Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Обучение грамоте
Автор: Ершова Валерия Викторовна   
07.12.2023 11:42

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИКОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Цель: Дифференциация звуков [ш][ ж] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • закрепить навык различения звуков [ш][ж] в слогах, словах.
  • закреплять умения определять позицию звуков в слове.
  • закреплять навык составления предложения по картинкам- символам.
  • упражнять в практическом употреблении предлогов.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать связную речь.
  • развивать психические процессы: внимание, мышление, память.
  • развивать фонематический слух.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества.

Оборудование:

Демонстрационный материал- письмо, сюжетная картинка, солнышко, девочки — Шипелочка и Жужжалочка, 2 домика синего цвета;

Раздаточный материал- предметные картинки на звуки [Ш][Ж]: (кошка, лошадь, кукушка, лягушка, петушок, жаба, ужи, ежи, журавль, жуки), карточки на определение звука в слове, квадраты- символы синего цвета (твердые согласные звуки), картинки – символы, эмблемы – солнышко.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Доброе утро зверям и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера.

-Пожелайте друг другу доброго утра: «Доброе утро, Лиза! Доброе утро, Сережа……и т.д.!».

II. Основная часть.

Беседа по теме весна.

Дети стоят по кругу

-Ребята, предлагаю поиграть в игру: «Подскажи словечко».

Солнце ярче светит,

Дует теплый ветерок,

Вот и кончилось зима,

К нам опять пришла… ВЕСНА!

-Посмотрите к нам в группу пожаловал гость.

-Что это? (Солнышко)

-Но, что – то наше солнышко не веселое, грустное.

-Почему?

-Потому что солнышко потеряло лучики.

-А, как ты думаешь…?

  • Я, думаю, что солнышко уронило лучики.
  • Или подарила лучики тучки.

- А, что еще могло произойти?

  • Я, кажется, знаю, солнышко заблудилось в облаке, и потеряло свои яркие лучики.
  • Может быть солнышко оставила лучики на полянке.

- Наверное, солнышко так спешила к нам, что наверняка оставила лучики на полянке, и не может дарить нам свое тепло.

-Давайте поможем солнышку вернуть свои лучики.

-Подумайте, как нам это сделать? Как вернуть солнышку улыбку?

Предположения: сказать волшебные и добрые слова; отправиться в путешествие; забрать лучики у тучки или облачко, и т.д.

-Я предлагаю показать и рассказать солнышку о том, что мы знаем, что мы умеем, и чему мы научились, порадовать его своими знаниями.

-Вы согласны, помочь солнышку? Согласны……, и весна желает помочь вернуть лучики, и прислала нам послание – картинки. (Картинки лежат на столе)

-Подойдите, и выберите себе картинку. (Картинки — символы: небо, солнышко, снег, проталинки, ручейки, подснежники, птицы).

-Присаживайтесь на места.

Дети сидят на стульчиках полукругом

-Внимательно, посмотрите на картинки, и сейчас каждый из вас, расскажет нам всем, что же говорит весна в своем послании.

-Кто первый будет рассказывать.

(Дети выходят по одному к доске с символами, и рассказывают о весне – составляют предложения по картинкам-символам).

3. Составление предложений по картинкам – символам.

  • Небо весной ясное и голубое.
  • Стало пригревать солнышко.
  • Тает мокрый, рыхлый снег, и появляются первые, черные проталинки.
  • Бегут звонкие и веселые ручейки.
  • Появляются первые, весенние цветы — подснежники.
  • Прилетают с теплых стран перелетные птицы.

-Какие вы молодцы! Сколько много красивых и разных предложений составили.

-А, давайте объединим их вместе, чтобы получился рассказ.

4. Составление рассказа о весне.

-Молодцы! Какой интересный получился рассказ о весне.

-Вот и первый лучик нашего солнышка.. (Дарит логопед).

-Но, чтобы вернуть все потерянные лучики, нам надо отправиться на весеннюю полянку.

-И, так в путь. (Музыка)

Дети стоят полукругом

5. Дифференциация звуков [ш][ж] в слогах, словах.

-Посмотрите ребята, на полянке гуляют две девочки: Шипелочка и Жужжалочка.

-Как вы думаете какой звук больше всего любит Шипелочка? Звук [ш]-[ш]-[ш].

-А Жужжалочка? Звук [ж][ж]-[ж].

-Они рады, что вы научились произносит звуки «к», «кь», и предлагают с ними поиграть.

  • Игра «Хлопни-топни»

-Я назову слова со звуками [ш][ж]. Когда услышите звук [ш] – хлопните, когда [ж] – топните.

-Слушайте внимательно.

(Шура, Жанна, кожа, шить, жить, лыжи, уши, ужи, пирожок, порошок, карандаш, пиджак).

-Молодцы! Все были внимательны.

-Вот и второй лучик для нашего солнышка...

  • Игра: «Кто неправильно поселился в домиках»

-Пока мы с вами играли, все картинки в домиках у Шипелочки и Жужжалочки перепутались.

-Давайте им поможем разобраться.

-Назовите всех жителей домика Шипелочки? (кошка, лошадь, кукушка, лягушка, жираф).

-Назовите, того кто поселился не в свой домик.

-Кто это? (Жираф).

-Почему? (Потому что в слове жираф спрятался звук [ж], а в остальных картинка- словах звук [ш]).

-Поселите Жирафа в свой домик.

-В какой домик мы поселили жирафа? В домик Жужжалочки.

-Назовите жителей домика Жужалочки? (журавль, ужи жук, ежи, кошка).

-Кто поселился, не в свой домик? (Кошка).

-Почему? (Потому что в слове мышка спрятался звук [ш], а в остальных картинках – словах звук [ж]).

-Поселите кошку в свой домик.

-В какой домик мы поселили кошку? В домик Шипелочки?

-Молодцы ребята! Справились с заданием.

-Вот еще лучик один для нашего солнышка.. (Дарит ребенок).

-Ребята, но ведь трех лучиков для солнышко маловато.

–А, как вернуть потерянные лучики?

-Продолжать радовать его своими знаниями.

-Проходите за столы, и садитесь.

Дети сидят за столам

-Слушайте, внимательно.

6. Определение места звука в слове.

  • Игра: «Где живет звук в слове?» (начало – середина – конец)

-Положите перед собой полоски с тремя окошечками, и возьмите символ звука [ш], [ж] и покажите, где вы слышите звук [ш] в слове шапка? В слове шапка звук [ш] я слышу в начале слова.

Вопросы по ходу выполнения задания:

-Покажите, где вы слышите звук [ш] в слове бабушка?

- В слове бабушка звук [ш] я слышу в середине слова. И т.д.

-Молодцы ребята, все задания выполнили правильно, и у солнышко появился еще один потерянный лучик.

Посмотрите, внимательно, все вернули потерянные лучики солнышку, или нет? (Ответы детей).

-А давайте каждый из вас подойдет и выберет себе лучик и подарит солнышку.

-Подходите к столу и выбирайте лучики. (Дети выходят по одному выбирают лучи и прикрепляют к солнышку). ……

-Радостно и весело улыбается нам солнышко.

-Мы сделали солнышко каким? Лучистым. А еще оно какое? (Желтое, радостное, веселое, теплое, искристое, красивое, доброе, игривое, яркое, весеннее, ……).

-Солнышко благодарит вас за то, что вы вернули потерянные лучики, и дарит вам солнечного зайчика, и предлагает с ним поиграть.

-Вы, готовы?

- Да.

7. Дифференциация предлогов ( «на», «в», «под», «из–за», «вокруг», «около»)

  • Игра: «Назови предлог»

-Солнечный зайчик сидит (где?) на столе.

-Солнечный зайчик спрятался (где?) под столом.

-Солнечный зайчик убежал (куда?) в лес.

-Солнечный зайчик выглядывает (откуда?) из – за домика.

-Солнечный зайчик кружится (где?) вокруг нас.

-Солнечный зайчик прыгает (где?) около Шипелочки.

-Солнечный зайчик обязательно с вами еще поиграет и посидит на вашей ладошки.

III. Итог занятия:

8. Рефлексия.

-Нам пора заканчивать наше путешествие.

-Мне приятно было слышать, как вы красиво говорили……, какие интересные предложения были у вас…… Я довольна вами и у меня для вас сюрприз:

Эмблемы – солнышко.

-А я вам желаю доброго дня и солнечного настроения.

Литература:

  1. Косинова М.В. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Упражения для развития речи / Худ. Г. Соколов – М.; изд – во Эксмо, 2006, с 20 – 25.
  2. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков [Текст]: Пособие для логопедов, родителей и детей /В. В. Коноваленко. -М.: Изд – во «ГНОМиД», 2003, — 48с.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Альбом №2 упражнений по обучению грамоте в старшей логогруппе. Изд – во «ГНОМ» и Д, 2009.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год