Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическое пособие «Грамотей-ка»
Обучение грамоте
Автор: Попова Дарья Геннадьевна   
03.10.2022 10:13

Дидактическое пособие «Грамотей-ка»Дидактическое пособие «Грамотей-ка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26»

Актуальность. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным вот задача первоначального обучения» К.Д. Ушинский

Грамотность-степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Первоначально «грамотность» связывали со «знанием законов и правил родного языка в сочетании с твердыми навыками пользования ими в устной и письменной речи». Уже на этом этапе указывалось на наличие зависимости между уровнем грамотности населения и достигнутым уровнем развития (экономического, культурного, политического и т. п.) общества, характером общественного строя. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова грамотность рассматривается как умение читать и писать; умение делать это правильно, без ошибок; как обладание человеком необходимым объемом знаний, сведениями из какой-нибудь области; выполнение дела без ошибок, со знанием дела.

 Скачать конспект

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой в детских садах является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат — плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Все родители хотят, чтобы их дети были умными, развитыми, хорошо подготовленными к школе и успешно учились. Думаю, что предложенная игра пригодится детям 5-7 лет их семьям.

Методическая ценность.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, которая не только поможет с пользой провести своё свободное время, но и будет способствовать развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте, развитию зрительных и слуховых восприятий, внимание, память, мышление. Кроме этого данная игра поможет стимулировать детей к анализу игровых ситуаций, побуждать к рассуждению и пояснению своих действий, сформировать культуру общения.

Область применения.

Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная.

Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи.

Возраст детей.

От 5 лет до 8 лет.

Материал.

Картон, бумага, ковролин, липучка велькро

Оборудование.

  • Игровое поле (ковролин),
  • Набор сюжетных картинок (можно менять в зависимости от темы)
  • Набор для составления схем предложений (липучка велькро)
  • Набор для звукового анализа слов (липучка велькро)
  • Набор букв для составления слов, предложений.

Цель: создание условий для подготовки к обучению грамоте старших дошкольников

Задачи:

  • Познакомить детей с основными единицами речи и научить правильно пользоваться терминами их обозначения: «предложение», «слово», «звук», «слог».
  • Сформировать элементарные представления о слове как основной единице речевого общения и его номинативном значении (может называть предметы и явления, действия, признаки предметов и действий, количество и тому подобное); дать представление о словах, которые не имеют самостоятельного значения и употребляются в речи детей для связи слов между собой (показать на примерах союзов и предлогов).
  • Научить выделять из речевого потока предложение, воспринимать его как несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную мысль.
  • Упражнять в делении предложений на слова, определении количества и порядка слов в них и составлении предложений из разрозненных слов, с заданным словом, в распространении предложений новыми словами; привлекать детей к моделированию предложения в работе со схемами предложений.
  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; научить выполнять на слух звуковой анализ слов, строить звуковые схемы слов из меток или фишек в соответствии с порядком (гласный или согласный, твердый или мягкий согласный).

Игра №1 «Придумай слово»

Цель: развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра№2 «Строим дорожку»

Цель: развитие фонематического слуха.

Кто-то придумывает любое слово. Затем следующий игрок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе взрослый активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе взрослый уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук.

Игра№3 «Ловушка»

Цель: развитие умения услышать в слове определённый звук.

Взрослый предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются взрослым в зависимости от темы.

Игра №4 «Поймай слог»

Цель: развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый прикрепляет детям слог на игровое поле, а дети должны «превратить» его в слово. Например: ПА – папа,

ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игра №5 «Раздели правильно»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Взрослый говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно прикрепить слово на игровое поле, произнести его, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра№6 «Посели в домик»

Цель: развитие умения определить слоговую структуру слова.

Взрослый вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

Игровое упражнение № 7 «Составь предложение»

Цель: упражнение в составлении схем предложений.

Детям прикрепляется сюжетная картинка, задаются вопросы, на которые нужно ответить: кто? Что делает? Составляют схемы, сначала со взрослым, затем самостоятельно.

Игровое упражнение № 8 «Составь рассказ»

Цель: развитие умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается составить предложения, опираясь на сюжетную картинку, наводящие вопросы взрослого. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра №9 «Пойми меня»

Цель: развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Взрослый объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из конверта картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, взрослый спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать картинки нельзя, но про них можно рассказать. Потом взрослый рассказывает про свою картинку, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось взрослому. После этого дети рассказывают про свои картинки поочереди и, когда картинка угадана, открывают свою картинку.

Игровое упражнение №10 «Закончи сам»

Цель: развитие воображения, связной речи.

Взрослый прикрепляет на игровое поле сюжетную картинку рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

Игра № 11 «Спой начало»

Цель: учить выделять первый ударный гласный звук в слове.

Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук. Ууулица, ооослик, аааист и т.д. (слова подбираются так, чтобы первый гласный звук был ударным), ребенок называет звук, который стоит в начале слова, находит соответствующую букву и прикрепляет её на игровое поле.

Игра №12 «Назови конец»

Цель. Учить ребенка выделять последний согласный звук в слове.

Ход. Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего согласного звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук, находит соответствующую бккву и прикрепляет её на игровое поле.

Аналогично, проводится работа по выделению и называнию ребенком первого согласного звука в слове (лллак, нннос, мммак и др.).

Игра №13 «Что поём?»

Цель. Учить ребенка выделять гласный звук в слове.

Взрослый называет слова с выделением гласного звука в середине односложных слов: кооот, пооол, сооон и др. ребенок называет звук, который стоит в начале слова, находит соответствующую букву и прикрепляет её на игровое поле.

Игра№ 14 «Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Взрослый называет три слова, а ребёнок называет звук, который встречается в каждом слове, например: утка, уши, узел.

Ребенок находит соответствующую букву и прикрепляет её на игровое поле.

Взрослый. Где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

Игра№15 «Картинки»

Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в каждой картинке.

Взрослый прикрепляет картинки на игровое поле и просит назвать их.

Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук [А] (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки [А], [О], [У], [И].

Игра№16 «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»

Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.

Взрослый предлагает рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается название каждой картинки.

Найти соответствующую букву, прикрепить её на игровое поле

в том порядке, в котором картинки, взрослый предлагает назвать слово, которое спряталось в названиях картинок.

Игра №17 «Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] (по аналогии с другими звуками)

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.

Игра№ 18 «Наведи порядок»

Цель. Учить детей выделять позицию заданного звука.

Подбираются картинки с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец), например: лампа, мел, плов, стол, лось и др. Ребенок должен разложить их в три столбика.

Игра № 19 «Что можно петь, что нельзя петь?»

Цель. Учить детей выделять из слов гласные и согласные звуки.

Взрослый называет слово из одного-двух слогов, а ребенок называет гласные звуки: суп – [У]; руки – [У], [И].

Аналогичная работа по выделению согласных звуков: кот – [К], [Т] и т.д.

Игра №20 «Звук потерялся»

Цель. Учить ребенка выделять пропущенный звук.

Взрослый показывает картинку и называет ее название, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» — зонт, «тиг» — тигр, «бат» — брат. Ребенок добавляет пропущенный звук, если усложнять задание, то можно попросить ребенка выделить звуки – соседей.

Игра№21 «Закрась окошко, где живёт звук» — игра-перфокарта.

Цель: определение места звука в слове.

Дети определяют место заданного звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его «окошко», состоящем из трёх комнат – отверстий (начало, середина, конец).

красный обозначают гласный звук,

синий твёрдый согласный,

зелёный — мягкий согласный,

Игры и упражнения:

Взрослый произносит звук, а ребёнок определяет: твёрдый это звук или мягкий?

Игра№ 22 «Чем отличаются слова?»

Взрослый читает пары слов, в которых ребёнок должен определить какой звук меняется и на какой:

Бочка-почка зуб-суп зайка- сайка

Жар-шар точка-дочка пар- бар и т.д.

дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: фишки и выполняют звуковой анализ без схем.

Игра№23 «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Взрослый произносит вслух какое-нибудь слово, любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок находит соответствующую букву и прикрепляет её к игровому полю. Затем задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год