Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Согласные звуки»
Обучение грамоте
Автор: Виданова Наталья Витальевна   
27.10.2023 20:07

Методическая разработка «Согласные звуки»Методическая разработка «Согласные звуки»

Составил: педагог — организатор ГБОУ Школы №2075 ДО№2 Виданова Н.В. МОСКВА, 2023

Программное содержание:

  • Формировать представление о согласных звуках русского языка. Познакомить детей согласными звуками.
  • Закреплять умения детей различать согласные звуки по твердости и мягкости.
  • Учить детей различать согласные звуки по глухости и звонкости.
  • Закреплять умения определять согласный звук в начале, середине и конце слова.
  • Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление,
  • Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе.

Оборудование: домики синего и зеленого цвета, карточки с согласными звуками, таблицы только твердых согласных и только мягких согласных;.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Воспитатель:

 

-На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

-Как произносятся гласные звуки? (их можно петь)

-Назовите гласные звуки (ответы детей)

-Сегодня мы с вами познакомимся с согласными звуками.

-Что вы уже знаете о согласных звуках? (эти звуки не поются)

Все согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не могут они петь.

-Послушайте сказку о согласных звуках:

Сказка о согласных звуках:

"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни.

Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — "гласные" звуки.

У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь.

"П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

"Не печальтесь, не певучие звуки, -сказала голосистая девочка -звук "А",

- Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" закричали звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки.

Встанут рядом и поют любую песенку.

-Как называются звуки, которые не умеют петь? (согласные)

-Что предложили гласные звуки согласным, чтобы они не расстраивались? (встать рядом и петь вместе)

-Угадайте, какой звук поет вместе со звуком [А]?

(Воспитатель пропевает слоги ТА-А-А, СА-А-А, РА-А-А и т. д.)

-Угадай, какие звуки теперь поют? (Воспитатель пропевает слоги КО-КО-КО, ЗУ-ЗУ-ЗУ, МИ-МИ-МИ и т. д.)

2. Основная часть.

Воспитатель: Как вы думаете, что изображено на доске? (на доске размещены согласные звуки)

- Согласные звуки петь не умеют. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда.

Согласные звуки произносятся коротко, одни звонко, других глухо;

одни твердо, другие мягко.

3. Игра «Назови согласный звук в начале, в середине и конце слова»

  • согласный звук в начале слова: дом, ком, дым, лом, кот — Аист, волк
  • согласный звук в конце слова: стул, мел, карандаш, жук, салат, санки
  • согласный звук в середине слова: сахар, коса, лиса, роса, гора

Физкультминутка.

Вышли уточки на луг,

Кря – кря — кря! (дети шагают)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (машут руками-крыльями)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют. (повороты туловища влево — вправо)

Ветер ветки раскачал (качают поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал Р-Р-Р (руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш: Ш-ш-ш! (подняты вверх руки, потянулись).

И опять настала тишь: Ш-ш-ш. (присели)

4. Твердые и мягкие согласные:

- Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие).

  • Если согласный звук твердый, каким цветом он обозначается?

(синим),

а если согласный звук мягкий каким цветом он обозначается (зеленым)

  • Но есть звуки, только твердые и мягкой подружки у них нет

или наоборот -только мягкий звук, а твердой подружки нет.

Давайте назовем только твердые звуки- [ж][ш][ц].

(воспитатель показывает, и все хором называют звуки)

А теперь назовем только мягкие звуки -[ч’] [щ’] [й’].

5. Игра с мячом «Найди пару»

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет звонкий согласный. Поймав мяч, ребёнок называет пару заданного звука глухого согласного и бросает мяч ведущему:.

[б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с]

6. Игра «Измени слово»:

Воспитатель произносит слово с твёрдым окончанием, а дети отвечают заменив твёрдое окончание на мягкое:

дал — даль, был- быль, кон — конь, стал — сталь, шест — шесть, ел -ель,

мел — мель, жал — жаль.

7. Итог НООД.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год