Значение Лего-конструирования для детей дошкольного возраста. |
Конструирование | |
Автор: Минегалиева Татьяна Дмитриевна | |
01.12.2024 15:04 | |
Значение Лего-конструирования для детей дошкольного возраста. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные итворческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы всистеме образования требуют новой организации системы в целом. Образовательная деятельность в детском саду строится с учетом развитияличности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных ииндивидуальных психологических и физиологических особенностей иинтересов, образовательных потребностей участников образовательныхотношений. С учетом особенностей образовательного учреждения –дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами общеразвивающей направленности. Формирование мотивации развития иобучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности –вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамкахфедеральных государственных образовательных стандартов дошкольногообразования (далее ФГОС ДО). В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование по ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активностидетей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимоего вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в созданииусловий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легкореализовать в образовательной среде лего- конструирования. Конструктор Легo- это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность не толькособирать игрушку, но и играть с ней. Большинство игр с конструктором неисчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры сконструктором, то естьзанимается творческой деятельностью. Основной образовательнойдеятельностью с использованием конструктора является игра -ведущий виддетской деятельности. Конструктор Лего позволяет учиться, играя иобучаться в игре. Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторскиеспособности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательнойактивности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Основными задачами Лего-конструирования являются: Воспитание у дошкольников интереса к моделированию и конструированию,
-совершенствование коммуникативных навыков детей ; выявление одарённых, талантливых детей, обладающихнестандартным творческим мышлением; -развитие мелкой моторики рук, которая в будущем стимулирует общее речевоеразвитие и умственные способности. К 5 годам любознательный малыш активно осваивает окружающий егомир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего этоудается детям в игре. Дети 5-7 лет продолжают проигрывать действия спредметами, но теперь внешняя последовательность этих действий ужесоответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношенияхи общении: у них есть постоянные партнеры по играм, все более яркопроявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорныхэталонов, овладение способами их использования и совершенствованиеобследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеютпредставлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искатьпредметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложныхпредметов способен придерживаться определенной последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем – дополнительные части. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают будущую конструкцию иосуществляют поиск способов ее исполнения. Особенности образоввоображения зависят от опыта ребенка и уровня понимания им того, что онслышит от взрослых, видит на картинках. Элементы продуктивноговоображения начинают лишь складываться в игре, рисовании, конструировании. Пятилетние дети лучше управляют своими руками и способны выполнятьтонкие и сложные движения пальцами. Они уже четко понимают, что иминтересно, и любят творить и конструировать. И хотя до серьезныхрезультатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать. Дети в этом возрасте с удовольствиемрешают разные задачи, что помогает развитию творческого мышления истимулирует желание учиться. У пятилетних детей активное воображение, иучебные материалы должны давать им простор. Что касается развития речи, это период преувеличений. Мысли у детей постоянно перескакивают с однойтемы на другую, и им необходимо "выговориться". Необходимо создатьтакие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее ирассказывать друзьям о том, что делали и что из этого вышло. Развитиесоциальных навыков. Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с помощью слов, а не через действия. Особенно важныролевые игры — дети с удовольствием играют в "настоящую жизнь", котораястановится для них интереснее. Они переносят в игру свои представления омире взрослых. В этом возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий. Развитие творческих способностей пятилетним детям нравится чувствовать себябольшими и умеющими что-то делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми. Дети 6 лет могут манипулировать мелкими предметами и это очень полезно для развития детей. Дети этого возраста могут рассуждать логическии устанавливать закономерности, могут классифицировать предметы, планировать свою деятельность. Дошкольники могут договариваться и самиорганизуют совместные игры. Дети проявляют интерес к устройству окружающего мира. Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. В основу совместной деятельности с семьями положены следующие принципы:
-постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на презентации технических изделий, мастер-классы, развлечения, подготовка фото-видеоотчетов создания приборов, моделей в как в детском саду, так и дома, оформление буклетов, консультаций, обмен опытом семейного моделирования через интернет ресурсы. Привлечение родителей к совместному конструктивно- модельному творчеству повышает мотивацию и интерес детей.
|