ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Зарипова Эльмира Мухаматгафуровна | |||
04.05.2023 19:02 | |||
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ Аннотация: в статье представлена актуальность ознакомления старших дошкольников с миром профессий; определение информационно-коммуникационных технологий и их потенциал в ознакомлении старших дошкольников с миром профессий. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, старшие дошкольники, профессии, мир профессий. Одной из важных задач воспитания в дошкольном детстве является расширение у детей представлений о профессиях людей, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых, уважительного отношения к ее результатам на основе знания и понимания их общественного значения; воспитание уважения к профессиям, стремление подражать ей в собственной трудовой деятельности, стремиться к получению в будущем определенной профессии.
Вовлечение детей в мир профессий является не только средством развития систематических знаний, но и также важным средством знакомства с миром взрослых и приобретения опыта в общение детей с людьми. Отношение к профессии формируется в процессе социализация личности, которая охватывает и дошкольный период. Эмоциональность взрослого реакция на работу оказывает большое влияние на детей. Детям предоставляется возможность расширить и улучшить свои знания о профессиях, обогатить словарный запас. В удобной беседе с детьми, стимулирует развитие детского мышления, способность строить простые отношения, проявлять интерес к работе взрослых. Доброжелательность, интерес к детским проблемам и процесс общения позволяет детям преодолевать замкнутость, застенчивость и нерешительность. В исследованиях российских ученых представлены разные подходы приобщение детей дошкольного возраста к труду взрослых. М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают акцент на построении детских представлений о содержании труда, о продуктах, которые производят представители различных профессий, чтобы дошкольники испытывали уважение к труду. С.А. Козлова, А.Ш. Шахманов считают, что приоритетная задача — познакомить дошкольников с образом рабочего человека, отношение к работе, которая профессия проявляет в ответ на потребности людей (врач лечит больных, учитель учит людей). Многие современные исследования подчеркивают необходимость модернизации традиционных подходов к трудовому воспитанию, обусловленных, во-первых, повышением степени технологизации всех сфер человеческой деятельности, а во-вторых, к экономическому развитию и его влиянию на социальную жизнь людей. В связи с этим понятийный аппарат дошкольной педагогики в области профориентации обогатилась новой концепцией «ранняя дошкольная профориентация». Цель ранней профориентации заключается в формировании у ребенка эмоционального отношения к профессиям, предоставить дошкольникам возможность использовать свои сильные стороны в доступных видах деятельности. Основная трудность приобщения детей к профессиям заключается в том, что значительная часть работы взрослых недоступна для прямого наблюдения. Информационные и коммуникационные технологии включают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые не могут быть реконструированы в образовательной организации. В связи с этим перспективным направлением является выявление возможностей для эффективного использования цифровых образовательных ресурсов в качестве эффективного инструмента ранней дошкольной профориентации. Начать необходимо с изучения различных интересов ребенка. Знание того, какие виды деятельности ребенок любит делать больше всего, может открыть путь к возможной карьере. Далее надо привить жизненные навыки. Наша экспериментальная работа была направлена на подтверждение предположения, что использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий и труда будут достаточно эффективными, если в ее основу положена программа «Планета профессий» с цифровыми обучающими играми. В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи:
Решая первую задачу была проанализирована научная психолого-педагогическая литература по использованию ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий. Мы выяснили, что цифровые технологии обсуждаются в профессиональной сфере для использования цифровой образовательной среды в педагогическом процессе дошкольных образовательных организаций. Это означает, что воспитатели сами должны иметь высокий уровень компетентности для применения этих цифровых технологий в образовательном процессе. Очевидными преимуществами обучающих компьютерных игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий является то, что они предоставляют различные формы информации, позволяют повторение и доступ к одному и тому же материалу много раз, и также пусть дети работают в индивидуальном темпе. В ходе решения второй задачи были определены организационно-педагогические условия по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий с помощью ИКТ. В дошкольных образовательных организациях процесс знакомства детей с миром профессий и трудом взрослых является обязательной областью воспитательной деятельности, которая реализуется через систему различные виды, формы и методы сообразно с возрастными особенностями детей. Цифровые образовательные электронные ресурсы призваны действовать как инструмент разработки индивидуального маршрута профориентации для ребенка, а также для поддержания мотивационной составляющей дошкольной профориентации. Педагогам при этом следует придерживаться принципа постепенного усложнения содержания и дифференциации. Решение третьей задачи заключалось в разработке и экспериментальной проверке организационно-педагогические условия по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий при помощи использования ИКТ будут достаточно эффективными, если в ее основу будут положена работа по программе «Планета профессий», с цифровыми обучающими играми. Мы разработали и апробировали на детях экспериментальной группы ДОО эту программу. Дети контрольной группы занимались по основной образовательной программе детского сада. С дошкольниками экспериментальной группы занятия по программе «Планета профессий» проходили во второй половине дня, после основной образовательной программы два раза в месяц. Всего 16 занятий. Программа рассчитана на один учебный год. Программа «Планета профессий» не дублировала и не замещала основную образовательную программу детского сада, а лишь дополняла. Новизна программы заключается в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий. Результаты динамики контрольной группы оказались не столь значимыми по сравнению с экспериментальной группой, поскольку в этой группе не была реализована программа «Планета профессий» с использованием средств ИКТ, что подтверждает эффективность разработанной программы. Цель программы: формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации. Задачи:
Каждое занятие имело определенную структуру и длилось не дольше 30 минут, согласно актуальным санитарным нормам и правилам. Содержание примерного тематического плана программы «Планета профессий»: Занятие 1- Введение в мир профессий Занятие 2 – Игра «Магазин», профессия продавца (кассира) Занятие 3 – Игра «Салон красоты» Профессия парикмахера Занятие 4 – Игра «Больница» Профессия врача, педиатра Занятие 5 – Игра «Кафе» Профессия официанта, повара Занятие 6 – Игра «Строим дом» Профессия строителя, архитектора Занятие 7 – Игра «Автобус» Профессия водителя Занятие 8 – Игра «Мода» Профессия дизайнера Занятие 9 – Игра «МЧС» Профессия спасателя Занятие 10 – Игра «Армия» Профессия военного Занятия 11-15 Город мастеров Занятие 16 Итоговое завершающее занятие Также мы использовали цифровые обучающие игры для детей по теме «Профессии». Примеры игр на рис. 1. Рис. 1. Примеры цифровых игр по теме «Профессии» Эти обучающие игры помогают дошкольникам освоить множество профессий. В игровой форме они узнают, чем взрослые занимаются на работе, и какие задачи они там выполняют. Кроме того, дети знакомятся с инструментами и приспособлениями, используемыми в различных работах (например, ножницами, шприцем, молотком, рацией и т.д.). Цифровые обучающие игры для дошкольников расширяют словарный запас ребенка, развивают речь, логическое мышление и развивают воображение. Цифровые обучающие игры «Работа и инструменты» для детей знакомят с профессиями, конкретными рабочими приспособлениями и рабочими инструментами. Примеры игр на рис. 2. Рис. 2. Примеры цифровых игр по теме «Работа и инструменты» Изучение заданий и инструментов развивает знания ребенка и обогащает его словарный запас. Сначала необходимо поговорить с ребенком обо всех профессиях, которые даны на картинках: воспитатель, полицейский, пожарный, строитель, повар, врач, фермер. Обсудить, чем занимаются эти люди? Важна ли их работа? Почему? Затем нужно посмотреть на оборудование и рабочие инструменты. После этого на смарт доске или на планшете перемешайте все карточки и попросите ребенка найти, к какой работе относится каждый предмет. Эти задания для детского сада развивают логическое мышление, мелкую моторику и улучшают речь детей. Развивающая игра для детей «Знакомство с профессиями» будет полезна для тренировки памяти и внимания. Игра углубит знания ребенка о профессиях, а также расширит его кругозор и словарный запас. Цель игры состоит в том, чтобы использовать свою память, чтобы найти пары с одинаковыми профессиями. Правила игры: ребенок должен случайным образом открыть одну, а затем вторую карточку. Если карты одинаковые, то они исчезают с игрового поля. Если профессии разные, то надо вернуться назад и открыть следующие в других местах. Знания, полученные детьми на занятиях, экскурсиях, трудовой деятельности закреплялись в дидактических и сюжетно-ролевых играх. Таким образом, проведение программы в экспериментальной группе по ознакомлению с миром профессий с использованием средств ИКТ предоставило возможность добиться значительных динамических изменений. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых. Заметно изменилась игровая деятельность детей: легче распределяются роли, определяется замысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх, игра стала более насыщенная и живая. В результате проведённой работы были достигнуты следующие результаты: с помощью ИКТ дети смотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий; научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий; у дошкольников появилось представление о востребованных в обществе профессиях. Литература
|