Методическая разработка «Согласные звуки» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Виданова Наталья Витальевна | |||
27.10.2023 20:07 | |||
Методическая разработка «Согласные звуки» Составил: педагог — организатор ГБОУ Школы №2075 ДО№2 Виданова Н.В. МОСКВА, 2023 Программное содержание:
Оборудование: домики синего и зеленого цвета, карточки с согласными звуками, таблицы только твердых согласных и только мягких согласных;. Ход НОД: 1. Вводная часть. Воспитатель:
-На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные) -Как произносятся гласные звуки? (их можно петь) -Назовите гласные звуки (ответы детей) -Сегодня мы с вами познакомимся с согласными звуками. -Что вы уже знаете о согласных звуках? (эти звуки не поются) Все согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и скрипеть, Но не могут они петь. -Послушайте сказку о согласных звуках: Сказка о согласных звуках: "Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — "гласные" звуки. У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь". "Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит". "К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку. "Не печальтесь, не певучие звуки, -сказала голосистая девочка -звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" закричали звуки. С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. -Как называются звуки, которые не умеют петь? (согласные) -Что предложили гласные звуки согласным, чтобы они не расстраивались? (встать рядом и петь вместе) -Угадайте, какой звук поет вместе со звуком [А]? (Воспитатель пропевает слоги ТА-А-А, СА-А-А, РА-А-А и т. д.) -Угадай, какие звуки теперь поют? (Воспитатель пропевает слоги КО-КО-КО, ЗУ-ЗУ-ЗУ, МИ-МИ-МИ и т. д.) 2. Основная часть. Воспитатель: Как вы думаете, что изображено на доске? (на доске размещены согласные звуки) - Согласные звуки петь не умеют. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Согласные звуки произносятся коротко, одни звонко, других глухо; одни твердо, другие мягко. 3. Игра «Назови согласный звук в начале, в середине и конце слова»
Физкультминутка. Вышли уточки на луг, Кря – кря — кря! (дети шагают) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (машут руками-крыльями) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (круговые вращения шеей) Клювом перья расправляют. (повороты туловища влево — вправо) Ветер ветки раскачал (качают поднятыми вверх руками) Шарик тоже зарычал Р-Р-Р (руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой) Зашептал в воде камыш: Ш-ш-ш! (подняты вверх руки, потянулись). И опять настала тишь: Ш-ш-ш. (присели) 4. Твердые и мягкие согласные: - Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие).
(синим), а если согласный звук мягкий каким цветом он обозначается (зеленым)
или наоборот -только мягкий звук, а твердой подружки нет. Давайте назовем только твердые звуки- [ж][ш][ц]. (воспитатель показывает, и все хором называют звуки) А теперь назовем только мягкие звуки -[ч’] [щ’] [й’]. 5. Игра с мячом «Найди пару» Воспитатель бросает ребенку мяч и называет звонкий согласный. Поймав мяч, ребёнок называет пару заданного звука глухого согласного и бросает мяч ведущему:. [б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с] 6. Игра «Измени слово»: Воспитатель произносит слово с твёрдым окончанием, а дети отвечают заменив твёрдое окончание на мягкое: дал — даль, был- быль, кон — конь, стал — сталь, шест — шесть, ел -ель, мел — мель, жал — жаль. 7. Итог НООД.
|