ДЕТСКИЙ САД И ИКТ |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Иванькова Наталия Александровна Ларионова Валентина Александровна | |||
07.04.2023 11:13 | |||
ДЕТСКИЙ САД И ИКТ
МБДОУ «ДСКВ № 110», город Братск Статья содержит обзор опыта работы учителя-дефектолога, педагога-психолога с использованием ИКТ – технологий: интерактивного пола, интерактивной доски, световой песочницы. Актуальность применения информационных технологий с детьми с ограниченными образовательными потребностями. В нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которую необходимо начинать развивать с дошкольного возраста. Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, это затрагивает и воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Современные дети очень любят гаджеты, и у педагогов появилась уникальная возможность донести до детей информацию с помощью цифровых носителей в инновационной, увлекательной, доступной форме.
Наше дошкольное учреждение — это детский сад компенсирующего вида. Это маленькая страна, где живут и радуются дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и дети с интеллектуальной недостаточностью. В детском саду созданы необходимые условия для успешной социализации и коррекции недостатков в развитии ребенка. Специфичность коррекционной работы состоит во взаимосвязи и взаимодействии ее со всеми видами детской деятельности, при этом большое значение придается созданию психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха, присутствует в образовательном процессе учреждения. В коррекционные группы ДОУ поступают дети с нарушениями: отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, не умение контактировать, повышенная эмоциональная истощаемость, не умение концентрировать внимание, речевой негативизм, низкая познавательная активность. Всё это требует особого внимания специалистов. Данные дефициты детей подтолкнули педагогов к острой необходимости работы в области ИКТ – технологий. Можно играть обучая и обучать играя – это девиз педагогов нашего дошкольного учреждения. И для этого созданы все условия и современные интерактивные средства для образовательного процесса: интерактивный пол, интерактивная доска, световой песочный стол. Возможности интерактивного пола довольно велики, применение и использование очень широко. Работая с интерактивным полом можно решать любые педагогические задачи, исходя из проблем ребенка либо запроса родителя. Педагог – психолог с помощью интерактивного пола проводит релаксационные и познавательные мероприятия. Ребятам очень нравиться расслабляться на приятном мягком покрытии с закрытыми глазами, слушать спокойную музыку, а если по какой-то причине дети не могут закрыть глаза, то у них есть возможность во время сеанса сидеть и наблюдать за плавающими рыбками или порхающими бабочками. Плавными движениями рук и ног создавать всплески воды и легкий ветерок для бабочек. От такой приятной процедуры в восторге не только дети, но и взрослые, например родители, если проходит совместный сеанс. Так же интерактивный пол используется для эмоциональной окраски занятия, для психолого – терапевтических целей: снятие зажимов, страхов, тревожности у детей. Для замкнутых и тревожных ребят подбираются активные, динамические игры, а для активных непоседливых более спокойные, медленные. Для детей ОВЗ интерактивный пол это великолепное подспорье в обучении и получении новых знаний и навыков. На занятиях с учителем – дефектологом ребята не просто изучают цвета, геометрические фигуры или количественный счёт, сидя скучно за столом, они прыгают и бегают, шумят и веселятся и в процессе всего этого веселья у них формируются новые знания, они непринужденно в процессе игры усваивают сложный материал. В детском саду активно применяется интерактивная доска, возможности которой безграничны. Специалисты ДОУ, с соблюдением всех норм и правил СаН ПиНа, используют интерактивную доску на занятиях познавательного характера и для развития психических процессов, что очень нравиться детям. С её помощью познавательный интерес у детей возрастает в несколько раз. Ребенку интересно смотреть, слушать, действовать, создавать самостоятельно необходимые манипуляции в игровых ситуациях. Например, при изучении количественного счёта дети с большим интересом находят «соседей» определённого числа и при правильном ответе появляется нужная цифра. А при коррекции психических процессов дети любят путешествовать с героями мультфильмов: «пингвины-невидимки» для развития зрительного внимания; «прятки в Простоквашино», это развитие слухового восприятия. А педагоги имеют уникальную возможность создавать различные игры, упражнения разного уровня сложности и подбирать индивидуально для каждого ребенка учитывая его особенности, потребности и возможности. Практическое применение светового песочного стола это кладезь педагогических находок и идей. Педагог с его помощью может не только поиграть с ребенком, но и выполнить обучающую задачу, а так же еще доставить ребенку приятные эмоциональные ощущения. Песок, это органическое вещество, с помощью которого ребенок «заземляет», свои страхи и неприятности. Он переносит их на песок, рисуя свой страх, потом стирая изображение, тем самым он прощается с ним навсегда. В песочнице ребенок раскрепощается, расслабляется чувствует себя комфортно и спокойно. Специалистами детского сада, было замечено, что при использовании ИКТ технологий в процессе обучения и воспитания у дошколят повысился интерес к занятиям, возросла динамика усвоения материала, уровень результативности и эффективности. Занятие с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из задач коррекционного воспитания — развитию индивидуальности ребёнка, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе. Реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения.
|