Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольном возрасте
Логопедия
Автор: Имедашвили Светлана Викторовна Хвостикова Елена Владимировна   
16.04.2024 18:15

Современные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольном возрастеСовременные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольном возрасте

Последнее время наблюдается максимальный прирост детей дошкольного возраста, имеющих речевую патологию в связи с наличием нервно-психических расстройств в детском возрасте. Выраженный рост количества детей, имеющих речевые патологии, обусловливает необходимость поиска не только оптимальных маршрутов коррекционного воздействия на речевое и когнитивное развитие, но также необходимость разработки средств и способов эмоционального развития, облегчающих социальную адаптацию, способствующих формированию готовности к школьному обучению. Вместе с тем важнейшим ресурсом процесса нивелирования и компенсации ограничений жизнедеятельности ребенка выступает семья. Позитивное семейное функционирование, имеющее в своей основе, на наш взгляд, высокий уровень развития эмоционального интеллекта родителей и реализуемый ими стиль эмоционального воспитания, обеспечивает высокий реабилитационный потенциал семьи.

Дошкольники с речевой патологией в сравнении с их нормативно развивающимися сверстниками менее успешно выполняют действия по словесной инструкции, особенно если инструкция многоступенчатая. Такие дети испытывают трудности не только при необходимости понять и удержать инструкцию, но и при необходимости определить конкретные цели действий и средства их достижения. В связи с тем, что речь играет важнейшую роль в произвольной регуляции поведения, нарушения речевого развития негативно влияют на становление отдельных процессов произвольной регуляции, в том числе процессов торможения речевого поведения.

 

Связь речевого развития и регуляторных функций позволяет предположить, что нарушения речевого развития, оказывающие негативное влияние на регуляцию поведения, будут также отражаться в эмоциональной сфере дошкольников. А.М. Казьмин, исследуя эмоциональное развитие дошкольников с речевой патологией, отмечает, что выраженные эмоциональные и поведенческие отклонения встречаются у них чаще, чем у нормотипично развивающихся детей. При этом среди детей, характеризующихся выраженным эмоциональным неблагополучием и атипичным поведением, 38% имеют сочетанные проблемы вариативного характера. Е.В. Куфтяк отмечает, что дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности при идентификации и понимании чувств сверстников, при необходимости проявить сопереживание и вербально адекватно выразить собственные чувства, в связи с чем реже проявляют доброжелательность, эмпатию к собеседнику. Это приводит к проявлению враждебности, неготовности сотрудничать и договариваться, неспособности конструктивно отстаивать собственную позицию.

Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада. Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Чтобы провести работу над развитием эмоционального интеллекта, педагогу-психологурекомендуем использовать игры и упражнения, которые можно включить в запланированные занятия. Вот некоторые из них:

  1. «Кубик настроений». Данное упражнение проводится со специальным кубиком, на каждой стороне которого изображена одна эмоция (это могут быть лица или смайлики, по которым можно чётко определить и назвать эмоцию). Ребёнку задаётся вопрос: «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с другом?», а ему необходимо выбрать нужную картинку на кубике. Упражнение можно модифицировать: попросить ребёнка подбросить кубик, а затем задать вопрос: «Что за эмоция тебе выпала? Покажи такое же выражение лица. Давай придумаем ситуацию, в которой ты испытываешь что-то подобное». Необходимо объяснять, почему могут возникнуть такие чувства и как можно действовать в таких ситуациях.
  2. «Зеркало». Это упражнение напоминает всеми любимого «Крокодила», только в данном случае отгадать нужно не конкретный предмет, а эмоцию. Педагог может показать с помощью выражения лица и жестов какое-либо эмоциональное состояние, а ребёнок попытается угадать и повторить. Затем можно поменяться ролями. Упражнение проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
  3. «Я радуюсь, когда…». Перебрасывая друг другу мячик, необходимо закончить предложение «Я радуюсь, когда…». Эмоциональная реакция меняется после каждого успешного раза (грущу, злюсь, удивляюсь, боюсь и т.д.). Это поможет отрефлексировать некоторые неосознанные переживания ребёнка и понять, что чувствуют другие люди в разных ситуациях.
  4. «Подушка злости». Это упражнение используется, чтобы помочь детям с физической агрессией выплеснуть её наружу. Для этого в группе или дома в специальном месте хранится подушка, которую злящийся дошкольник может время от времени бить, пинать и топтать. Таким образом происходит хорошая разгрузка нервной системы, снижение агрессивного поведения благодаря использованию социально-приемлемого способа выражения гнева.
  5. «Дневник добра». Это собирательное название для разнообразных комплексов детских достижений, которые помогут дошкольникам наглядно отслеживать свои успехи в какой-либо деятельности. К ним можно отнести дневник побед (что-то, что удалось совершить впервые), дневник хороших воспоминаний (лучшие моменты каждого дня), дневник успеха (самые результативные показатели за день, неделю или месяц). Необходимо понимать, что дневники составляются исходя из мнения ребёнка о наличии какого-либо успеха, победы или воспоминания. То, что кажется взрослому мелочью и недостойным внимания, для дошкольника может иметь большое значение.

Дошкольники, имеющие речевую патологию, испытывают трудности при вступлении в контакт с педагогом, проявляют избирательный интерес к предъявляемым заданиям, угасающий при столкновении с трудностями. На фоне адекватных эмоциональных реакций в ситуации успеха и неудачи у них отмечаются сенситивные и негативные реакции, грубо дезорганизующие деятельность. Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей, эмоционально окрашенных речевых интенций рекомендуем использовать визуализированную систему поощрений и порицаний. По результатам каждого занятия педагог показывает ребенку карточку определенного цвета:

  • зеленую (в случае, если ребенок старался, не мешал проведению занятия, выполнил почти все упражнения);
  • желтую (ребенок отказывался от выполнения заданий, мешал педагогу, но не на протяжении всего занятия, а иногда);
  • красную (ребенок вел себя агрессивно: ругался, кусался, дрался, отбирал материал и пр.; отказался от выполнения упражнений, мешал педагогу) карточку.

Получение зеленой карточки также означает получение лакомства или какой-то награды на выбор (стикеры, скрепыши и т.п.). Получение желтой — половина лакомства, невозможность сделать выбор желаемой награды, а предложение жестко регламентированного вида поощрения. Получение красной — отсутствие лакомства, либо награды (стикер, скрепыш и т.п.). Со временем взрослому станет легче регулировать поведение ребенка во время занятия за счет озвучивания: «Я злюсь, потому что мне мешает твой громкий голос. У тебя будет красная карточка» или «Посмотрите, как старается Таня, у нее будет зеленая карточка». Эта технология называется «Цветное поведение» (автор М.И Лынская). С родителями составляют «контракт цветного поведения». На основании контракта ведётся «Дневник цветного поведения» в котором анализируют цвет и причину, приведшие к тому или иному поведенческому акту.

Каждое занятие рекомендуем начинать и заканчивать коммуникационной потешкой/фольклорной игрой для создания общего настроя, привлечения внимания, сосредоточения на занятии и ритмизации деятельности. Например, детям предлагается выбрать из корзины мячик (или шарик су-джок), покатать его в руках и по частям тела, приговаривая: «По кругу, по кругу наш мячик бежит. По кругу, по кругу бежит и спешит: на длинную руку спешит закатиться, на шею перекатиться...».

Зачастую детям дошкольного возраста не интересны традиционные артикуляционные упражнения. Комплексы игровых артикуляционных упражнений, на основе тематического планирования с использованием продуманной системы визуализации, сенсорной интеграции, куклотерапии и сказкотерапии дошкольники с речевыми нарушениями выполняют с бОльшимитерессом. Также рекомендуем сочетать проведение сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях с «прищепочным массажем» (ДедюхинаГ. В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д.). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток головного мозга. Продолжительность процедуры: от 3 до 10 минут, по следующей схеме: 1-3 дни — большой палец; 4-6 дни — большой и указательный пальцы; 7-9 дни — большой, указательный и средний пальцы. Затем нагрузки снижаются до минимальных по этой же схеме. Для массажа используются прищепки разных цветов и форм. Проявляют интерес дети дошкольного возраста к фольклорно-коммуникативным занятиям, коммуникативно-инициирующим занятиям по системе «Круг», вызывающие эмоциональное воздействие со взрослым и сверстниками.

Важно построить систему взаимодействия и работы специалиста — родителя — ребенка для достижения согласованной цели «от желаемой родителем до реальной». Здесь мы руководствуемся следующими принципами:

  1. Ориентация на первоочередное развитие личности, а не коррекцию симптома или синдрома;
  2. Приоритет формирования самостоятельного существования и социальной адаптации ребенка;
  3. Разделение ответственности за результат абилитации между специалистом, родителем и реальными возможностями ребенка;
  4. Формирование надежной привязанности между ребенком и родителями, снижение тревожности;
  5. Развитие мотивации у ребенка к разным видам деятельности через принятие его Самости и личной индивидуализации, талантов, независимо от диагноза;
  6. Развитие абстрактного мышления у ребенка через игру и коммуникацию с другими детьми на занятиях.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя – логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом и познавательном развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная комплексная поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет решить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Педагог-психолог МБДОУ №17 «Колокольчик» пос. Малороссийского Имедашвили Светлана Викторовна,

учитель-логопед МБДОУ №17 «Колокольчик» пос. Малороссийского Хвостикова Елена Владимировна.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год