Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Игры на развитие слоговой структуры слова дошкольников
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Фёдорова Ирина Алексеевна   
09.09.2025 19:38

Игры на развитие слоговой структуры слова дошкольниковИгры на развитие слоговой структуры слова дошкольников

Муниципальное автономное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный средняя общеобразовательная школа № 11

Учитель-логопед: Фёдорова Ирина Алексеевна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

  • сокращение слога;
  • опускание слогообразующей гласной;
  • увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.

Скачать конспект

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • перестановка слогов;
  • перестановка звуков соседних слогов.

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • сокращение стечений согласных;
  • вставки согласных в слог.

4. Уподобление слогов.

5. Персеверации (циклическое повторение).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

7. Контаминации (смешение элементов слова).

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
  2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
  3. Односложные слова (дом, сок).
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
  5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
  9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
  10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
  12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
  13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
  14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа всегда должна проходить в игровой форме. Стараемся по возможности уходить от картинного материала.

Первые шесть классов слоговой структуры требуют хорошей проработки.

Мало научить ребенка проговаривать слова например 1 класса – луна, дыня, киви, нужно чтобы он научился говорить их используя фразу, предложение. Я ем дыню. Я несу часы. Только тогда слова будут использоваться в речи.

Игра на 1 класс

«Мою, мою, мою я»

(в коробочке фигурки со словами 1 слоговой структуры – сова, весы, киса, миша)

Кто это? – ребенок должен самостоятельно ответить киса. Добавляем глагол, простой, состоящий из двух открытых слогов – мою. Берем ванну что это? – ванна, что это? – вода. Давай мыть я мою кису. Я мою сову. Я мою кису. Что ты делаешь? Я мою сову. Строим фразу – это лексика, винительный падеж – это грамматика.

Игра «Вижу»

(лупа, фигурки: зайка, бусы, жаба)

Даем в руку лупу. Кого ты видишь? Я вижу луну, я вижу заю, я вижу бусы, я вижу жабу. Для того, что бы ребенок использовал слова в свободной речи, должен что-то делать и проговаривать слова.

Игра «Дорожка»

(коврик-дорожка, фигурки животных, в конце дорожки тазик с водой, ложка)

Кладем в ложку фигурку и ребенок должен пронести в ложке до тазика фигурку. Что ты делаешь? Я иду. Я несу.

Что несешь? Я несу мишу. Я несу заю. Я несу киви. Работаем над координацией, строим фразу, учим слова первого класса ссс.

Часто бывает, что ребенку легче произносить слова 3 класса слоговой структуры: мак, дом, бак, кот.

Игра на 3 класс ссс

«Волшебный мешочек»

(мешочек, картинки или фигурки кит, кот, мед, дом)

Ребенок ищет рукой в мешочке, используем глагол тяну.

Что делаешь? Я тяну дом. Я тяну мед. Это кто? Это кот. Я тяну кота. Это кто? Это кит. Я тяну кита.

Можно добавить изучение родительного падежа. Разложить фигурки на столе, попросить закрыть глаза, убрать одну фигурку.

Кого нет? Нет кота. Нет кита. Нет меда.

Слово нет тоже 3 класса слоговой структуры слова.

Игра «Домик»

(домик, фигурки 3 класса слоговой структуры кот, кит, бык, дед, лак)

Достаем из домика фигурку и спрашиваемкто тут? Тут кот. Тут дед. Тут бык.

Строим простую фразу. Изучаем слова 3 слоговой структуры.

Игра на 5 класс слоговой структуры слова

«Ведёрки»

(ведерки, фигурки — такса, вилка, яйцо, тыква)

Прячем фигурку под ведерко. Можно взять цветные – синее, красное, желтое, зеленое. Что нашел под красным ведерком? — я нашел таксу. Я нашел вилку. Я нашел тыкву. Учим цвета, учим предлог под, закрепляем винительный падеж, и отрабатываем 5 класс слоговой структуры.

Игра «Рассели животных»

(на картинке домик в два этажа, если есть возможность игрушечный домик, фигурки животных кот, кит, сом, бык, мышь, жук, гусь, конь — 3 слоговая структура коза, пони, пума, жаба, сова. – 1 слоговая структура)

Просим ребенка поселить животных с одним слогом на первый этаж: на первом этаже живет кит, с двумя слогами – на второй этаж этаже живет муха.

Игра «Длинное-короткое»

(два игровых поля – длинная полоса и короткая, фишки разного цвета).

Логопед произносит слово и ребенок на слух определяет слово – длинное оно или короткое.

Ребенок сам берет картинки и кладет на длинную или короткую полоску.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 34 (396) выйдет
14 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год