Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Пути оптимизации совместной работы всех участников образовательного процесса при осуществлении интеграции логопедической работы в образовательных областях образовательного процесса с учетом индивидуальной траектории развития»
Логопедия
Автор: Пазюра Наталья Александровна Зацарная Ольга Сергеевна Боженкова Ирина Владимировна Гринева Ольга Владимировна Малышева Марина Александровна   
07.02.2023 11:52

«Пути оптимизации совместной работы всех участников образовательного процесса при осуществлении интеграции логопедической работы в образовательных областях образовательного процесса с учетом индивидуальной траектории развития»«Пути оптимизации совместной работы всех участников образовательного процесса при осуществлении интеграции логопедической работы в образовательных областях образовательного процесса с учетом индивидуальной траектории развития»

В последнее время, в связи с реализацией ФГОС ДО, инклюзивного образования в образовательных учреждениях особое внимание уделяется осуществлению индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида и временных логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность узких специалистов и воспитателей:

  • совмещение коррекционных программ с основной общеобразовательной программой ДОУ;
  • отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
  • сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
  • отсутствие четкого деления функций между воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и логопедом;
  • невозможность взаимопосещения занятий специалистами и воспитателем в разновозрастных группах.

Совместная коррекционная работа во временной речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
  • воспитатель и специалисты закрепляют сформированные речевые навыки.

Совместная работа всех участников образовательного процесса предполагает:

  • знание не только тех разделов программы, по которым непосредственно проводятся занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; в свете реализации ФГОС ДО появилась преемственность в работе логопеда, воспитателя и узких специалистов по лексическому тематическому погружению в течение учебного года.
  • обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; данный вид работы прослеживается в тетрадях взаимодействия, но новые веяния ФГОС ДО требуют индивидуализации воспитания и образования воспитанников. Для этого требуется разработка и применение индивидуальных траекторий развития детей (ИТР). Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) позволяет не только реализовать индивидуальный подход каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, способствовать коррекции речи, стремление к самостоятельности, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях о чем свидетельствует личностный рост каждого ребенка, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа воспитанников, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности в рамках ИОМ.
  • совместную подготовку ко всем детским праздникам. Логопед с воспитателями и узкими специалистами сообща отбирает речевой материал к праздникам и развлечениям.
  • разработку общих рекомендаций для родителей.

В работе над речью детей перед воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителей и учителем-логопедом стоит общая цель сформировать правильную речь как полноценное средство общения необходимое для общего развития ребенка. И специалисты, и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность.

В нашем ДОУ все участники образовательного процесса организуют индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы и в вечерние – после полдника. Помимо этого, организуются игры, включаются в занятия задания, способствующие развитию психических процессов, тесно связанных с развитием речи: мышление, память, внимание, восприятие, сенсомоторные навыки.

Соблюдение речевого режима, контроль за правильностью речи воспитанников, пополнение словарного запаса — это необходимые условия работы для детей с речевыми нарушениями.

Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей группы позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у воспитанников, занимающихся во временной логопедической группе.

Система коррекционно-развивающей работы во временной логопедической группе для детей с речевыми нарушениями требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы не только воспитателя и логопеда, но и всех специалистов ДОУ, а также родителей (законных представителей). Совершенно отчетливо установлена прямая зависимость эффективности коррекционной работы с детьми от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Следует выделить и достаточно сильный потенциал и других участников коррекционно-образовательного процесса-педагогического коллектива ДОУ, родителей, и, наконец, самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.

Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников.

Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.

Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями необходима тесная связь с музыкальным руководителем.

Эта связь осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логоритмических занятиях еженедельно.

Основополагающий принцип проведения занятий взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях позволяет решать следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания
  • развитие слухового и зрительного восприятия
  • увеличение объема памяти
  • развитие двигательного и артикуляционного праксиса
  • развитие двигательных кинестезий
  • развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций
  • формирование дыхательных навыков.

Также в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями необходима тесная связь с инструктором по физической культуре.

Основными задачами инструктора по физической культуре являются:

  • забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание.
  • улучшение функций нервной системы сердечно-сосудистой системы, дыхания др. укрепление опорно-двигательного аппарата.
  • комплексная диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики.
  • разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции с использованием лексических тем.
  • развитие общей сенсомоторной и рече — двигательной моторики.
  • развитие пространственно-координационных и ритмических способностей.
  • формирование умений управлять произвольно телом, регулировать речь, эмоции.
  • обогащение познавательной сферы.
  • развитие коммуникативной инициативы и активности.
  • осуществление координации и взаимодействия логопедической и психопедагогической работы.

Взаимодействие с родителями очень важный аспект в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

Работа заключается:

  • в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.
  • в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Логопед обсуждает с родителями способы достижения коррекционно-воспитательных задач в интересах каждого ребенка и помогает им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы.

В процессе работы с родителями могут быть широко использованы наглядные средства

  • специальные логопедические уголки
  • информационные стенды
  • тематические выставки книг
  • папки-передвижки

Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической работы с детьми, то на основном этапе освещены конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучение элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления должны стать основными критериями оценки этого средства пропаганды логопедических знаний.

Таким образом, взаимодействие логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и родителей в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению речевых нарушений у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей речевых нарушений в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.

Взаимодействие всех специалистов, педагогов работающих с детьми с речевыми нарушениями и родителей способствует развитию коммуникативных навыков, успешной адаптации и обучению детей в школе.

Список литературы:

  1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т. А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003.
  2. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
  3. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. /Н. В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005.
  4. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  5. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008, № 2
  6. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год