Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Понятие «грамматический строй речи», развитие грамматического строя речи в онтогенезе.
Обучение грамоте
Автор: Балюк Татьяна Алексеевна   
22.10.2022 17:35

Понятие «грамматический строй речи», развитие грамматического строя речи в онтогенезе.Понятие «грамматический строй речи», развитие грамматического строя речи в онтогенезе.

Грамматическая система языка – это совокупность форм словоизменения и способов (моделей, типов) построения словосочетаний и предложений, характерных для данного языка, диалекта. То есть автор выделяет два компонента грамматического строя речи – словоизменение и синтаксис.

В лингвистике определяют грамматику как науку о строе языка, которая изучает закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке. Это раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и включающий в себя словообразование (учение о структуре и образовании слова), морфологию (учение о формах слова), синтаксис (учение о словосочетании, предложении, тексте).

Грамматический строй языка, как совокупность форм словоизменения, словообразования и способов построение словосочетаний и предложений, то есть грамматический строй языка включает три компонента.

 

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в процессе всех видов детской деятельности и общении со взрослыми носителями языка. Причем в норме усвоение грамматических категорий происходит по образцу, в практике живой речи. В дошкольном учреждении не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией.

Своевременное формирование грамматического строя речи является важнейшим условием полноценного речевого и психического развития ребенка, так как грамматика выполняет ведущую роль в развитии мышления, делая речь логичной, последовательной и понятной окружающим.

К.Д. Ушинский называл грамматику логикой языка, необходимо с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Связывая грамматически правильно слова в словосочетаниях и предложениях, говорящий человек использует различные морфологические элементы – приставку, суффикс, окончание, каждый из которых имеет свое значение и несет свою информацию.

Прежде чем начать использовать в речи какую-то грамматическую категорию (число, падеж, время), ребенок должен понять, что она означает. Все эти понятия постигаются ребенком сначала в предметно-манипулятивной деятельности. Например, ребенок бросает кубик, мяч, машинку – это порождает схему грамматических отношений, что одно и то же действие он может совершить по отношению к разным предметам. Или, берет ложку в рот, стучит ложкой, моет ложку – в данном примере с одним и тем же предметом он совершает разные действия. Все это служит предпосылкой для развития грамматического строя речи.

Далее, в процессе своего когнитивного развития и общения ребенок анализирует речь окружающих взрослых людей, носителей языка, выделяет общие правила грамматики на практическом уровне, обобщает эти правила и закрепляет их в собственной речи. Прислушиваясь к речи окружающих, ребенок выделяет морфемы из слов и по аналогии сам изменяет слова, образует новые слова, комбинируя эти морфемы, неизбежно совершая ошибки на первых порах.

Таким образом, грамматическое развитие ребенка идет вслед за когнитивным развитием и обусловлено им. Правильное усвоение грамматических категорий возможно только при активной умственной деятельности ребенка.

Основные периоды в формировании грамматического строя речи.

Первый период длится от 1, 3 до 1,10 лет. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней. Слова-корни употребляются в неизменном виде сначала в виде однословного предложения, а затем и двухсложного предложения. Первое слово является и первым высказыванием, служащего для обозначение глобальной, не структурированной ситуации. Эти слова пока не относятся ни к какой части речи в привычном понимании, так как одним звукокомплексом ребенок может обозначать и предмет, и действие, совершаемое с ним. Например, звукоподражание «Ав-Ав» обозначает и собаку, и то, как она лает. Примерно в возрасте 1,8 появляются двусловные предложения, возникает синтаксическая структура как таковая. С помощью этих предложений дети описывают местоположение лица и предмета ( «кися там»), просьба дать что-либо ( «дай ко» – дай молока), отрицание чего-нибудь ( «мама тютю»), описание ситуации в настоящий момент ( «папа бай-бай»), свершившееся действия ( «би-би бах»), указание на принадлежность предмета ( «мами цаська» – мамина чашка), качество предмета ( «дом во-о» – дом большой). Слова, входящие в первые двухсловные предложения, не имеют нормативного морфологического оформления: существительные стоят в начальной форме, в качестве предикатов активно используются звукоподражания.

Второй период – от 1,10 до 3,0 лет. К двум годам у детей происходит лексический взрыв, быстрый рост активного словаря, дети начинают конструировать предложения, состоящие из трех-четырех слов. Появляются первые простые распространенные предложения, предложения с однородными членами. К трем годам в речи ребенка появляются разные типы простых и сложных предложений. Члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. Ребенок начинает самостоятельно изменять и образовывать слова, как в виде образований по аналогии, так и форм, совпадающих с общепринятыми. К двум годам усваиваются времена. Категория лица усваивается позже – к 2,2.

Третий период – от 3,0 до 7, 0 лет. В этот период ребенок усваивает морфологическую систему русского языка. Словоформы постепенно разграничиваются по отдельным типам склонения и спряжения. Усваиваются все единичные формы. Сложным и длительным оказывается усвоение ребенком категории рода, так как род не имеет отчетливого значения и связывается с морфологической структурой существительных.

На четвертом году жизни, в тесной связи с расширением словаря, появляется словообразование и словотворчество. Ребенок начинает строить небольшие высказывания типа элементарных коротких монологов.

В норме формирование словоизменения опережает формирование словообразования. Нормально развивающийся ребенок овладевает словоизменением к четырем годам, а словообразованием – к семи годам.

На пятом году жизни формируется фонематическое восприятие, и, как следствие, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве.

На шестом и седьмом году жизни дошкольник овладевает способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса.

Время и последовательность усвоения грамматических категорий зависит от характера их значений. В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным значением. Раньше всего усваивается число существительных, так как разница между одним предметом и несколькими наглядна. Затем дети усваивают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что также ребенок воспринимает наглядно. Дети рано усваивают повелительную форму глаголов, так как с такими просьбами обращаются в повседневной жизни ( «дай»). Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена), с участниками речи (лица глаголов).

А.Н. Гвоздев раскрыл закономерность в усвоении грамматического строя. Она заключается в том, что сначала происходит усвоение общих, затем частных категорий, то есть развитие грамматического строя идет путем усложнения. Морфология, синтаксис, словообразование усваивается ребенком параллельно.

Грамматическая сторона речи усваивается детьми постепенно, все дети используют в своей речи ошибочное употребление слов, называемое аграмматизмами.

Особенности усвоения морфологических категорий проявляются в следующем:

Неправильные окончания имен существительных в родительном ( «карандашов»), винительном ( «Сережа поймал сом»), предложном падежах ( «в саде»).

Склонение несклоняемых имен существительных ( «в кине»).

Образование множественного числа существительных обозначающих детенышей животных ( «щененки»).

Изменение рода существительных ( «вкусная мороженая»).

Образование глагольных форм: повелительное наклонение ( «склади», «ехай»), изменение основы глаголов ( «разжувать»), спряжение глаголов ( «кладишь» – кладешь).

Неправильная форма причастия ( «нарисоватая»).

Образование сравнительной степени прилагательного ( «сухее»).

Окончание местоимений в косвенных падежах ( «у тебе новая платье»).

Склонение числительных ( «двое домов»).

В овладении синтаксисом у детей возникает меньше сложностей, но синтаксические ошибки устойчивее. В обычной жизни дети редко пользуются сложными предложениями. Исследователями отмечается особенности порядка слов в предложении:

Прямой объект предшествует предикату ( «Куклу мама принесла» – на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово).

Прилагательное-определение следует за существительным ( «У крокодила зеленого хвост большой»).

Вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее ( «Заплакала Маша, почему?»).

Ответ на вопрос «почему?» начинается с «почему что» ( «Почему что не пришел, что болел»).

Овладение способами словообразования в дошкольном детстве также имеет свои особенности. Дети, основываясь на своих наблюдениях занимаются словотворчеством, о чем написана замечательная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти». Но, поскольку одно и то же правило не распространяется на все случаи, дети постоянно делают ошибки. Они могут к корню одного слова прибавить окончание другого: страшные – «страшность». Также составляют одно слово из двух: «бананас» — банан и ананас. Все это характеризует детей как любознательных, исследующих законы языка.

Таким образом, грамматический строй речи начинает формироваться очень рано, вместе с развитием понимания речи. На втором году жизни дети начинают понимать различные формы словоизменения. А вот изменять слова ребенок начинает на третьем году жизни, с возникновением фразы. Именно в этом возрасте на экспрессивном уровне ребенок осваивает морфологические категории и начинает строить небольшие высказывания в процессе диалогической формы речи со взрослыми. К четырем годам ребенок овладевает словоизменением, к семи годам – словообразованием. В семь лет ребенок может пользоваться сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Успешность овладения грамматическим строем зависит от уровня когнитивного развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год