Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая игра «Речевичок» как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.
Обучение грамоте
Автор: Эйвазова Гюльбахар Хусеин Кызы   
27.11.2023 08:36

Дидактическая игра «Речевичок» как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Речевичок» как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.

Методическая разработка (для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ)

муниципальное бюджетное образовательное учреждение организация дополнительного профессионального образования «Центр развития образования» городского округа Самара дошкольные группы

Выполнила: воспитатель дошкольных групп МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара Эйвазова Гюльбахар Хусеин кызы Самара 2023

Аннотация:

Дидактическая игра «Речевичок» как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста» в работе с детьми с ОВЗ

Данная дидактическая игра позволяет разнообразить индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста, повысить мотивацию детей с ОВЗ к обучению, и тем самым сделать коррекционный процесс более эффективным.

 

скачать конспект

В группе № 2 «Солнышки» зачислено 20 детей, 5 из них дети с ТНР.

В данной методической разработке представлены игры для речевого развития детей 4-5 лет с ОНР. Дети играют в дидактическую игру «Речевичок» в свободное время как индивидуально, так и в парах.

Место проведения: дошкольные группы МБОУ ОДПО ЦРО г. о. Самара

Автор: Эйвазова Гюльбахар Хусеин кызы, воспитатель группы № 2 «Солнышки»

Дидактическая игра «Речевичок» как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.

Актуальность

Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике очень актуальна. Большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин.

Речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения. Всегда хочется слышать от ребенка правильную речь, с нормативным звукопроизношением, грамматически правильно оформленную.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.

Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих, как взрослых, так и сверстников. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речевой практики, состояния нервной системы ребенка.

Но в речи детей с ОВЗ часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Вот основные из них:

  1. искажение родовых окончаний в начальной форме ( «красная пальто», «дядя ушла», «машина поехал»);
  2. неверное использование форм в ед. и мн. числа ( «красивый кошки», «красными ягоды», «машины едет»);
  3. ошибки в употреблении падежных форм ( «слепили баба», «много девочки»);
  4. ошибки в употреблении предлогов ( «книга столе», «листики на дерево»);

Понятно, что дошкольники не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка сразу, поэтому все лексико-грамматические категории изучаются в порядке возрастающей сложности. В каждой возрастной общеразвивающей группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся дети, отстающие от товарищей в речевом развитии и имеющие статус ОВЗ. Поэтому работа по формированию грамматики в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.

Цель:

Повышение эффективности коррекционно- речевой работы с детьми 4-5 лет в процессе игровых технологий по развитию речи дошкольников с ОВЗ.

Задачи:

  1. Создать и апробировать комплексную систему работы с детьми-логопатами по развитию связной речи, основанную на формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.
  2. Сформировать и реализовать модель предметно- развивающего пространства, отвечающего современным требованиям ДО, и позволяющего внедрить элементы технологий развития связной речи в работу с дошкольниками.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а также необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, которую дает педагог. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки в детской речи. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить ребёнка повторить именно его.

Обобщая свой опыт работы по формированию грамматического строя речи, я создала дидактическое пособие «Речевичок», в которую входят четыре дидактические игры.

Целью первой игры является формирование категории рода имен существительных.

Дидактическая игра «ОН, ОНА, ОНО»

Цель: формирование категории рода имен существительных.

Задачи:

  • обогащать словарь путем подбора слов
  • формировать умения детей согласовывать имена существительные с местоимениями он, она, оно
  • развивать умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои
  • развивать умение подбирать и согласовывать прилагательные с существительными

Ход игры: Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «ОН», «ОНА», «ОНО». Картинки, про которые можно сказать «мой» ребенок кладет в домик под названием «ОН», картинки про которые можно сказать «моя» — в домик «ОНА», «мое»«ОНО».

Рисунок 1 Дидактическая игра «ОН, ОНА, ОНО»

В эту игру могут играть от одного до трех детей. В случае, если играют 2-3 ребенка, предложенные картинки делятся между ними поровну. Выигрывает тот, кто правильно расположит свои картинки на игровом поле.

Основную трудность у детей даже в старшем дошкольном возрасте вызывает усвоение форм притяжательных имен прилагательных, когда дети не могут правильно сказать: хвост собакин или собачий, именно здесь возникает самое большое количество ошибок, поэтому я оформила игру «Чей хвост?».

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Задачи:

  • закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные»
  • создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам
  • закрепить умение образовывать притяжательные имена прилагательные
  • развивать способность анализировать
  • закреплять умение различать и называть животных
  • развивать мелкую моторику рук

Ход игры: В эту игру лучше играть индивидуально или малыми подгруппами. Чтобы у каждого ребенка закрепилось правильное произношение притяжательных имен прилагательных. На игровом поле прикрепляем хвост животного. Мы спрашиваем: Кто спрятался за кустом? Чей хвост? Например: Чей хвост? — Лисы — лисий, у волка — волчий, у мыши — мышиный.

Когда начинаем изучать тему «Домашние животные», на поле появляется дом. И по аналогии мы закрепляем, как правильно называются части тела домашних животных. Например: Чей хвост? хвост овцы -овечий.

Аналогично закрепляется употребление в устой речи притяжательных имен прилагательных женского и среднего родов (голова, ухо, лапа, уши, лапы…)

Также изучаем животных зоопарка, на поле появляются животные разных континентов. Игру можно продолжать бесконечно, включая в нее и птиц, и насекомых.

В своей речи мы часто используем многозначные слова, используя различные их значения в зависимости от контекста и делаем это автоматически, не задумываясь, но у детей дошкольного возраста еще нет такой большой языковой практики, богатого знания окружающего мира. Поэтому своим воспитанникам я предлагаю игру на формирование и обогащение активного словаря «Что это?»

Рисунок 2 Дидактическая игра «Чей хвост?»

Дидактическая игра «Что это?»

Цель: расширение словарного запаса детей, формирование интереса к родному языку

Ход игры: в эту игру лучше всего играть вдвоем. Детям поровну раздаются карточки в произвольном порядке. Педагог читает слово, ребенок в своей картинке выбирает соответственную картинку и прикрепляет ее, говоря соответствующее словосочетание. Например: Кисть — кисть винограда, малярная кисть, кисть руки.

  1. Лук — овощ, оружие
  2. Молния — природное явление, фурнитура для одежды.
  3. Ручка — письменная принадлежность, ручка дверная, ручка ребенка.
  4. Ключ — от замка, родник, скрипичный, гаечный.
  5. Коса — прическа, инструмент.
  6. Труба — на доме, музыкальная.
  7. Кран — водопроводный, подъемный.
  8. Киви — фрукт, животное.
  9. Плитка — железная, шоколадная, кафельная.
  10. Ножка — у стола, у гриба, у ребенка.
  11. Мышка — грызун, компьютерная.
  12. Лисички — грибы, животные.
  13. Норка — животное, жилище.

Рисунок 3 Дидактическая игра «Чей это?»

Следующая четвертая дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам — Времена года»

Игра проводится индивидуально. Ребенок сам выбирает то время года, которое больше нравится. В случае затруднения ребенка в составлении рассказа воспитатель помогает вопросами. Например: Как стоит солнце в небе? какой длинный день? какая короткая ночь? В какой одежде можно ходить летом? И т.д.

Рисунок 4 дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам — Времена года»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год