Компьютер и математическое развитие детей старшего дошкольного возраста |
Занятия по ИКТ с детьми | |
Автор: Белоусова Ольга Владимировна Прошина Наталья Владимировна | |
24.12.2024 19:56 | |
Компьютер и математическое развитие детей старшего дошкольного возраста Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использовании компьютерных технологий для математического развития старших дошкольников. Отмечается, что анализ занятий с применением ПК показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления. Ключевые слова: компьютерные технологии, математическое развитие, старший дошкольный возраст. В данной статье мы хотим перечислить основные компьютерные программы, которые целесообразно использовать с дошкольниками для их математического развития.
Курс по компьютерной грамотности от Geekbrains предлагает уверенный старт для будущего, служа основой для комплексного развития и независимости. Программа включает изучение таких приложений, как Excel и Word, а также освоение различных онлайн-сервисов, таких как почта и Zoom. Участники курса получат навыки безопасности при использовании компьютера и работы с Microsoft Office, браузерами и полезными сайтами, что важно для повседневной жизни. Они научатся принимать обоснованные решения для решения практических задач, создавать презентации, открывать электронную почту и защищать свои данные в сети. Основы математических представлений и количественного счёта развиваются на основе курса информатики «Путешествие по компьютерной стране «Лучика», который освещает историю вычислительной техники. Дошкольники, осваивая ряд компьютерных программ, таких как «Малыш-1», «Малыш-3», «Мышиная математика» и «Игровая энциклопедия», получают наглядные материалы для практики. Яркое оформление и понятные предметы возбуждают интерес детей, что делает занятия увлекательными. Поскольку в этом возрасте абстрактное мышление вызывает трудности, наглядные задания помогают детям успешно справляться с ними. На занятиях по ФЭМП выполнение арифметических операций часто вызывает у детей сложности. Например, в одном из упражнений программы "Малыш-1" детям предлагается решать задачи на сложение и вычитание, при этом элементы являются набором конкретных предметов, а результаты нужно внести в числовой ряд на экране. Это способствует осмыслению математических символов "+" и "-", а также улучшает навыки вычислений. Одна из программ помогает детям запомнить последовательность чисел до 20. Постепенно указывая числа, дети создают на экране контуры фигур, которые затем раскрашивают с помощью компьютерных фломастеров. Неожиданные силуэты вызывают у детей живой интерес, что способствует и непринужденному запоминанию числового ряда. У дошкольников часто возникают сложности при освоении концепции числа, особенно во время работы с примерами различных математических операций. Дети часто испытывают затруднения с подсчетом, и количество решённых задач напрямую влияет на качество их усвоения. В этой ситуации на помощь приходит компьютер. Существуют несколько тренировочных программ, которые позволяют детям улучшать свои вычислительные навыки. Эти приложения учитывают возрастные и психологические особенности учащихся, предлагают разные уровни сложности и включают игровые элементы, что способствует повышению мотивации детей. Часто сложной темой становится изучение "Единиц времени". Для этого можно использовать компьютерное приложение "Изучаем часы" от компании "Никита". Графические средства ПК помогают знакомить детей с разными геометрическими понятиями. В детском саду дети конструируют на экране предметы из геометрических фигур по заданию учителя и создают свои фигуры, запоминая их, определяя сходства и различия. С 1986 года программа «Компьютер и детство» в сотрудничестве с учеными различных институтов, а также исследования, проведенные во Франции, продемонстрировали, что мультимедийный подход к обучению приводит к следующим результатам: дети легче осваивают понятия формы, цвета и размера; лучше понимают числа и множества; быстрее развивают навыки пространственной ориентации, тренируют избирательное внимание и память; раньше начинают читать и писать; активно увеличивают словарный запас; развивается мелкая моторика и координация движений глаз; сокращается время реакции как на простые задачи, так и на задачи выбора; формируются целеустремленность и концентрация; развиваются творческие способности и воображение; а также усиливаются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Использование компьютерных технологий в обучении дошкольников геометрии и математике демонстрирует впечатляющие результаты. Интерактивные программы позволяют детям не просто пассивно воспринимать информацию, а активно взаимодействовать с геометрическими фигурами, конструируя из них различные объекты на экране. Это выходит далеко за рамки традиционных занятий с использованием геометрических конструкторов или картинок в учебниках. В виртуальной среде ребенок может экспериментировать без ограничений: увеличивать, уменьшать, вращать фигуры, комбинировать их в самых неожиданных сочетаниях, наблюдая за результатами своих действий в режиме реального времени. Например, программа может предложить задание построить дом из квадратов и треугольников, затем – ракету из цилиндров и конусов. В процессе выполнения таких заданий дети осваивают понятия формы, размера и пространственного расположения объектов, учатся классифицировать фигуры по различным признакам (например, по количеству сторон или углов), развивают пространственное мышление и воображение. Кроме конструирования, современные образовательные программы предлагают широкий спектр интерактивных упражнений, направленных на развитие математических способностей. Компьютерные игры способствуют развитию критического мышления и умения решать проблемы. В процессе игры ребенок учится анализировать ситуацию, планировать свои действия, предсказывать результаты и адаптироваться к меняющимся условиям. Например, в стратегических играх ребенок должен выбирать оптимальные варианты развития событий, учитывая действия "противника". Это требует не только быстрой реакции, но и способности к стратегическому планированию и логическому мышлению. Аналогичные навыки развиваются и в играх-головоломках, где нужно решать задачи на последовательность действий, пространственное мышление и логическое рассуждение. Важно отметить, что эффективность использования компьютерных технологий в обучении дошкольников зависит от правильного подбора программ и организации учебного процесса. Программы должны быть яркими, интересными и доступными для понимания детей. Уроки должны проводиться в игровой форме и не должны быть слишком длинными, чтобы не утомлять ребенка. Кроме того, важно обеспечить безопасность и контроль за временем, проводимым ребенком за компьютером. Современные образовательные программы предлагают не только традиционные задания, но и возможности для творческого самовыражения. Дети могут создавать собственные рисунки, анимации и видеоролики, используя специальные программы. Это способствует развитию их креативности, фантазии и умения выражать свои мысли невербальными способами. Например, можно предложить ребенку создать анимационный фильм о приключениях геометрических фигур, или спроектировать и построить виртуальный город из различных геометрических тел. В заключение, можно сказать, что использование компьютерных технологий в обучении дошкольников геометрии и математике является эффективным инструментом для развития их познавательных способностей. Однако, важно помнить, что компьютер – это лишь инструмент, а ключевую роль играет грамотный подход к организации учебного процесса и тщательный подбор обучающих программ, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Компьютер должен служить дополнением к традиционным методам обучения, а не замещать их полностью. Только в таком случае компьютерные технологии принесут максимальную пользу для развития детей. Например, программа «Компьютер и ребёнок» разработана Маханёвой М.Д. Её цель заключается в ознакомлении с особенностями работы на компьютере, а также в формировании активной и творческой личности у детей. В данной программе применяются рабочие тетради по математике, такие как «Игралочка» (программа Бунеева – «Школа 2100») и «Ступеньки» Л.Г. Петерсон. Основные разделы программы охватывают: знакомство с геометрическими фигурами, счёт до 20, понятие количества и счёта, а также ориентацию в пространстве. Важно отметить, что педагоги в детских садах создают различные проекты, планируют серии занятий и разрабатывают мультимедийные презентации. М.Т. Дарбаева подчеркивает, что подготовленные материалы по использованию компьютера для обучения старших дошкольников могут быть эффективно применены в работе воспитателей в детских образовательных учреждениях. Список литературы 1. Жуйкова Т. П. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова // Педагогика: традиции и инновации. – Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 47-50.
|