Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение грамоте детей дошкольного возраста
Обучение грамоте
Автор: Можар Ольга Михайловна   
26.04.2023 19:01

Обучение грамоте детей дошкольного возрастаОбучение грамоте детей дошкольного возраста

Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить понятия такие как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук».

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Основной вид деятельности для ребенка дошкольного возраста – это игра. Потребность в игре у дошкольников необходимо использовать для решения образовательных задач. Игра активно воздействует на познавательную деятельность детей. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Использование игровых приемов при обучении грамоте позволяет поддерживать у детей интерес к выполняемой деятельности. Поэтому на занятиях мною используются дидактические игры и упражнения, чтобы заинтересовать каждого ребенка, создать у детей эмоциональный настрой, повысить их работоспособность. В дидактической игре сочетаются познавательное содержание и привлекательная для ребенка игровая деятельность. Дидактическая игра может сделать серьезный, напряженный труд интересным, привлекательным для ребенка. А при повторе действий формируются умения и навыки.

А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп;
  • Полная сформированность фонематических процессов, уметьслышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: выделять гласные и согласные звуки из состава слова;

Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

 

В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.

Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Каждый изучаемый звук я обязательно связываю с наглядной опорой. Это картинка с изображением предмета, который издаёт подобный звук или игрушка. Например, змейка знакомит детей со звуком [Ш], пчёлка со звуком [Ж], самолёт со звуком [Л] и.т. д.

Для чёткого усвоения артикуляции согласных звуков имеются схемы, а для гласных звуков пособие "Поющие девочки". Для закрепления акустических характеристик звуков имеются кружки-сигналы на каждого ребёнка. Планшет!!!

В зависимости от характеристик звуков, каждая буква имеет место в своём замке. (Замок гласных звуков, и замок согласных звуков).. Звуками этих замков управляют две принцессы Гласа и Согласа. Ребятам очень нравится определять место каждой буквы, после того как они дают ему характеристику (описывают его характер).

У принцесс есть помошники “Звуковые гномики”

Дидактические игры: которые я использую на данном этапе:

«Угадай звук» — определить гласный звук по его беззвучной артикуляции.

«Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, когда услышишь в слоге или слове знакомый звук, названный взрослым (изолированно, в слоге, в начале слова).

«Узнай звук» – взрослый называет несколько слов начинающихся на одинаковый звук. Задача ребенка определить звук, стоящий в начале каждого слова.

«Составь поезд» (на паровозике — буква, нужно найти вагончики, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с соответствующего звука). При определении места звука в слове:

«Рассели слова по домам»,

«Кто в каком вагоне поедет?»,

“ Звуковой домик” Ребенок должен подобрать слова на заданный звук

Игра «Четвертый лишний». Детям предлагаются карточки с изображенными на них буквами. Одна из них лишняя. Например, три буквы обозначают согласные звуки, а одна буква – гласный звук. Или наоборот.

Игры на выделение звука в слове, его места (начало, середина, конец, определение количества слогов (элементарный анализ):

Логопедические кубики

Звуковые машинки

«Подарки»

Педагог просит назвать имена детей и подобрать каждому подарки на тот же звук, на который начинается имя.

Далее мы переходим к звуковому анализу и синтезу. Тут уже мною используются такие дидактические игры и пособия.

”Найди пару”

“Логопедическое лото”

“Цепочка слов”

“Логопедическая ромашка”

“Составь схему”

“Звукодомик”

«Подружи звуковичков»

Для запоминания букв использую игры “Составь букву из палочек”, пальчиков. В игре «Угадай букву», “Чудесный мешочек”.

Еще одно интересное упражнение – «Какая буква?».

Ведущий:

Мы немножко поиграем.

Вспомним буквы, отгадаем.

А ты Ваня не зевай,

Быстро букву называй.

Ребенку на спине медленно рисуется контур буквы. Он должен ее назвать.

Чтобы лучше запомнить букву, предлагается такое задание – пройди по дорожке от буквы до перчатки. В левом верхнем углу листа изображена буква, в правом, нижнем – перчатка. На листе написаны разные буквы. Нужно проложить дорожку, двигаясь только по заданной букве.

Игра «Дорисуй букву» помогает запомнить буквы, избежать в дальнейшем ошибок при их написании. Дети дописывают недостающие элементы буквы.

Очень нравится детям угадывать, какие буквы спрятались за забором, за грибами, какие буквы плывут в лодке, едут в автобусе, выглянули в окно и т. д. На рисунке видна лишь часть буквы.

Составляем разрезные картинки с изображенными на них буквами. Картинки разрезаются на 2, на 4 части, на 6, на 8 частей. Чтобы лучше запомнить букву, ищем ее среди других.

Далее мы переходим к чтению. Начинаем складывать слоги — продолжаем играть, чтобы обучение было в радость.

Для этого я спользую пособие “Космос” и “Машинки”.

«Закончи слово». Нужно найти нужный слог и прочитать все слово. написаны первые слоги имен мальчиков и девочек.

«Найди слог». На карточке в центре изображен какой-либо предмет, вокруг написаны слоги. Нужно найти слог, на который начинается слово. Чтобы найти нужный слог, надо прочитать несколько слогов.

«Сложи картинку». Картинка разрезана на несколько частей, на каждой части внизу написан слог. Дети складывают картинку и читают слово – подпись к данной картинке.

В дальнейшем при обучении чтению переходим к словам и предложениям

Когда дети начинают читать предложения, им предлагается игра «Составь предложение», затем «Составь предложение по схеме».

С помощью дидактических игр обучение становиться радостным, увлекательным делом. Дети уже в дошкольном возрасте могут без напряжения и перегрузок усвоить то, что будет основой в дальнейшем обучении в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год