Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Согласные звуки [Ф – ФЬ]. Буква Ф.»
Обучение грамоте
Автор: Нурудинова Мадина Алиевна   
21.03.2024 12:01

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Согласные звуки [Ф – ФЬ]. Буква Ф.»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Согласные звуки [Ф – ФЬ]. Буква Ф.»

Цели:

  • познакомить со звуком и буквой [Ф]
  • закреплять умение различать гласные и согласные звуки
  • закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные
  • закреплять умение находить место звука в слове (в начале слова, в середине, в конце)
  • закреплять умение делить слова на слоги
  • познакомить с буквой Ф как письменным знаком согласных звуков [Ф – ФЬ]

Задачи:

Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, звукового восприятия, внимания, памяти, мышления и речи;

Развивать мелкую моторику.

Воспитывающие: воспитывать положительную мотивацию, усидчивость, самоконтроль.

 

скачать конспект

Методы и приёмы: Словесный (вопросы, объяснение), наглядный (показ картинок), игровой, практический (звуковой анализ и синтез слов).

Оборудование: два конверта (большой с изображением артикуляции согласных звуков и маленький с изображением артикуляции гласных звуков), карточка с буквой Ф, счетные палочки для выкладывания буквы, зеркала, звуковые дорожки, картинки, фишки разных цветов.

Мультимедийная презентация.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Воспитатель:

Ну а сейчас, волшебное превращение –

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Давайте закроем глаза.

Оказались мы в стране,

Звуки, буквы там везде!

Итак, мы в этой чудесной стране…Стране Звуки и Буквы. (слайд – королевство).

II. Актуализация знаний детей.

- Ребята, в этой стране два королевства. Одно большое, другое — маленькое (у воспитателя в руках два конверта: большой — с изображением артикуляции согласных звуков и маленький — с изображением артикуляции гласных звуков).

Жители маленького королевства умеют громкопеть, кричать и стонать, завывать и баюкать.

- Как вы думаете, как называются жители этой страны? Какие звуки живут в ней? (Гласные).

- Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки? (красным)

- Давайте заглянем в это королевство. Правильно. (Воспитатель заглядывает в конверт красного цвета, а там красная фишка). Я предлагаю вам поиграть в игру «Поймай звук».

Игра «Поймай звук».

- Сейчас я буду произносить звуки, а вы будете хлопать только тогда, когда услышите гласный звук. (Называю звуки [А], [С], [У], [Д], [Э], [К], [О], [Ы], [К], [И], [Н], [В]). Молодцы, Все правильно услышали.

- Жители большого королевства умеют шуметь, шелестеть, скрипеть, даже фыркать и шипеть.

- Как называются жители этого королевства? Какие звуки живут в этом государстве? (Согласные звуки). (Воспитатель заглядывает в синий конверт и достает оттуда две фишки – синюю и зеленую.)

- Каким цветом обозначаются твердые согласные на схеме? (синим) Мягкие согласные? (зеленым) Предлагаю вам взять по одной фишке зеленого и синего цвета.

- Сейчас я назову твердый или мягкий согласный звук, а вы будете поднимать синюю фишку, если услышите твердый звук, зеленую фишку, если услышите мягкий звук. (Называю звуки [М], [Л], [КЬ], [НЬ], [Р], [ГЬ], [Д], [ВЬ]).

Молодцы!

III. Изучение нового материала.

- Ребята, давайте пройдем в королевство «Согласные»» и познакомимся поближе с его жителями. Предлагаю пройти за столы. Но посмотрите, у ворот королевства стоит великий страж. (на слайде страж у ворот королевства). Войти в королевство могут только те, кто отгадает его загадки. Ну, что, попробуем?

Праздник, праздник у ворот,

Кто встречать его пойдет?

Я, и верный мой дружок –

Красный маленький…

(Флажок)

Пальчиковая гимнастика

-Давайте изобразим ладошкой флажок.

Горит на солнышке флажок, (четыре прямых пальца правой руки прижаты друг к другу.)

Как будто я огонь зажег. (отвести правую руку в сторону. Развернуть, чтобы большой палец был оттянут назад до конца).

- Назовите первый звук в слове «флажок» (звук [Ф]).

-Давайте вместе произнесем звук Ф. Посмотрите на экран, как правильно произносить звук ф. (на слайде артикуляция звука Ф). Верхние зубы соприкасаются с нижней губой. Язык лежит. Возьмите зеркала, смотрите на свой рот и произносите звук ф.

Теперь потренируемся протяжно произносить звук ф и кратко. Придвиньте к себе карточку со схемой звука.

(Такие карточка на столах у ребят. У воспитателя на мольберте).

Давайте произнесем длинный протяжный звук ф, потом короткие звуки. Поставьте пальчик слева и ведем его по длинной линии направо, произнося протяжный звук ф, затем на кружочки и произносим короткие звуки. Что вам напоминает звук ф? (фырканье ежика). (Воспитатель показывает длинный и короткий звуки на мольберте).

- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный)

-Почему? (При произнесении звука звучит шум. Воздух встречает преграду. Мешают зубы, губы).

-Твердый или мягкий? (твердый)

- Каким цветом мы будем обозначать звук [Ф] на схеме? (синим) Давайте, ребята, встанем.

Поиграем в игру «Поймай звук в слове».

- Я сейчас буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [Ф]: (выполняем стоя).

Фазан, одуванчик, фокусник, жирафы, ваза, фары, шарф, фотограф.

- Послушайте еще одну загадку:

В небе кружит ночью длинной

Самый крупный, самый длинный

Из большой семьи совиной

Крючконосый хищный (Филин).

- Назовите первый звук в слове «филин» (звук [ФЬ]). Охарактеризуйте его (согласный, мягкий, обозначается на схеме зеленым цветом).

- Хлопками покажите количество слогов в слове «фи-ли-н». Назовите первый слог, второй. Молодцы. Присаживайтесь, ребята.

Игра «Найлиместо звука в слове».

Перед вами лежат звуковые дорожки и фишки. Над звуковыми дорожками вы видите картинки. Вы должны узнать, где спрятался звук ф в названии картинки: в начале слова, в середине, или в конце. Назовите первую картинку: футболка. Где мы слышим звук ф (в начале слова).

-Значит фишку кладем в начале слова. Синюю. (Таким же образом анализируем слова: конфета, фартук, шкаф, жираф, дельфин). Молодцы, ребята.

- Путь в королевство открыт!

Наша дорога идет по мосту. Переходим по мосту. (Дети встают и выполняют упражнения).

IV. Физкультминутка.

Топнем правою ногой,

Топнем левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой.

Перешли мы мост с тобой.

Нас уже ожидает сама королева «Буква Ф». Но прежде чем нас принять, королева хочет узнать, какие гости к ней прибыли. Она предлагает нам вспомнить: звуки мы что делаем? (слышим и произносим). Но у каждого звука есть свой письменный знак – буква. Буквы мы что делаем? (видим и пишем).

- Звуки [Ф] и [ФЬ] обозначаются буквой Ф. А вот и сама королева, познакомьтесь с ней (показываю букву Ф на слайде).

- На что похожа буква Ф? (ответы детей)

Дети:

На человека, который руки в боки поставил.

Воспитатель:

-Каждый из вас тоже может превратиться в букву ф.

Давайте покажем. (Дети встают и показывают). А теперь прописываем в воздухе – палочка сверху вниз – кружочек слева – кружочек справа.

Дедушка надел очки –

И смешно вдруг стало:

Он похож на букву Ф,

А я-то и не знала.

- Возьмите из контейнера счетные палочки и выложите у себя на столе букву Ф.- Какую букву вы выложили?

-Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали Давайте немного отдохнем. Встанем на разминку:

Быстро встали, улыбнулись

Выше, выше потянулись

Ну – ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо – влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

V. Закрепление материала.

- Ребята, жители королевства очень дружные, любят играть, ходить друг к другу в гости. Так образуются слоги. Давайте прочитаем слоги с буквой Ф.

Игровое упражнение «Что получится». (на слайде)

- Если я произнесу звук [А], потом звук [Ф], что получится? (АФ)

Если я произнесу [Ф], потом [У], что получится? (ФУ)

Если я произнесу [О], потом [Ф], что получится? (ОФ)

Если я произнесу [Ф], потом [Ы], что получится? (ФЫ) (слоги читаем на слайде)

- АФ ОФ ФО ФА ФИ

Молодцы!

- Слоги, в свою очередь, соединяясь вместе, образуют слова.

- Прочитайте слоги и договорите их до целого слова.

ФИ… (фигура, филин)

ФА… (фары, фартук)

VI. Итог занятия.

Ребята, молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями. Но нам пора возвращаться. Давайте встанем и пройдем на ковер.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ждет нас лучшая страна,

В детский сад давно пора!

Итог – рефлексия.

-Ребята понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?

-Какие игры вам понравились?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год