STEM-НАБОР «РОБОМЫШЬ» КАКСРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Мизерева Ирина Васильевна Наумова Вера Николаевна | |||
18.01.2024 23:37 | |||
STEM-НАБОР «РОБОМЫШЬ» КАКСРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Автор:
«Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать». Стив Джобс Формирование основ логического мышления – одна из важных задач дошкольной педагогики. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения.
Знания, умения, навыки, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И одним из важных является навык логического мышления. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Развить логическое мышление у ребенка можно с помощью особых «детских» языков программирования. Делать первые шаги в программировании в игровой форме современные дети имеют возможность уже в дошкольном возрасте благодаря программируемым игрушкам. Существуют разные программируемые игрушки, которые дают возможность дошкольникам получать опыт управления. Программируемые игрушки – обычно небольшие, передвигающиеся по полю роботы, на корпусе которых расположены простые кнопки, позволяющие ребенку отдавать команды типа «вперед», «назад», «вправо» и «влево». Игровой набор «Робомышь» подходит для детей дошкольного возраста. Он был специально разработан для дошкольного образования. Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность. Благодаря этому набору формируется основа алгоритмики и программирования — что служит основой образовательной робототехнике. Работа с набором «Робомышь» позволяет решить следующие задачи:
Набор «Робомышь» легко интегрируется практически со всеми образовательными областями. Физическое развитие – построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой. Познавательное развитие – навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние); Художественно-эстетическое развитие — пространственное воображение. Социально-коммуникативное развитие — навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде. Речевое развитие – используется во всех играх с набором. Робомышь может совершать маневры на любой поверхности (бумага, стол, пол). Дети с большим интересом программируют и самостоятельно составляют маршруты для робомыши. Она легка в управлении. Красочные карты кодирования помогают отслеживать каждый шаг в последовательности. На каждой карточке изображено направление или шаг, который используется для программирования робота. Карты согласованы по цвету, чтобы соответствовать кнопкам мыши. Яркие цвета, кнопочки на мышке и красочные карточки с заданиями вызывают неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию, увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости. Ребенок может играть с роботом как один, так и совместно с другими детьми, что создает условия и для развития коммуникативных навыков. Цель каждой игры — составить нажатием кнопок управления на корпусе программу для мышонка, позволяющую ему найти, например, заветный сыр. Алгоритм движения мышки выкладывается внизу под полем слева направо. На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. Дети быстро осваивают принцип работы. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота. На этом этапе осуществляется творческое программирование. Здесь возможно использование тематических полей таких как «Город», «Транспорт», «Лес». Возвращаясь из игры в реальность, конечно же все мы с вами прекрасно понимаем, что эта деятельность связанна с профессиональной деятельностью. Любой процесс (конструирование из бумаги, приготовление теста, постройка гаража) можно описать алгоритмом, т.е. набором действий, который нужно выполнить для достижения результата. Научив детей использовать алгоритмы, мы научим их оценивать эффективность своей деятельности, разовьем у них способность логически планировать (выстраивать) свою деятельность. Можно самим придумать и сделать тематические поля для игры. Один шаг мышки равен 12 сантиметрам. Можно придумать игру-квест, в ходе которой дети получают определённые карточки-схемы. В итоге с их помощью дети выкладывают алгоритм движения и достигают цели. Можно на поле разместить геометрические фигуры разного цвета, и предложить детям собрать фигуры только определённого цвета. Занятия с набором «Робомышь» помогают дошкольникам осваивать алгоритмику и основы программирования. В свою очередь алгоритмика и программирование, развивая логическое мышление, выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей. ЛИТЕРАТУРА
|