Киноклуб «КиноТочка» как форма методической работы по групповому наставничеству |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Жильцова Евгения Владимировна | |||
07.01.2024 13:52 | |||
Киноклуб «КиноТочка» как форма методической работы по групповому наставничеству Жильцова Е.В. Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №95», Челябинская область, город Златоуст Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что значительное расширение сферы применения новых информационных технологий, начавшееся во второй половине XX века, стало символом начала цифровой революции, которая привела к смене социально-культурной сферы жизни общества, трансформации коммуникационной системы в целом. Свободный доступ в интернет, а также перенос множества социально-культурных практик в виртуальное пространство, изменил повседневную жизнь каждого человека. Сейчас коммуникациине ограничивается пространственно-временными рамками, а процесс получения нужной информации стал гораздо быстрее. Кинематограф как важный элемент социально-культурной сферы каждого человека тоже претерпел определенные изменения. Появление новых каналов коммуникации способствовало изменению процесса кинопроизводства и трансляции и изменило самого зрителя. В связи с изменением характера коммуникаций, произошла существенная трансформация самого кинозрителя: из пассивного потребителя он превратился в активного соавтора..
Понятие «коммуникация» произошло от лат. «communicatio» — сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать». Киноклуб — форма группового наставничества, объединяющая педагогов, которым интересно смотреть и обсуждать продукты киноискусства, совершенствуя при этом свои профессиональные компетенции. Таким образом, цель киноклуба – создание условий для развития профессиональных компетенций молодых педагогов средствами просмотра и обсуждения продуктов киноискусства. Задачи киноклуба направлены на приобретение (отработку, совершенствование) молодыми педагогами трудовых действий, умений и знаний профессиональной деятельности:
Таким образом, данная форма группового наставничества служит своеобразным тренингом для отработки профессиональных компетенций молодых педагогов ДОО в групповой работе с более опытными педагогами (педагогами-наставниками). Этапами создания киноклуба в ДОО являются: 1. Определение куратора киноклуба. В этой роли могут выступить ответственный педагог-организатор. Куратор киноклуба занимается его организацией: планированием мероприятий на учебный год, определением их формата, формированием киноматериала, информированием участников и проведением киноклубов. 2. Назначение модераторов киноклуба. Модераторы (ведущие киноклуба: старший воспитатель, педагог из группы педагогов-наставников, педагог-психолог) проводят показы и обсуждения. Они предварительно знакомятся с киноматериалом, который планируют транслировать, составляют структуру коммуникации с педагогами-участниками до и после просмотра. 3. Выбор площадки. Это могут быть музыкальный зал, методический кабинет и др. В минимальном наборе необходимого оборудования должны быть проектор с экраном (вариант: телевизор), компьютер/ноутбук. При необходимости нужно предусмотреть устойчивое подключение к интернету, возможность затемнить помещение для более комфортного просмотра. Вполне допустим и онлайн-формат, который также позволяет эффективно выстраивать процесс, проводить просмотры и обсуждения фильмов. При выборе репертуара киноклуба рекомендуется включать в его работу художественные фильмы, мультипликационные фильмы, документальные фильмы, обучающие видеоролики, видеозаписи ООД, свободной и самостоятельной деятельности детей и др. Содержание видеоматериала должно создавать возможности для обсуждения, анализа молодыми педагогами в совместной деятельности с педагогами-наставниками собственной профессиональной деятельности, а именно:
-необходимых знаний: специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; современные тенденции развития дошкольного образования. Методика проведения киноклуба проста и доступна: педагоги-наставники и молодые педагоги собираются за круглым столом вместе с модератором. Выбор круглого стола не является случайным – он создает благоприятную обстановку, а отсутствие в ней углов подсознательно положительно влияет на участников. Кроме того, между каждым, из находящихся в круге, легко устанавливается визуальный контакт, возможность соучастия, что очень важно для создания и поддержания атмосферы доверия и искренности внутри круга. Модератор предлагает посмотреть заранее подготовленный им видеоматериал, сообщает первичную тему обсуждения (в процессе обсуждения она может видоизмениться). После просмотра модератор ставит перед педагогами задачу – проблемную ситуацию, решение которой не лежит на поверхности: предлагает вопросы для обсуждения (в некоторых случаях педагоги могут сами выделить проблемные ситуации и определить ключевые вопросы для обсуждения). По ходу дискуссии могут появиться другие задачи (подняты другие вопросы вплоть до обсуждения диаметрально противоположного мнения), могут быть заданы новые вопросы для конкретизации обсуждаемых вопросов. Чтобы диалог состоялся, модератору важно быть заинтересованными в ответе, задавать вопросы, которые не требуют однозначных ответов, помнить, что вопросы могут быть закрытыми, требующими выбора одного ответа, и открытыми, т.е. требующимися большого количества вариантов ответов. Педагоги-наставники – активные помощники модератора, которые для повышения качества работы молодых педагогов по итогам проведения заседаний киноклуба соблюдают правила ведения дискуссии, направляя высказывания молодых коллег, подводя к самостоятельному принятию решений:
При осознанной, целенаправленной работе педагогов на заседаниях киноклуба возможен вариант «обратного наставничества» — когда молодой педагог своими предложениями, выводами направляет педагога-наставника. Это может произойти потому, что в современном обществе требование “быть в ритме времени” выдвигается регулярно. Поэтому у молодого педагога, более легко адаптирующегося к новым требованиям, тоже есть чему научить опытного коллегу. Тогда польза киноклуба возрастает вдвойне. После обсуждения обязательно делаются выводы по результатам дискуссии. Лучше их записать, чтобы результат получился более наглядным и мог использоваться в практике работы. Не может быть вывода о том, что все мнения одинаково хороши, должно быть высказано согласие или несогласие с предложенными идеями (безответственный обмен мнениями пользы не приносит). Что дает киноклуб молодым педагогам ДОО? Конечно, развитие:
Таким образом, группа педагогов-наставников через передачу собственного опыта в процессе активной коммуникации, через соучастие в выработке и принятии решений поможет молодым педагогам научиться действовать для достижения своих целей, устранения проблем в работе, для уверенной ориентировки в организационной политике ДОО и др. Опытный педагог в процессе такого сотрудничества отточит профессиональное мастерство, дополнив его актуальными идеями, современными технологиями. Работа киноклуба доказывает, что соучастие рождает доверие: качество работы лучше там, где есть стремление и желание его улучшить. Опыт работы ДОО по использованию киноклуба как эффективной формы группового наставничества, также позволяет:
коллектива;
новый уровень, где обе стороны чувствуют себя в одинаковой степени свободно и раскрепощенно;
«на успех» в отношении себя, своих личных и профессиональных ценностей, жизненных принципов. Практическая значимость опыта заключается в возможности использовать систему работы киноклуба в ДОО для наставничества начинающих и молодых педагогов.
|