С картинкам играем — звуки чётко называем
Картинка и игра – это средства, которые заставляют ребенка говорить. К.Д. Ушинский
Самым трудным и длительным является этап автоматизации звуков в самостоятельной речи детей. Закрепление правильного произношения звука в речи, доведение его произнесения до автоматизма — этот процесс в большинстве случаев занимает большой промежуток времени и требует немало усилий со стороны логопеда, ребёнка и его родителей, а также воспитателей и других педагогов. Значительное место в этом процессе занимают игры с предметными картинками. Они помогают добиться многократного повторения слов и предложений с заданным звуком и при этом сохранить эмоционально положительное отношение и интерес к занятиям.
Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием картинного материала позволяют:
- контролировать собственное произношение;
- формировать правильную звуко- слоговую структуру слова;
- совершенствовать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза;
- устранить недостатки в формировании грамматического строя речи;
- обогатить словарный запас и расширить знания об окружающем мире;
- развивать связную речь;
- активизировать зрительное и слуховое внимание; память и мышление;
- воспитывать положительную мотивацию для решения поставленных задач.
Скачать конспект
Упражнения и игровые приемы
На развитие произношения и словарного запаса
- «Занимательные картинки»: педагог отбирает нужные картинки и предлагает ребенку поочередно открывать картинки, громко и четко проговаривать их названия;
- «Повтори слова»: педагог произносит стихотворный зачин и предлагает ребенку повторить. «Повторим три слова сразу, не запнемся мы ни разу»;
- «Едем на поезде»: ребенок составляет из картинок поезд и называет картинки, четко проговаривая звуки;
- «Веселая дорожка»: По дорожке идет какой-нибудь персонаж, а ребенок по ходу движения называет каждую картинку;
- «Чудесный мешочек»: ребенок не глядя, берет картинку и называет ее лишь после того, как она оказалась на столе. В зависимости от возраста и умения детей задания усложняются: педагог предлагает ребенку выделить изучаемый звук, указать его место в слове, определить количество слогов.
На развитие произношения и грамматического строя речи
- «Живое- неживое», «Кто это? Что это?» (различение одушевленных и неодушевленных предметов): сначала назвать слова, обозначающие живые предметы, затем –неживые;
- «Кого/чего не стало?» (закрепление формы родительного падежа): рассмотреть и запомнить картинки. Ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну картинку. «Раз, два, три, четыре, пять — глазки можно открывать. Поморгаем, поморгаем и узнаем: кого/чего не стало?»;
- «Подошел к кому/к чему? Рад кому/чему? Иду к кому/чему?» (закрепление формы дательного падежа): педагог выкладывает дорожку из картинок. Ребенок пальчиками шагает и комментирует по ходу движения. Например: «Я подошел к
- «Вижу кого/что? Смотрю на кого/на что?» (закрепление формы винительного падежа): попросить ребенка внимательно рассмотреть картинки и закончить предложение используя слова. «Я вижу…»;
- «Лечу над кем/чем? Любуюсь кем/чем?» (закрепление формы творительного падежа): попросить ребенка внимательно рассмотреть картинки и закончить предложение используя слова. «Я любуюсь…»;
- «Думаю о ком/ о чем?» (закрепление формы предложного падежа): закончить предложения, используя названия предметов, изображенных на картинках. «Думаю о…»;
- «Назови ласково» (образование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): назвать ласково предметы на картинках;
- «Один –много» (образование множественного числа имен существительных): шапка- шапки, машина- машины и т.д.;
- «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными): Это моя шапка, это мой шарф и т.д.;
- «Какой, какая, какие?» (согласование существительных с прилагательными): красная шапка, красный шарф, красные шорты и т.д.;
- «Сосчитай» (согласование числительных с существительными): одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
На развитие произношения и зрительно-пространственных представлений
Расположить 9 картинок с заданным звуком- 3 столбика по 3 картинки в каждом. Исходя из этого, можно предложить ребенку выполнить следующие задания:
- Назови картинку в верхнем ряду…, в нижнем ряду…, в среднем ряду;
- Назови картинку в левом столбике…, в правом столбике…, в центральном столбике;
- Назови картинки в верхнем ряду слева направо и т.д.;
- Найди и назови предмет, который изображен под.., над…;
- Найди и назови предмет, который изображен справа от.., слева от.., между.
На развитие фонематического восприятия и совершенствование звукового и слогового анализа и синтеза
- Найди и назови слова с заданным звуком в начале слов, в конце слова, в середине слова;
- Найди самое короткое слово…, самое длинное слово;
- «Важный звук»: педагог не показывая на выбранную картинку, произносит ее название, пропуская автоматизируемый звук. Ребенок старается догадаться, что это за слово, и четко произносит слово. Например: «апка» — это «шапка», «умка» -это «сумка».
- Найти и назвать картинку по первому слогу, произнесенным взрослым;
- Найти картинку, название которой состоит из одного слога, двух слогов, трех слогов. Число можно показать цифрой 1,2, 3 или определенным количеством фишек;
- Назвать гласные звуки в словах;
- Подобрать слово к заданной схеме. Схему слово педагог составляет из разноцветных кружков или магнитов.
На развитие памяти и мышления
- «Внимательные глазки»: запомни картинки, а потом закрой глаза и постарайся вспомнить и назвать все слова;
- Назови растения, инструменты, животных и т.д.;
- Назови знакомые слова;
- Назови непонятные (малознакомые) для тебя слов.
Работа с предложением
- Составить предложение по одной или двум картинкам с заданным количеством слов;
- «Доскажи словечко»: педагог предлагает ребенку внимательно послушать предложение, которое он скажет, но не закончит. Ребенок выбирает подходящее слово – картинку и проговаривает предложение.
- Подсчитать количество слов в предложении, составленном взрослым;
- Выложить схему составленного взрослым или ребенком предложения;
- Составить предложение по заданной схеме.
Задания для развития связной речи
- Составить рассказ, используя любую картинку (по желанию ребенка);
- Придумать сказку, используя как можно больше картинок.
Задания для развития голоса и интонации
- Произнеси слово тихо;
- Произнеси слово громко;
- Представь, что ты — мышка, и скажи её голосом;
- Представь, что ты — медведь, и скажи его голосом;
- Скажи с удивлением, с радостью и т.д.
Педагог выбирает варианты заданий в зависимости от поставленных задач, индивидуальных возможностей, возраста ребенка и этапа обучения.
Литература
- Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. -32.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. -72с.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. — М.: Вента-Граф, 2004. -32с.
- Мезенцева М. Логопедия в картинках. — М.: ЗАО «ОЛМА Медия Групп», 2009. -208с.
- Новоторцева Н.В. Логопедическая тетрадь. Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей. — Ярославль: Академия развития, 2001-64с.
- Смирнова Л.Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми в детском саду. –М.: Мозаика-Синтез, 2006. -64с.
- Юрьева Е.Н. Цепочки слов на шипящие звуки Ш,Ж, Ч, Щ. –М.: Изд-во Гном, 2018. -24с.
|