Игры и упражнения для развития словарного запаса и формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Хайхян Виктория Владимировна Булавина Римма Владимировна | |||
08.09.2025 16:51 | |||
Дидактическая игра – это специально созданная игра, которая помогает решать образовательные задачи в игровой форме. Одновременно в такой игре происходит развитие мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается грамматический строй речи, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать как индивидуально, так и в подгруппе детей. Цель нашей встречи сегодня – показать вам, как можно использовать речевые игры для развития речи вашего ребёнка. Обращаю ваше внимание на то, что речевые игры имеют следующие достоинства:
Цель: научить образовывать существительное множественного числа. Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе, ребёнок – во множественном. Можно использовать в игре в мяч. 2. Игра «Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Ход: Взрослый показывает картинку и предлагает ребёнку назвать предмет ласково. Можно играть с мячом. 3. Игра «Чудесный мешочек» Цель: закрепить название овощей (фруктов), их цвет, форму, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по темам «Овощи», «Фрукты». Ход:
Цель: научить детей по плану описывать выбранные ими предметы (овощ, фрукт, ягода, гриб, животное, предмет мебели). Ход: Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт, гриб, животное) по плану схематически нарисованному взрослым. Можно помочь ребенку наводящими вопросами. 5. Игра «Скажи наоборот» Цель: подбор слов с противоположным значением, слова-антонимы, развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Ход: Взрослый кидает ребёнку мяч и начинает предложение, ребёнок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним. Помидор круглый, а огурец… (овальный) Помидор мягкий, а огурец … (твёрдый) Помидор гладкий, а огурец… (шершавый) Можно использовать картинки. 6. Игра «Приготовим сок, сварим компот» Цель: учить образовывать прилагательные, расширять словарный запас детей Ход: Взрослый достаёт из вазы фрукты и спрашивает: Какой сок приготовим из яблок? (яблочный) Как назовём сок из апельсинов? (апельсиновый) 7. Игра «Чей лист, чья шишка?» Цель: расширять словарный запас детей названиями деревьев, учить детей образовывать притяжательные прилагательные. Ход: Гуляя в парке или лесу уточнить, знает ли ребёнок названия деревьев, используя вопросы. Покажи липу. Чей это лист? (кленовый, липовый…) 8. Игра «Чей хвост, чья голова?» Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные. Ход: Взрослый берёт мягкую игрушку и задаёт вопросы: Кто это? (кошка) У кошки чей хвостик? (кошачий) У кошки чьи лапки? (кошачьи) У кошки чья голова? (кошачья) 9. Игра «Помоги маме найти детёныша» Цель: закрепить знание названий детёнышей животных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам и согласовывать существительные с числительными. Ход: Взрослый раскладывает картинки с животными и их детёнышами. Далее задаются вопросы: Кто это? (собака) Кто родился у собаки? (щенок) Назови его ласково. (щеночек) Посчитай детёнышей. (1 щенок, 2 щенка, …, 5 щенков) Акцентировать внимание на окончания существительных. 10. Игра «Какую пользу приносит животное» Цель: закрепить знания детей о том, какую пользу приносят домашние животные. Ход: Разложить картинки или фигурки домашних животных. Объяснить, что домашние животные приносят человеку пользу. Далее задать вопросы: Какую пользу приносит человеку корова? Побуждать ребёнка отвечать полным ответом.
11. Игра «Подбери подходящее слово» Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными, учить различать окончания прилагательных в зависимости от рода и числа существительных. Ход: Положить перед ребёнком несколько цветных карандашей. Попросить назвать цвета. Какой это карандаш? (синий) Подбери предметы к слову синий. (синий шарик, синий платок…) Подбери предметы к слову синяя, синее… Аналогично подбираются предметы к словам: жёлтый, жёлтая, жёлтое. 12. Игра «Где спрятался зайка?» Цель: упражнять в употреблении предлогов. Ход: Взять любимую игрушку ребёнка и поиграть в прятки, задавая вопросы: Где спрятался зайка? (за шкафом) Откуда выглядывает зайка? (из-за шкафа) Куда залез зайка? (под диван) Откуда вылезает зайка? (из-под дивана) И т.д Каждую минуту общения с ребёнком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и формированию личности ребёнка, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.
|