Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки Л – Ль. Буква Л».
Логопедия
Автор: Вахрушева Наталья Алексеевна   
17.05.2023 08:32

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки Л – Ль. Буква Л».Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки Л – Ль. Буква Л».

Учитель – логопед МБОУ «С (К) НШ-ДС№2» Вахрушева Н.А.

Цель: учить детей четко произносить и различать звуки [Л-Ль] изолированно, в слогах, словах, предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звуков [Л-Ль] с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых и здоровьесберегающих технологий.
  • Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове, выполнять звуко – буквенный анализ слова: ЛУНА, делить слова на слоги.
  • Упражнять в словообразовании, обогащать словарь.
  • Развивать память, внимание, восприятие и другие психические процессы.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать отзывчивость, сочувствие к сказочным героям, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.

Оборудование: презентация, рабочие тетради, цветные карандаши, мяч, игрушка Лунтик, предметные картинки, Д/И «Домики для звуковичков».

Ход занятия

Дыхательная гимнастика

Логопед: Ребята, какое у нас время год? Как называются цветы, которые появляются весной? Дети выполняют упражнение «Вдыхаем аромат подснежника» (вдох — короткий, через нос, выдох – плавный, длительный, через рот)

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам на занятие прилетел необычный гость (дети смотрят отрывок из мультфильма про Лунтика). Как его зовут? Правильно ребята, это Лунтик, а прилетел он к нам на землю, чтобы найти новых друзей и просит вас ему помочь. Поможем Лунтику? Но чтобы найти друзей, нам надо пройти через страну звуков и букв и показать всё то, чему мы научились. Справитесь?

Дети: Да.

Логопед: Начнем наше путешествие с разминки, чтобы вспомнить все то, что мы знаем о звуках и буквах.

Звуки мы……

Буквы мы……

Звуки бывают…

Гласные звуки, когда…

Согласные звуки, когда…

Согласные звуки бывают…

Логопед: Ребята, а кто знает, с какой планеты прилетел к нам Лунтик? (с Луны). А кто из вас знает, как можно назвать человечков, которые живут на Луне? (лунатики) А машину, которая ездит по луне? (лунаход) Проговорите слова и выделить одинаковый звук, который слышится в начале слов: Лунтик, луна, лунатик, лунаход.

Дети: проговаривают слова и выделяют звук Л.

Логопед: Ребята, а можно эти слова назвать родственными?

Логопед: Ребята, назовите, кого встретил Лунтик по дороге к нам (дети называют картинки лев, лиса, ослик, тюлень) Какой одинаковый звук вы услышали в этих словах?

Дети: Звук Ль.

Логопед: Лев, лиса, ослик, тюлень, назовите их одним словом? (звери, животные). Лев, это животное…… (жарких стран), тюлень – это животное (холодных стран), лиса — это…… (дикое животное), ослик – это (домашнее животное).

Логопед: В нашем путешествие в страну Звуков и букв нам помогут звуки Л-Ль.

2. Характеристика звуков.

Логопед: Произнесите звук Л.

- Что делают губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Л? (Губы вытянуты, зубы «Заборчиком», язычок за верхними зубами).

- Какой звук Л? (Согласный, твердый, звонкий).

- Как вы определили, что он согласный, звонкий?

- Давайте проверим, дети закрывают руками уши и произносят звук Л, слышите шум в ушах? Да, значит мы правильно определили, звук Л – звонкий.

Логопед: Произнесите звук Ль.

- Что делают губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ль? (Губы вытянуты, зубы «Заборчиком», язычок за верхними зубами).

- Какой звук Ль? (Согласный, мягкий, звонкий).

- Как вы определили, что он согласный, звонкий?

- Определите, какие звуковички будут обозначать звуки Л – Ль (дети подбирают звуковичков, объясняя свой выбор – в синих башмачках, потому что звук Л согласный, твердый, в желтой шляпке – он звонкий, для звука Ль – звуковичок в зеленых башмачках – он согласный, мягкий, в желтой шляпке – звонкий).

3. Работа в командах, дидактическая игра на развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков Л – Ль в словах) «Домики для звуковичков».

Логопед: Ребята, на нашем пути препятствие сломались домики наших звуковичков, поможем их починить и пойдем дальше на поиск друзей Лунтика (дети делятся на две команды, первая команда собирает домик для звука Л и выбирает кирпичики с твердым звуком в словах, вторая – для звука Ль)

4. Физкультминутка с мячом «Повтори чистоговорку».

Логопед проговаривает чистоговорку и кидает мяч ребенку, он повторяет и кидает мяч обратно.

Ла-ла-ла — Мила плачет у стола.

Лу-лу-лу — я возьму метлу.

Лы-лы-лы — вымыли полы.

Ло-ло-ло — как на улице светло.

Алка-алка-алка — это слово галка.

Илка-илка-илка — на столе лежала вилка.

Ела-ела-ела — ласточка запела.

Ли-ли-ли — малину мы нашли.

Ля-ля-ля — это круглая земля.

Ле-ле-ле — лента на столе.

Лю-лю-лю — я лису леплю.

Аль-аль-аль — получи медаль.

5. Работа в тетрадях, определение позиции звуков Л — Ль в словах (начало, середина, конец).

Логопед: Лунтик проголодался и мы с вами его угостим, посмотрите и назовите картинки, определите, какие звуки слышатся в словах, определите их позицию и закрасьте клеточки нужным цветом. Дети работают в тетрадях, закрашивая клеточки (начало, середина, конец слова) синим или зеленым карандашами.

6. Знакомство с буквой Л.

Логопед: Мы с вами завершили путешествие по стране Звуков и букв и нас встречает лучший друг звуков Л-Ль? Как вы думаете кто это?

Дети: Буква.

Логопед: Алфавит продолжит наш

Буква Л — лесной шалаш.

Логопед: На что еще похожа буква Л? (дети на слайде называют, на что похожа буква Л)

Логопед: А теперь научим Лунтика писать букву Л, мы пропишем её в своих тетрадках.

Но в начале, поиграем с Лунтиком.

7. Пальчиковая гимнастика «Лунтик» (на каждую строчку дети загибают пальчик, начиная с большого, на последней строчке разжимают и сжимают кулачок)

ЛУНТИК В ЛОДОЧКЕ СИДЕЛ,

ЛУНТИК НА ЛУНУ ГЛЯДЕЛ.

МИМО ОБЛАКО ЛЕТЕЛО

И ЛУНУ ОНО ЗАДЕЛО.

ЛУНТИК В ЛОДКЕ ЗАЗЕВАЛСЯ

И БЕЗ ЛОДОЧКИ ОСТАЛСЯ.

Логопед: А теперь откройте свои тетрадки, возьмите простые карандаши, посмотрите на слайд, как мы печатаем букву Л, обратите внимание, что все элементы мы печатаем сверху вниз.

8. Деление слов на слоги.

Логопед: Ребята, вот мы и пришли на поляну, где нас с Лунтиком встречают его друзья. Я называю слово, вы делите на слоги, и делаете столько шагов, сколько слогов в слове. А кто мне напомнит правило, о слогах.

Дети: Сколько гласных в слове, столько и слогов…

Логопед: Молодцы, но чтобы не ошибаться и быстрее дойти до друзей, помогайте себе делить слова на слоги, положив ладошку под подбородок или прохлопайте слова (дети проговаривают слова: Мила, Шмель, Пчелёнок, Пчела, Клава, светлячки и делают столько шагов, сколько слогов в словах)

9. Звуко – буквенный анализ слова: ЛУНА.

Логопед: Мы с вами помогли Лунтику найти друзей и они просят вас выполнить звуко — буквенный анализ слова ЛУНА.

Ребенок у доски:

- В слове луна, первый звук Л – он согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом и т.д. После разбора всех звуков, ребёнок выкладывает слово при помощи букв.

Логопед:

- Сколько всего звуков в слове луна?

- Сколько согласных?

- Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Выделите слоги в слове (дети делят слово дугами)

10. Составление предложений по картинкам.

Логопед:

- Ребята, посмотрите на картинку и придумайте предложение про Лунтика и начертите к нему графическую схему в тетради.

Лунтик ест сладкую клубнику.

11. Итог занятия.

Логопед:

- Понравилось вам путешествие?

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Лунтик благодарит вас за то, что помогли найти ему друзей.

- С какими звуками мы сегодня познакомились? Какой буквой обозначаем звук Л.

12. Релаксация.

Логопед: На прощание подарим своё хорошее настроение себе и своим друзьям. Дети стоят в кругу, держась за руки и передают свои улыбки и своё тепло соседу по кругу.

Используемая литература:

  1. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.
  2. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год