект

Главное назначение любой модели состоит в том, чтобы с ее помощью решить познавательную задачу. В нашем случае — помочь ребенку овладеть основами грамоты при помощи наглядного средства — модели. Модели различных структур (предложения, слова, слоги, звуки) постепенно приучают детей к наблюдениям за языком. Они наглядно показывают детям, что предложение членится на слова, слова – на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребёнка. Использование наглядного материала в виде схем – моделей целесообразно на всех этапах по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове. Схема помогает запомнить составляющие элементы предложения, слова, слогов; закрепляются представления ребёнка о целом и его частях. Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

В простом варианте модели доступны уже трехлетним детям. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны не только понимать предлагаемые модели, но и сами уже могут их создавать и использовать.

В средней группе, начиная со второй половины года мы знакомим детей с термином «слово» и учим составлять предложения из 2х слов. В качестве основного методического приема, как и в последующих группах, мы используем «живую модель», когда сами дети берут на себя роль слова. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение. На начальном этапе мы предлагаем использовать игрушки. Например:

- «Ты Лена будешь словом белочка. Ты Катя — словом красивая. Встань пожалуйста около Лены. Что получилось?» (Белочка красивая).

- «Теперь поменяйтесь местами. Что получилось?» (Красивая белочка).

В старшем дошкольном возрасте дети учатся составлять предложения из 2,3 и 4 слов. Здесь для обозначения слов мы можем использовать геометрические фигуры. В подготовительной к школе группе предлагаем детям модели, обозначающие структуру предложения (графическую модель). Будущие первоклассники учатся составлять схемы предложений.

Дети старшего дошкольного возраста способны работать на более высоком познавательном уровне и поэтому способны освоить такой тип моделирования, как условно-схематические модели. При обучении грамоте мы используем следующие модели:

Модели, отражающие качественную характеристику звуков

  • модель гласного звука (красная фишка)
  • модель согласного твердого звука (синяя фишка)
  • модель согласного мягкого звука (зеленая фишка)

Модели, отражающие звуковую структуру различных слов

  • модель нахождения звука в начале слова
  • модель нахождения звука в середине слова
  • модель нахождения звука в конце слова

Модели, отражающие звуковой состав слова:

  • модели слов, состоящих из двух, трех, четырех, пяти и шести звуков (карточки — схемы).

Модели, отражающие качественную характеристику слогов:

  • модель “место ударения в слове”

Модели, обозначающие структуру предложения:

  • модель предложения из одного слова.
  • модель предложения из двух слов
  • модель предложения из трех слов и т.д.

Вариантов дидактических игр с использованием моделей может быть очень много.

Представление о звуковой структуре слова мы закрепляем в играх:

  • «Расскажи, какие звуки есть в слове и обозначь их»
  • «Угадай-ка»

Для определения слогов в слове мы используем игры:

  • «Собери букет» (на вазах слоговая схема слова), и
  • «Построй дом», где дети учатся строить дом из того количества кубиков, которое соответствует количеству слогов в слове.

Умение ориентироваться в звуковой структуре слова дети закрепляем в играх:

  • «Назови слова по заданной модели»
  • «Составь схему слова».

Для закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков проводится игры:

  • «Найди свой домик»
  • «Кто внимательный».

Работая с моделью, дошкольники не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерностей превращается в интересное увлекательное занятие, на котором детям некогда скучать.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год