Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение грамоте с помощью методики Шулешко Е.Е. «Аквариум»
Обучение грамоте
Автор: Шадиева Ольга Викторовна Городова Наталья Николаевна   
13.06.2021 14:40

Обучение грамоте с помощью методики Шулешко Е.Е. «Аквариум»Обучение грамоте с помощью методики Шулешко Е.Е. «Аквариум»

Шулешко Евгений Евгеньевич — философ, психолог, педагог-исследователь; создатель педагогической системы дошкольного и начального образования, решающей проблемы успешности в обучения для всех детей.

Реализация программы обучения грамоте рассчитана на два года — с детьми пяти — семи лет. Усвоение грамоты, по мнению Е. Шулешко, есть итог всей разнообразной жизни ребёнка до семи лет. Обучая грамоте, взрослые помогают детям сделать новый шаг в их речемыслительном, речеобразном развитии; осознать себя членом новой общности — в обществе грамотных людей, что он говорит на родном языке (например, пишет по-русски). Обучение письму и чтению как средствам общения отвечает требованию естественного обучения, позволяет воздействовать именно на окружающую ребёнка обстановку, отличается от традиционного подхода прежде всего тем, что направлено на общую подготовку всех детей и каждого ребёнка к последующему школьному обучению.

Методику Евгения Евгеньевича Шулешко называют по-разному: кто-то “ровесническим образованием”, кто-то более прозаично: “Обучение письму, чтению и счету”, кто-то социоигровым подходом к образованию.

Главное то, что она помогает детям быть здоровыми, так как дошкольники 5-7 лет испытывают психологический комфорт в группе детского сада:

  • никто не будет ругать, если ответ неверный
  • не нужно поднимать руку, чтобы ответить
  • можно обсудить проблему с товарищами
  • можно посоветоваться с педагогом.

Дети учатся общаться не только со взрослыми, но и между собой.

Овладение детьми грамотой осуществляется на основе использования знаковых объектов, которые становятся средствами построения совместной работы детей и являются одним из важнейших условий начальной организации обучения чтению, письму и счёту. К ним относятся таблицы «Аквариум» и малые таблицы, таблицы «Улица домов для чисел», «Информационная сетка чисел», «Росчерки», «Элементы букв в квадратах».

 

Скачать конспект

«Аквариум»

Основным видом деятельности ребёнка лет является игра. «Аквариум» — является основным игровым моментом, который увлекает ребенка. Ребёнок воспринимает обучение не принужденно, как свободно выбранную им деятельность. Методика «Аквариум» опирается на зрительную, слуховую и моторную наглядность, которые способствуют мобилизации разных видов памяти.

Алфавитная таблица «Аквариум» нужна детям на протяжении всего периода обучения. По ней они знакомятся с печатными буквами русского алфавита впервые недели занятий, в дальнейшем постоянно обращаются к ней при знакомстве с новым материалом, касающимся букв, слогов и слов.

«Аквариум» — таблица большая, 120*150 см. На ней изображен слегка вытянутый в высоту аквариум – стеклянный параллелепипед с голубоватой водой, в котором плавают среди водорослей и ракушек рыбки, а на стенках – буквы алфавита.

Буквы в «Аквариуме» размещены группами. Ориентирами к местоположению каждой группы букв является конкретный элемент изображения аквариума. Поэтому «Аквариум» не должен быть перегружен множеством деталей. Их должно быть ровно столько, чтобы облегчить поиск каждой группы букв. Вместе с тем таблица «Аквариум» должна быть достаточно яркой и привлекательной для детей.

Каждой букве в таблице соответствует ее порядковый номер цифра от 1 до 33. Цифры выделены в специальную горизонтальную полосу, находящуюся на высоте примерно ¾ от общей высоты «Аквариума». Они размещены в ней по порядку слева направо. Эта полоса может быть немного светлее, чем остальная площадь «Аквариума». Цифры расположены не ровным горизонтальным рядом, а маленькими «лесенками» идущими вверх и вниз соответствующими каждой группе букв. Каждая буква находится точно под (или над) своей цифрой. Над цифрами располагаются все гласные буквы, под цифрами согласные и знаки — мягкий и твердый.

Буква Й расположена в ряду цифр. Она и не гласная и не согласная. Её порядковый номер 11, и она стоит в таблице на мессе своего номера, так как её очертания напоминают 11, где первая единичка изображена просто палочкой, а хвостик второй единички довольно длинный и касается первой 11, а сверху поставлена перевернутая запятая. Гласные – это одна группа букв, хотя порядковые номера этих букв идут не подряд, а рассыпаны по всему алфавиту. Эти номера могут стоять в поясе по средней линии этого пояса.

Ниже пояса цифр размещаются группы согласных букв и группа знаком (мягкий и твердый).

Первая группа согласных (б, в, г, д, ж, з) располагается по диагонали, сверху вниз левом нижнем углу аквариума. Большая водоросль отгораживает эту группу букв, вытянутую линию от остального пространства аквариума.

У каждой буквы есть пара (б – п, в – ф, г – к, и т.д.) Каждая из этих букв располагается со своей парой на одной линии горизонтали. По вертикали каждая из букв – пар расположена точно под своей цифрой. Таким образам образуется вторая группа из букв – парная группа из букв первой группе. Эти буквы (п, ф, ш, к, г, с,) называются «рассыпными» — они стоят врассыпную.

Третья группа согласных (л, м, р, н) находится в центре аквариума прямо под цифрами. Буквы стоят не вряд, а в разбивку (л, н) – пониже, (м, р) – повыше, все на равном уровне под своими цифрами. Вперемешку с буквами этой группы изображена стайка мелких рыб. Маленькие рыбки ассоциативно связываются с напоминающими журчание воды названиями этих букв: эл, эм, эн, эр, и дети хорошо запоминают их.

Еще дна группа букв расположена в правой нижней части аквариума. Их опознавательным знаком служит изображение воздушного фильтра вверх пузырьками. У фильтра расположены шипящие буквы: ф, х, или щ. Они ассоциируются с поднимающимися пузырьками воздуха. Некоторые из этих букв входят, как бы в две группы – и в группу рассыпных и в группу у фильтра. Это буквы ф, ш, х. Буквы ф и ш, расположены на одной линии со своими парами в и ж. Буква х является как бы третьим дополнительным членом т–к- х. Она тоже стоит с ними в одной линии. Буквы ц и щ расположены под своими цифрами выше и ниже букв ш, ф, х.

Твердый и мягкий знак образуют особую группу из двух букв под цифрами примерно на уровне букв л, м, н, р. От последних их отделяет крупная рыбка плывущая вправо.

Группы букв отмечены не только пространственным расположением, но и цветом. Каждая буква имеет свой цвет, в этот же цвет окрашена и соответствующая ей цифра. Гласные объединены красно-коричневой гаммой цветов. Группа согласных «за большой водорослью» (б, в, г, д, ж, з) сине-зеленого цвета. «Рассыпные» буквы – пары букв «б, в, г, д, ж, з» – имеют те же цвета что и их пары, с той разницей, что буквы «б, в, г, д, ж, з» залиты цветами сплошь, а «п, ф, ш, к, г, с» лишь оконтурены ими, а внутри контуров как бы видна вода. Цифры, являющиеся номерками этих букв, тоже раскрашены по этому принципу: номер букв «б, в, г, д, ж, з» — залиты соответствующими цветом, «п, ф, ш, к, г, с» — оконтурены ими. Буквы «д, м, н, р» — коричнево – фиолетовыми. Буквы «у фильтра» — эта пестрота решена по разному. Так буква «х» может быть двухцветной – в диагональную полоску. Причем один из цветов–цвет триады «г, к, х», а второй цвет – цвет «пестрой» группы (скажем белый). Буква ш — как ей и положено, оконтурена цветом, который залита буква «ж», но контур ее – «лохматый» на нем внутри и наверху «растут» шерстинки. А буква которая близка к «ш», может быть двухцветной в вертикальную полоску, один цвет как у пары «ж-ш,» а второй – белый. Буква «ч» может быть светло-голубой (так, чтобы белый цвет «пестрой» группы явственно в ней присутствовал), а буква «ц» — столь же светло – розовой. Буквы «ъ и ь» темнее кобальтово – зеленые.

Буквы в таблице «Аквариум» должны быть в печатном строчном (а не заглавном) начертании (я, е, ё). О заглавных буквах (печатных) на занятии может зайти особый разговор, они могут быть написаны на доске, разницу в начертании заглавных и строчных букв нужно обсудить с детьми, подчеркнув при этом, что в «Аквариуме» все буквы строчные.

По поверхности воды в «Аквариуме» плавают буквы латинского (английского, немецкого) алфавита. По «Аквариуму» дети в игровой форме занимаются с буквами, цифрами, приобретают умение ориентироваться на листе бумаги, различать и называть предметы по цвету, форме, размеру. Соотносить предметы, буквы, цифры с числительными, учатся согласовывать разные части речи. Закрепляют понятие вверх, вниз, слева и т.д. Знакомятся с буквами алфавита, запоминают гласные и согласные, парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Составляют и преобразовывают слова путем замены или добавления звука. «Аквариум» способствует развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Дети учатся задавать вопросы, составляют предложения с простыми и сложными предлогами, придумывают истории и описательные рассказы о месторасположении букв, цифр.

Игры, задания, вопросы по «Аквариуму»

  1. Что в аквариуме жидкое?
  2. Что есть живое и неживое в аквариуме?
  3. А как называются растения аквариума?
  4. Сколько здесь рыбок?
  5. Что находится слева от большой рыбки? Что справа?
  6. Что необычного в аквариуме?
  7. Назовите, что находится в середине аквариума?
  8. Назовите, что находится в нижнем правом углу аквариума? и.т. д.

«Зашифрованное слово»

Каждой букве в таблице соответствует её порядковый номер цифра от 1 до 33.

На листке бумаги шифруем слово цифрами, а ребенку необходимо найти и записать буквы соответствующие, каждой цифре и расшифровать слово.

«Найди букву»

-Эта буква как бы убегает от рыбки, ближе к центру Аквариума, розового цвета, порядковый номер 13.

- Эта буква присела у ракушки, в левом нижнем углу – это согласный звук, желтого цвета ее порядковый номер 9.

- Эта буква находится в центре Аквариума под листочком жёлто-зелёной водоросли, она синего цвета.

- Эта буква спряталась в правом нижнем углу Аквариума около ракушки, она синего цвета.

Возможные каверзные вопросы и задания к «Аквариуму»

Может ли в ракушке спрятаться рыбка?

Какая рыбка может спрятаться в ракушке?

Может ли где-нибудь спрятаться большая рыбка?

Какая рыбка может за шлангом спрятаться?

А сколько их там может спрятаться?

Какую букву можно за шланг спрятать?

Какую цифру можно за шланг спрятать?

Может ли червяк жить в аквариуме?

Червяк может дружить с рыбкой?

О чём шепчутся желтые рыбки?

Кому легче спрятаться?

Что здесь (в аквариуме) жидкое?

А куда может упасть маленькая улитка? Что произойдет?

Что живое и неживое в аквариуме?

Кто в этом аквариуме может захотеть есть?

Что находится слева от большой рыбы? Что справа?

Сколько всего живых и неживых предметов?

Что раньше было живое, а сейчас неживое?

Найдите корм для обитателей аквариума.

Как пройти в гости к улитке?

А может ли ты для себя (в образе улитки) найти корм?

Чем лягушка может накормить себя?

А водоросли чем могут питаться?

Куда поехала буква «Р» на рыбке?

Что будет, если рыбка проглотит пузырёк?

Если улитка упадет со шланга, долетит она до дна или нет?

Кто кого боится в аквариуме?

Кто в домике живёт?

Что для жизни нужно?

Кто чем питается?

Что необычно в аквариуме?

Какие буквы может проглотить самая большая рыбка?

Какую букву может засосать шланг?

Какие цифры запутались в веточках?

Из какой сказки приплыла самая большая рыбка?

Кто живет под камнем?

Что делает рыбка за ракушками?

Какая температура в аквариуме?

Если мы вдруг станет маленькими и пойдем по трубе, то где мы окажемся?

Съедобное, несъедобное.

— что на картинке есть съедобное, а что несъедобное?

— что такое съедобное?

— для кого съедобное?

— посчитайте, чего больше: съедобного или съедобного?

— какие предметы могут быть съедобными, и съедобными?

— на какую букву начинается съедобный предмет?

— покажите номера букв, на которые начинаются съедобные предметы?

Больше, меньше:

— какого цвета здесь больше всего? Почему?

— чего меньше: букв или цифр?

— каких букв больше: гласных или согласных? Как вы узнали?

Твердое, жидкое, мягкое:

— Что в аквариуме есть твердое, жидкое, мягкое?

— Песок твердый или мягкий?

— Шланг, какой, из чего?

— Что общего между жителями аквариума и буквами?

— Что здесь твердое, а в другом состоянии может быть жидким (стекло, песок) и наоборот?

Живое, неживое:

— Назвать живые и неживые предметы.

— Кого одновременно можно назвать и живым и неживым?

— Найти, какое число соответствует количеству живых предметов?

— Что можно оживить?

Что из чего сделано?

— Шланг из пластмассы;

— Буквы из палочек и крючков;

— Рыбы из мякоти, костей...

Одинаковое, разное:

— назовите две буквы одного цвета;

— назовите две цифры одного цвета;

— есть ли в аквариуме одинаковые рыбки?

— сколько разновидностей растений?

— найдите двух одинаковых улиток?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год