КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА |
Логопедия | |||
Автор: Хорохова Оксана Валерьевна | |||
02.12.2024 13:41 | |||
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик» г. Лесосибирск Красноярский край Учитель – логопед Хорохова Оксана Валерьевна Фонематический слух – способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Развитие фонематического слуха – залог успешного обучения чтению и письму. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданный звук. Каким же образом развивать фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Предлагаю вниманию игры, позволяющие в интересной форме развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез. "Выбери картинку". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (сом, дом, лом, ком). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
"Помоги негритенку Тому». Негритенок приехал из Африки и мечтает заговорить на русском языке. Учитель дал ему задание — придумать 10 слов, в которых есть звук Ф, а у него не получается. Помоги ему. "Верно или нет?" Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, ворота, хорота). Нужно хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. "Логопед" Шепелявому медвежонку логопед прописал 10 слов со звуком Ш. Помоги мишке придумать слова с этим звуком. "Кто внимательный?" Просим ребенка стукнуть катандашом по столу (или хлопнуть в ладоши, топнуть и т.д.), если они услышат звук З. "Гонки слонов» Логопед предлагает детям пофантазировать и договаривается с ними, что пальцы рук – это ноги слонов (пальцы ставим на стол, кроме среднего. Средний палец -хобот слона). Предлагается слонам прогуляться — походить. Услышав слово "стоп", слоны должны замереть. Слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, стоп, стул, стой, стоп. "Веселый мяч" Дети становятся полукругом, логопед по очереди бросает детям мяч, произнося слоги по одному (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги. "Подарки Аленке" Когда девочке Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышно звук «А». Угадайте, какие игрушки подарили Аленке? (Аптечку, Буратино, куклу, собачку, аиста...). "Поймай звук" Если в слове есть звук «К» — хлопни в ладоши (или топни ножкой). Слова: кран, стол, конфета, морковь, туфли... "Загрузи кораблик" Кораблик собирается в плавание. Это необычный кораблик, он перевозит только такие грузы, в названиях которых есть звук «У» (пуговицы, ружья, груши, улья). Назови слова-предметы, которые можно перевозить на этом кораблике. "Отвечай — не торопись" Придумай слово, которое начинается на последний звук слова арбуз. "Гости" К белочке в гости пришли животные, в названии которых слышится звук «С». Угадай, кто пришел к ней в гости? Белка любит подарки, в названии которых слышно звук «Б». Угадай, какие подарки могут принести гости белочке? "Исправь Незнайкины ошибки" Незнайка гостил у бабушки в деревне и рассказал о своих впечатлениях. Послушайте внимательно и если есть ошибки, исправьте. Коса прыгнула через забор. Колова дает вкусное молоко. Рошадь жует сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом. "Цепочка слов" Эта игра — аналог всем известной игры "города". На последний звук заданного предыдущим игроком слова последующий игрок придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист-тарелка-арбуз... «Собери слово» Я задумала слово. Угадай какое, если первый звук в этом слове – «М», второй – «А», третий – «К» (мак). «Слухачи» Послушайте внимательно стихотворение. Какой звук слышится чаще всего? «Выполни движения» Я назову слова. На звук «С» хлопни в ладоши, на «З» – топни ножкой, назвук «Ц» – присядь на корточки. «Прятки» Звук «Ш» будет играть с нами в прятки, а мы — его искать. Если звук спрятался в начале слова – покажи на карточку с закрашенным первым окошком, если в середине слова – с закрашенным вторым окошком, если в конце – с закрашенным третьим окошком. «Рифма» Подбери в рифму название овоща со звуком «К». Где весною было пусто, Летом выросла.. (капуста). Собираем мы в лукошко Очень крупную.. (картошку). «Попугай» Повтори за мной слоговые сочетания: Па-ба по-бо пу-бу пы-бы Та-да кА-га фа-ва СА-за Пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты. «Повтори» Повтори похожие слова: Мак-бак-так ток-тук-так бык-бак-бок Дам-дом-дым ком-дом-гном моток-поток-каток батон-бутон-бетон. «Свисток – звонок» Логопед проговаривает слова со звуком «С» и «З». Если услышите звук «С» — поднимите картинку со свистком, если «З» – со звонком. «Зоопарк» На столе игрушечный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но в зоопарке место ограничено, всем не поместиться. В нем поселятся только те животные, в названиях которых есть звук «Ль». Кто будет жить в зоопарке?
|