Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну «Пиши-Читай» для подготовительной к школе группы |
Обучение грамоте | |||
Автор: Колесникова Роза Раузитовна | |||
24.04.2024 17:29 | |||
Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну «Пиши-Читай» для подготовительной к школе группы Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике. Задачи:
Предварительная работа: дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов. Оборудование: буквы (алфавит), конверты для звукового анализа слова, конверты для составления схемы предложения, полоски бумаги для вписывания букв, кроссворд в картинках, простые карандаши, 2 письма, посылка.
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Это учителя, они хотят посмотреть, как мы с вами подготовились к школе, какие мы стали взрослые, как много мы знаем и умеем. А еще, какие мы дружные и как мы умеем друг другу помогать. В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо». Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть? (зачитывает письмо вслух) Письмо Пиши-Читая. Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Клякса. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей. Они совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Клякса рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать. Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай. Воспитатель: Ребята, что будем делать? Дети: Надо помочь! Воспитатель: В волшебную страну можно попасть, только пройдя пароль, а выйти из нее будет еще сложнее. Вы готовы? Тогда начинаем. Я буду каждому из вас задавать вопрос, на который вы должны ответить, если кто-то не сможет ответить на вопрос, то другие ребята смогут ему помочь. Пароль.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А вот и первое задание. Ребята, как вы знаете, русский алфавит состоит из 33 букв, а буквы — это обозначение звуков. Задание: Воспитатель: Ребята, Клякса смешала и перепутала весь алфавит. Нам нужно найти и назвать гласные буквы. Сколько их всего? (10). Назовите их. Дети: А-Я, О-Е, Ы-И, Э-Е, У-Ю. Воспитатель: Есть ли среди них особенные? Назовите их. Дети: Буквы Е, Е, Ю, Я. Воспитатель: А что в них особенного? Дети: Эти гласные буквы имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й». Воспитатель: Правильно, молодцы! Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите и покажите их. Дети: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука. Буквы Ж, Ш, Ц – всегда твердые, т.к. у них нет мягкого парного звука. Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь следующее задание: из слов нужно составить предложение Вот эти слова: школе, В, читают, дети, и, пишут. Воспитатель: Какое предложение из этих слов вы бы составили? (предложения детей) У вас на столах лежат конверты. Давайте составим схему этого предложения. (Можно попросить у доски выполнить это задание одного из детей самостоятельно. После выполнения проверка.) Воспитатель: Молодцы! Ребята, почему у вас первое слово в предложении обозначено большой буквой? Дети: Потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. Воспитатель: Молодцы! Воспитатель: Ребята, послушайте предложение: «Скоро мы пойдем в школу». Назовите слово, в котором есть звук -Ш-. Дети: Это слово «Школа». Воспитатель: Правильно, молодцы! Сделайте звуковой анализ этого слова. У вас на столах конверты с звуковыми карточками, которые помогут выполнить это задание. Работаем дружно, слушайте друг друга, помогайте друг другу. Дети делают звуковой анализ. Кто выполнил задание первым, рассказывает вслух для всех (проверка). Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнем. Физкультминутка. В понедельник я купался, (изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (изображаем рисование.) В среду долго умывался, (умываемся.) А в четверг в футбол играл. (бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.) Очень долго танцевал. (кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься. Ребята, Клякса заколдовала всех жителей страны Пиши-читай. Мы должны им помочь, а расколдовать мы сможем, отгадав слова по первым звукамвот этих картинок. Возьмите полоски бумаги, простой карандаш, будете вписывать в каждый квадратик угаданную первую букву ( «Азбука»). Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам удалось расколдовать жителей страны Пиши-Читай. А теперь еще более сложное задание: для того, чтобы жители страны Пиши-Читай могли вспомнить названия окружающих их предметов, нам необходимо решить кроссворд. Воспитатель: У меня на доске карточки, на которых изображены школьные принадлежности. Я буду загадывать вам загадки, вы среди карточек находите нужную и называете ее. Ответ я записываю в клеточки кроссворда. Реши кроссворд Отгадай, что за вещица, - Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она Сеет-сеет семена Не на поле, не на грядке - На листах твоей тетрадки. (ручка) До чего же скучно, братцы, На чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, Чтобы сам я бегать мог. (рюкзак) На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (глобус) Первая книга, что знания дает, Ее первоклассник в портфеле несет. Всегда и повсюду, сегодня и встарь Школьнику очень нужен… (букварь) Я черный, красный, желтый, синий, С начинкой твердой в древесине, Я с острым ножиком дружу И, что хочу, изображу. (карандаш) На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь. Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я -… (пенал) Воспитатель: Молодцы! Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок. А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для этого необходимо правильно назвать противоположные по смыслу слова. Грустный-веселый, верх-низ, слабый-сильный, высокий-низкий, толстый-тонкий, большой-маленький, широкий-узкий, слева-справа, говорить-молчать, работать-отдыхать, хороший-плохой. Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень трудно? Дети: Немного трудно, но интересно! Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам еще одно письмо и посылка!». Воспитатель: Большое спасибо! А ну-ка, что там… (читает письмо). Письмо Пиши-читая: Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки и блокноты. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Пиши-Читай. (раздаются подарки детям от Пиши-Читая – красивые ручки и яркие блокноты). Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо! Теперь, я думаю, вы готовы пойти в школу, чтобы там пуститься в еще более интересное путешествие по стране «Знаний». Хочется пожелать вам успехов!
|