Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование Лего-конструктора в речевом развитии детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Конструирование
Автор: Гомзякова Оксана Николаевна   
08.01.2025 14:58

Использование Лего-конструктора в речевом развитии детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речиИспользование Лего-конструктора в речевом развитии детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Гомзякова О.Н., воспитатель

Эффективность процесса развития речи дошкольников 5-7 лет можно повысить, используя конструктор ЛЕГО.

Лего-конструирование — это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности, которая позволяет стимулировать любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.

Дети воспринимают занятия с применением конструктора ЛЕГО как игру, которая вызывает у них положительные эмоции.

Отметим, что развивающие наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям эстетики, прочности и долговечности.

 

Актуальность решения коррекционных задач по развитию речи детей с ТНР с помощью инновационных средств, каким является Лего-технология, побудили нас к разработке педагогического проекта «С ЛЕГО играем – речь развиваем».

Цель проекта – повышение эффективности коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР посредством Лего-конструирования.

Лего-конструктор есть почти в каждой семье, особенно его многотам, где подрастают мальчики. Если конструировать вместе с ребенком, обыгрывать изделия, то можно успешно решать разные задачи развития речи.

Мы решили показать родителям как, используя Лего-конструкторв детском саду, мы развиваем речь детей. Организовали для родителей цикл занятий в рамках семейного клуба «Играем вместе» и с детьми показали пример, как можно использовать Лего-конструктор на практике.

Цикл состоял из 4-хзанятий:

  • «Собери и опиши» (составляли описательные рассказы)
  • «Подготовка к обучению грамоте»
  • «Лего-конструктор и теневой театр»
  • «Тема недели «Хлеб – всему голова».

На первом занятии родители вместе с детьми выбирали схему для конструирования: цветы, наземный транспорт, птицы, насекомые; собирали изделие и далее описывали его. Варианты схем мы разработали сами: на панели из деталей конструктора собрали предметное изображение, сфотографировали его – получилась схема-постройки, разобрали постройку – получился набор деталей для бабочки или скорой помощи.

Описывать изделие нелегко даже взрослым, поэтому предложили мамам и детям схемы описательных рассказов. Про своё изделие рассказывать было всем приятно.

Провели несколько грамматических игр, чтобы показать родителям, как готовое изделие помогает закрепить грамматические формы словообразования и словоизменения: «Назови ласково любую часть постройки» (крылышко, колёсико), «Чем любуешься, скажи» (синим цветком, разноцветной машинкой), «Закончи предложение – я мечтаю о двух…» например, больших попугаях. Дети с родителями передавали предмет и по очереди участвовали в игре.

Лего-конструктор и театр открывают простор для детского творчества. На одном из занятий семейного клуба, дети показали родителям, как изготовить сценудля теневого театра, распределили роли и разыграли сказку «Теремок». Лего-конструктор в нашей группе стал двигателем к развитию творческих игр: сюжетных и режиссерских. Домики, замки, герои мультфильмов и сказок, прятки, догонялки, считалки – всё соединилось вокруг построек, а главное, звучала детская речь (диалог и монолог). Роль взрослого в такой игре вовремя заметить и исправить речевые ошибки, направить развитие игрового действия и коммуникации между участниками игры.

Лего-конструктор мы активно используем при реализации темы недели, например, темы «Хлеб – всему голова». Дети с родителями увлеченно украшали тортики, далее мы использовали изделия в игре «Кафе».

В рамках лексической темы «Домашние животные» дети по схеме мастерили лошадок. Сначала проговорили детали изделия, чего сколько потребуется, с чего лучше начать делать лошадку, что делать дальше и чем закончить конструирование. Таким образом, мы развивали у детей планирующую функцию речи.

Любой новый объект в нашей группе – это повод для обогащения словаря. «Какая лошадка?», «Что делает?», «Быстрая, как…» (ветер, молния) — подбирали сравнения. И в то же время новый объект – это повод для закрепления грамматических форм: «Чья грива, чей хвост?». Мы вспомнили с детьми артикуляционное упражнение «Лошадка скачет», выучили новую скороговорку «От топота копыт…». Лошадка ещё долго увлекала детей в самостоятельной деятельности.

Использование Лего-конструктора в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи — эффективно, так как опирается на тактильный и зрительный анализатор, интерес детей к игровой деятельности и потребность в творчестве. Обо всем этом мы рассказывали родителям на занятиях семейного клуба с целью привлечь их к развитию речи детей в процессе домашних игр с конструктором ЛЕГО.

Педагогический проект

по речевому развитию детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

«С ЛЕГО ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»

Автор проекта:

Гомзякова Оксана Николаевна, воспитатель

Проблемное обоснование проекта:

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников с ТНР является создание эмоционально благоприятной ситуации развития, которая вызывает желание активно участвовать в речевом общении. Такая ситуация возникает во время игрового общения детей в процессе Лего-конструирования.

Существует несколько способов игры в ЛЕГО:

  • ребенок самостоятельно конструирует модель по предложенной схеме
  • ребенок воплощает собственные идеи моделей
  • несколько детей самостоятельно конструируют модели и участвуют в общей игре

- ребенок или группа детей конструирует модели при участии родителей или педагогов.

Лего-конструктор есть в каждой семье и в детском саду, он безопасный, яркий и может использоваться по-разному. Играя в конструктор в компании сверстников или взрослого, ребенок учится объяснять свои идеи, описывать процесс конструирования и затруднения, которые встретились на пути. Словарный запас ребенка пополняется за счет обсуждения моделей: например, малыш обнаруживает, что спереди у машины есть капот, место, куда заливают бензин, называется топливный бак, а вещи водитель может складывать в багажник. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребенок, сам того не замечая, начинает использовать всё больше и больше новых слов, и выражений.

Использование Лего-конструктора обеспечивает интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная); позволяет учиться, играя и обучаться в игре; поднимает на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности дальнейшего обучения в школе; развивает самостоятельность, целеустремленность, способность решать любые задачи творчески.

В процессе занятий с детьми по Лего-конструированию, идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса, совершенствование грамматических конструкций. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Тяжелые нарушения речи у дошкольников часто сопровождаются сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности, дети четырёх-пяти-шести лет порой оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедических занятиях.

Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении указанных проблем оказывает Лего-конструктор. Актуальность решения коррекционных задач по развитию речи детей с ТНР с помощью инновационных средств, каким является Лего-технология, побудили нас к разработке педагогического проекта «С ЛЕГО играем – речь развиваем».

Цель проекта– повышение эффективности коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР посредством Лего- конструирования.

Задачи:

  1. Активизировать речь детей в процессе игровой деятельности с использованием конструктора ЛЕГО.
  2. Формировать средства языка у детей старшего дошкольного возраста: словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, звукопроизношение и фонематические процессы.
  3. Развивать познавательную активность и работоспособность детей, активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
  4. Воспитывать социально-успешного ребенка, способного общаться и действовать в паре, коллективе, распределять обязанности в игре с конструктором.
  5. Повышать интерес родителей к проблеме развития речи своих детей, привлекая родителей к сотрудничеству.

Разработка и реализация проекта опираются на следующие принципы:

  • коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи
  • воздействия на все стороны речи
  • наглядности и учета ведущей деятельности
  • учета индивидуальных особенностей и речевых возможностей ребенка
  •  сотрудничества с семьей.

Срок реализации проекта: сентябрь – апрель

План реализации проекта:

Этап

Мероприятия

Сроки проведения

Участники

Подготовительный

* Изучение литературы, статей по вопросу развития речи детей 5 -7 лет с помощью Лего - конструктора.

* Разработка перспективного плана работы детско– родительского клуба «Играем вместе».

* Подбор схем и картинок.

* Подбор дополнительного материала: стихов, сказок, игр.

* Знакомство родителей с темой проекта.

Сентябрь

Воспитатель

Учитель - логопед

Продуктивный

* Совместная деятельность с детьми по ознакомлению с Лего – конструкторами.

* Совместная деятельность с детьми по созданию поделок из Лего – конструктора.

*Организация и проведение занятий детско – родительского клуба «Играем вместе»:

- «Сила исцеляющих движений»;

- «С Лего играем – слух развиваем»;

- «Подготовка к обучению грамоте»;

- «Построй и расскажи свою сказку»;

- «Собери и опиши»;

- «Хлеб – всему голова»;

* Оформление выставки детских работ из Лего-конструкторов «Разноцветный мир Лего».

Октябрь - апрель

Воспитатель

Учитель - логопед

   Родители

       Дети

Заключительный

* Фотовыставка «Наш помощник - Лего!»

*Обобщение опыта работы по теме «Речевая деятельность с детьми 5-7 лет в процессе применения Лего – конструктора».

Май

Воспитатель

Учитель - логопед

Условия реализации проекта:

  • Оборудование: наборы Лего–конструкторов, схемы, подборка картинок, игрушек, художественных произведений.
  • Информационно-методическое обеспечение:

1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

2. Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи. — метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000. — С. 162-165.

3. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов. — М., 2001. — С 68-71.

4. Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2002. — С. 425 — 438.

5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО — М., «Владос», 2003.

6. Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996.

Участники проекта:

воспитатель: Гомзякова Оксана Николаевна;

учитель – логопед: Ховайло Любовь Николаевна;

дети группы компенсирующей направленности для детей с ТНР;

родители.

Критерии эффективности:

Цель проекта можно считать достигнутой, если:

- дети проявляют речевую активность в процессе игровой деятельности с использованием конструктора ЛЕГО;

- у детей успешно формируются средства языка: словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, звукопроизношение и фонематические процессы;

- дети демонстрируют познавательную активность и работоспособность, у них активно развиваются процессы восприятия, внимания, памяти;

- дети успешно общаются и действуют в парах, коллективе, распределяют обязанности в игре с конструктором;

- родители проявляют интерес к проблеме развития речи своих детей, сотрудничают с педагогами.

Результат проекта:

- Перспективный план работы детско-родительского клуба.

- Выставка и фотовыставка детских работ.

- Открытый показ сказки «Теремок» с использованием атрибутов из Лего – конструктора.

- Опыт работы «Речевая деятельность с детьми 5-7 лет в процессе применения Лего-конструктора».

- Презентация опыта работы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год