Развитие фонематических процессов через использование игр и игровых упражнений в НОД по подготовке детей к обучению грамоте в ДОУ |
Обучение грамоте | |||
Автор: Сетракова Людмила Николаевна | |||
09.12.2024 13:35 | |||
Развитие фонематических процессов через использование игр и игровых упражнений в НОД по подготовке детей к обучению грамоте в ДОУ Семинар — практикум Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Задачи:
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно узнавать и различать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
При нарушении речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения. Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова. А именно умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Что в свою очередь, делает проблематичным, процесс овладения чтением и письмом (письменной речью). Развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. При обучении детей грамоте, педагоги должны иметь соответствующие знания. Предлагаю выполнить экспресс-тест «Поверь себя». Приложение №1 Вывести на экран. Отвечаем вместе. Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности. Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов / схемами/, они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова. Начинается же работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Работа по формированию фонематического слуха делится на несколько этапов. 1 этап – развитие неречевого слуха. Упражнения по различению неречевых звуков способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Игра «Тишина» (практическое выполнение) Дети, закрыв глаза, слушают тишину. Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали. Игра «Угадай, на чем играю» (практическое выполнение) Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. Воспитатель выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем убирает игрушки за ширму и предлагает детям узнать, какой инструмент звучит. Это могут быть такие игры как: Игра «Тихо – громко» Игра «Высоко – низко» «Близко – далеко». 2 этап – развитие речевого слуха. Игры на различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса. Игра «Дует ветер» (практическое выполнение) Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или сильным голосом. «Дует легкий ветерок: у-у-у /тихо-тихо/» «Подул сильный ветер: У-У-У /громко/» Игра «Правильно – неправильно» (практическое выполнение) Воспитатель показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон» Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни в ладоши. Баман, паман, банам, банан, ваван, даван, баван Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митавин, фитавин Игра «Какое слово отличается?» (практическое выполнение) Из 4-х слов, произнесенных логопедом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Ком- ком-кот-ком Канава-канава-какао=канава Утенок-утенок-утенок-котенок Будка-буква-будка-будка Игра «Что просит мышка» Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез. Мышка: «Я очень голодна, но боюсь кошки. Принеси (назови) мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А. Аналогично с другими звуками. Игра «Внимательные ушки». (практическое выполнение) Я буду произносить слова, а ты когда услышишь звук … хлопни. 3 этап. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Этот этап имеет определенную последовательность: — Определение количества слогов в словах разной сложности — Выделение первого и последнего звука в слове — Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения — Различение звуков по их качественным характеристикам /гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий/ — Определение места, количества, последовательности звуков в слове — Творческие задания /например, придумать слова с заданным звуком/ Игра «Назови первый звук в слове». Слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции. «Найди общий звук» (практическое выполнение) Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?» Чайник, очки, ключи (Ч). Жаба, лыжи, жук (Ж). Липа, лес, соль (ЛЬ). Репа, букварь, крепость (РЬ). Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ). Стул, лодка, лампа (Л). Воробей, павлин, иволга (В). Попросите ребенка самого придумать аналогичные задания. «Собираем пирамидку» (практическое выполнение) Ребенку предлагается придумать слова, содержащие определенный звук. За каждое слово он одевает кольцо на пирамидку. Когда все кольца собраны, закрывается. Помимо складывания пуговиц в бутылочку можно собирать пирамидку, нанизывать бусинки на нитку, выкладывать мозаику. Д/и «Живые звуки» (на слух) (практическое выполнение) Цель: формировать умение синтезировать отдельные звуки в слово. Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. - Х. становишься первым звуком слова «Мышь». - Х.. превращаешься в последний звук, слова «колесО». - Х.. ты третий звук слова «коСа». - Х.. второй звук слова «сТол» (слово: МОСТ) - Х.становишься последним звуком слова «меЛь». - Х.. главный звук «И» - Х.. превращаешься в третий звук, слова «миСка». - Х. ты первый звук слова «Ток» (слово: ЛИСТ) Дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные — догадываются, какое слово получилось. «Заколдованное слово». Взрослый произносит слово и спрашивает ребенка — из каких звуков состоит слово? Ребенок должен внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя слова. Например: слово «каша» — «к, а, ш, а». Игра «Найди место звука в слове» (практическое выполнение) Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове. У каждого ребенка карточка. Логопед показывает картинки и называет слова. Если звук слышится в начале слова, дети ставят фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку ставят во 2-ую клеточку. Если звук слышится в конце слова, то в третью клеточку. Предложить прищепками соответствующего цвета составить слово. Это лишь маленький кусочек разнообразных игр. Учить детей, играя, можно и нужно попросту, без затей, но весело и интересно.
|