Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Обучение грамоте
Автор: Дешевых Ольга Владимировна   
29.01.2022 22:31

Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста.Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Дешевых Ольга Владимировна

Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность данной тематики обусловлена поиском путей современного совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития системы образования.

Так, рассмотрим различные технологии более детально.

Всем известно, что ведущей деятельностью в детском саду является игра. Педагогами и психологами давно доказано, что игра – лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение ребенка и позволяет ему развивать самостоятельность действий. Одной из современных технологий является квест-игра. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест предоставляет возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, увлекательным, веселым и запоминающимся. В квест-играх задания охватывают многие области образовательного процесса.

 

На занятии дети закрепляют знания, полученные ранее. Немаловажную роль занимает социальный аспект, в игре дети учатся общаться друг с другом, находить свое место в обществе.

В процессе обучения на таких играх используются различные образовательные технологии: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, проблемные вопросы, разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Слово есть двусторонняя единица языка и предстает она перед детьми впервые как единство звучания и значения. Доступность такого понимания слова может обеспечить акрофонический, игровой способ записи и чтения слов. Подобные модели позволяют работать и над звуковым составом слова и над его значением, позволяют ребенку держать в поле внимания звучание слова и его значение, так как каждый звук записывается с помощью рисунка. Этот прием используется в ограниченном объеме, но хорошо повышает интерес детей, активизирует их внимание.

ТРИЗ-технологии. Система коллективных игр позволяют воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Основным критерием в обучении грамоте является доходчивость и простота в подаче материала и формулировке, казалось бы, сложной ситуации.

При обучении детей старшего дошкольного возраста можно рекомендовать метод наглядного моделирования. Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им с легкостью овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

Информационно-коммуникативные технологии, как же без них… или использование игр-презентаций при обучении грамоте. Практика работы с дошкольниками показывает, что при подготовке к обучению грамоте необходимо использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большую пользу. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Особое место можно отвести проектному методу. Учебный проект при подготовке к обучению грамоте позволяет обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, например, обучения написанию букв, выявление основных причин, препятствующих успешному усвоению «трудных» букв. Изучив метод проектирования при обучении детей 5-7 лет грамоте, и, применив их на практике, можно прийти к выводу, что проблема усвоения и написания букв может быть решена.

Предложенные технологии при подготовке к обучению грамоте позволят разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. Работа по данному вопросу — это один из методов личностно- ориентированного подхода к обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и положительное отношение к процессу учения.

Список используемой литературы

  1. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. «Занимательное обучение чтению», Издательство «Учитель» 2008 год.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт. -сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
  4. Крупенчук О.И. // Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  5. Кузнецова Е.В., Тихонова Е.В. //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. -М.: ТЦ «Сфера», 1999
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
  7. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  8. Методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.
  9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. И доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336 с.
  10. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно- игровых занятий к рабочей тетради «От Ф до Я» Колесникова Е.В. — М.: Издательство «Ювента», 2001. -80с.
  11. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год