Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Лексическая тема: «Транспорт». Тема: «Дифференциация звуков Р-Л».
Логопедия
Автор: Салеева Александра Сергеевна   
18.05.2023 09:40

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Лексическая тема: «Транспорт». Тема: «Дифференциация звуков Р-Л».Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Лексическая тема: «Транспорт». Тема: «Дифференциация звуков Р-Л».

Цель: создать условия для закрепления дифференциации звуков [Р]-[Л], букв [Р]-[Л].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить произношение звуков[Р]-[Л];
  • Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Р]-[Л] с опорой на различные виды контроля;
  • Учить детей выделять звуки [Р]-[Л] из состава слогов, слов и предложений;
  • Учить определять позицию звука в слове;
  • Закреплять навык звукового анализа слов, послогового чтения;
  • Развивать лексико-грамматическую сторону речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Автоматизировать у детей звуки [Р]-[Л] в слогах, словах и предложениях;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать фонематический слух и восприятие;
  • Развивать звуко-буквенный анализ и синтез;
  • Развивать навыки словоизменения;
  • Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильный, вибрационный и акустический контроль;
  • Закреплять навыки формирования грамматических категорий языка;
  • Совершенствование связной речи;
  • Учить отвечать полным предложением;
  • Развивать речевую коммуникацию, внимание, память, словесно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать умение слушать педагога и друг друга;
  • Воспитывать взаимовыручку, доброту, отзывчивость;
  • Формировать навыки контроля и самооценки.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация, звуковое сопровождение.

Материалы: картинки смешариков, схемы для описания звуков, карточки букв [Р]-[Л], магнитная доска с деревянными буквами, пластилин, изображение замков, наборы для звуковой схемы слова, наборы для обозначения схемы предложения, мяч.

Ход занятия:

Стоят в кругу. Эмоциональный настрой на занятие.

1. Организационный момент.

- Приветствие гостей. Проверка готовности к занятию.

2. Объявление темы занятия. Актуализация знаний.

- Сегодня, в мой почтовый ящик пришло письмо. На нем нарисованы Смешарики! Лосяш и Кар-Карыч. Вы, узнали этих героев?

Ответы детей.

- Рассаживайтесь на свои места, сейчас я вам его прочту.

Рассаживаются на свои места.

Чтение письма.

Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаем Вас к нам в страну Смешариков. У нас много всего интересного, мы весело и с пользой проведем время!

- Ну что, ребята, вы хотите отправится в страну Смешариков?

Ответы детей.

- Как выдумаете, на чем же нам поехать? Пешком ведь идти очень далеко.

Ответы детей.

- В путешествие можно отправиться на различных видах транспорта. Какие виды транспорта вы знаете? (водный, воздушный, наземный, подземный)

Ответы детей.

- Перечислите наземный транспорт? Ответы детей.

- Перечислите водный транспорт? Ответы детей.

- Назовите подземный транспорт? Ответы детей.

- Какой воздушный транспорт вы знаете? Ответы детей.

- Ребята, но прежде чем отправиться в гости, ответьте, как вы думаете, почему письмо нам написали именно Кар-карыч и Лосяш?

Ответы детей.

- Отгадайте загадки.

Рак, рыбалка, рыболов,
Рыба, речка… Сколько слов!
Вы скажите, как пример,
Хоть словечко со звуком... (Р)

Звук тот ржет и всех катает,
По весне на речке тает,
Может стрелами разить
И чужие слезы лить. (Л)

- Кар-карыч и Лосяш приглашают нас, чтобы мы с вами вспомнили и закрепили звуки [Р]-[Л].

К доске вызываются 2-е воспитанников для вывешивания букв на магнитную доску.

3. Анализ артикуляции по плану.

Р

Л

В каком положении …

- губы в улыбке

- зубы на маленьком расстоянии (приоткрыты)

- кончик языка поднят за верхние зубы, напряжен, вибрирует

- голос - есть, вибрирует
- воздушная струя – сильная, заставляет дрожать

- губы в улыбке

- зубы на маленьком расстоянии

- кончик языка поднят за верхние зубы

- голос - есть, вибрирует

- воздушная струя – по бокам языка

- Чем похожи и в чем различие этих звуков?

4. Характеристика звука.

Р

Л

- согласный

- звонкий

- может быть твердым или мягким

- согласный

- звонкий

- может быть твердым или мягким

- Чем похожи и в чем различие этих звуков? (имеют тв и мг пару)

5. Произношение изолированного звука.

- А теперь я предлагаю вам разделиться на 2 группы и отправиться к Смешарикам. У каждой группы будет свой транспорт, но вам нужно выбрать, на каком транспорте вы отправитесь.

- У первой группы будет транспорт со звуком [Р]. Какие предположения? (Вертолет, параход, ракета, грузовик)

- У второй группы будет транспорт со звуком [Л]. Какие предположения? (Самолет, велосипед, мотоцикл)

- Ну вот мы и определились с тем, на каком транспорте мы отправимся, пора в путь!

6. Развитие фонематического слуха.

Учитель-логопед произносит звуки изолировано. Задача детей: при произнесении логопедом звука [Р] – выполнять движения рулем (рулить), а при произнесении звука [Л] – подавать сигнал пешеходам (нажимать на воображаемый гудок).

7. Связь звука и буквы.

- Вот мы с вами и добрались в страну Смешариков. Но чтобы в нее попасть – нужно подобрать ключ к замку.

Детям раздаются карточки с изображением замка, а замочная скважина предполагает собой изображение звука [Р] и [Л].

- Ваша задача сделать ключ для замка из пластилина так, чтобы он подходил под размер скважины.

8. Закрепление звука в слогах. (работа с презентацией)

- Ой, ребята, какая красивая поляна с цветами. Как называется цветок? Вы заметили что-то необычное? Наверное, наши друзья придумали нам интересное задание. Давайте его выполним.

1 Задание. Чтение слогов.

- Прочитайте слоги. (Ромашка)

9. Закрепление звука в словах. Звуко-буквенный, слоговой анализ слов с графической записью.

- Ребята, с пустыми руками не принято ходить в гости, предлагаю вам заехать в магазин и купить гостинцев нашим друзьям. Согласны?

2 задание. Дифференциация звука Р-Л в словах.

- Будем покупать только те подарки, в которых есть звуки [Р]-[Л]. Если услышите в слове звук [Р]- кладите в синюю тележку. А если звук [Л] – желтую.

Слова: торт, яблоки, конфеты, виноград, лайм, круассаны, сок, груша, клубника, шоколад, лошадка, ракета.
- А теперь ребята, вам нужно составить звуковые схемы слов. Возьмите свои наборы и выложите звуковую схему у себя на столах.

- А слово ___________ выложите с помощью букв.

Проверка с эталоном ответа на экране.

- Для того, чтобы нам расплатиться за купленные подарки, нужно разделить слова на слоги. Деление с помощью хлопков.

10. Физминутка.

Песенка Железновой «Автобус».

- Осталось совсем чуть-чуть, предлагаю дальше продолжить свой путь на автобусе и скорее добраться до наших друзей.

11. Упражнение на формирование грамматической стороны речи.

На доске появляются герои Смешариков – Лосяш и Кар-Карыч. Приветствие героев.

3 задание. Склонение существительных по падежам.

КТО НАПИСАЛ НАМ ПИСЬМО              И.п. (кто?) Смешарики

МЫ ОЧЕНЬ РАДЫ ВИДЕТЬ                       Р.п. (кого?) Смешариков

МЫ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ К                    Д.п. (кому?) к Смешарикам

МЫ КУПИЛИ ПОДАРКИ ДЛЯ                 В.п. (кого?) для Смешариков

МЫ БУДЕМ ИГРАТЬ С                             Т.п. (кем?) со Смешариками

РАССКАЖЕМ НАШИМ ДРУЗЬЯМ О     П.п. (о ком?) о Смешариках

12. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.

- Давайте подарим подарки нашим друзьям.

Составление предложений с парами слов (Нюша-груша, Крош – морковь и т.д.)

Составление предложений согласно схемам, в заданном порядке.

- Составление схем к предложению с помощью наборов.

13. Итог занятия.

- Ребята, понравилось ли вам путешествие?

- Какие звуки мы с вами изучали?

- Дайте характеристику звуку [Р], [Л].

- Назовите слова, на звук [Р], [Л].

- Что еще мы сегодня вспомнила на занятии? (Виды транспорта).

14. Оценка работы детей на занятии.

- Как вы оцениваете свои ответы и участие в беседах на занятии?

- Если вы считаете, что вы были активными, правильно отвечали, внимательно друг друга слушали – возьмите зеленую машину и поставьте на парковочное место.

- Если на ваш взгляд, вы испытывали затруднения или вам было скучно и не интересно на занятии - возьмите красную машину и поставьте на парковочное место.

- Смешарики отблагодарили вас за подарки, которые вы им принесли и передали вам раскраски со всеми героями мульт-сериала.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год