Сценарий логопедического занятия с использованием развивающих игр В. Воскобовича |
Логопедия | |||
Автор: Мигунова Евгения Валериевна | |||
03.12.2024 13:02 | |||
Сценарий логопедического занятия с использованием развивающих игр В. Воскобовича Выполнила: Мигунова Евгения Валериевна, учитель-логопед, МБДОУ №78 "Ивушка", город Сургут Пояснительная записка: При зарождении педагогической науки считалось, что необходимо найти какой-то универсальный прием или группу таких приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики и технологии. Время не стоит на месте, у практиков накапливается опыт, меняются условия образования, появляются более эффективные методики и педагогические технологии. На современном этапе развития дошкольного образования происходят значительные изменения в образовательном процессе: активно развивается инклюзивное образование, внедряются современные образовательные технологии, в том числе и коррекционно-развивающие.
В настоящее время развитие коррекционной педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования коррекционно-образовательного процесса, способы повышения мотивации обучающихся и повышения качества коррекции речи. Учитель-логопед самостоятельно осуществляет выбор коррекционно-развивающих программ или разрабатывает их самостоятельно. Основной формой логопедической помощи детям являются коррекционно-развивающие занятия, на которых применяются как традиционным технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, технологии деятельностного и индивидуального подхода, личностно-ориентированные и др., так и современные. В основе всех коррекционно-развивающих технологий лежит психолого-педагогический подход, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими ее компонентами: игровой, учебной, двигательной, познавательной, творческой и коммуникативной (по Р.Е. Левиной). В то же время необходимо помнить, что любой ребенок с отклонениями в своем развитии проходит все этапы онтогенеза, как и ребенок с нормативным развитием. Поэтому учитель-логопед должен создавать условия для опоры ребенка на внутренние силы и ресурсы, т.е. активно применять технологии развивающего обучения. Под развивающим обучением, по мнению В.В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка:
Зона ближайшего развития – большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому выстраивать коррекционно-образовательную деятельность необходимо именно через игру. Особенно это актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые имею ряд особенностей в речевом и психическом развитии. В соответствии с концепцией Л.С. Выготского об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей, в структуре речевого дефекта детей с ТНР прежде всего следует выделить общее, свойственное всем детям с общим недоразвитием речи, а затем специфическое, характерное лишь определенным их группам. Если анализировать состояние речи детей с ТНР, то можно отмечать отставание от норм формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, при этом речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи (ОНР) до развёрнутой речи с проявлением лексико-грамматической и фонетико-фонематической недостаточности (ФФНР). Для воспитанников с ТНР характерно:
Необходимо помнить, что возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Речь оказывает огромное влияние на мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции (Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.). Слово само по себе становится орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребенка. Вместе с тем, речевое развитие во многом определяется формированием познавательных процессов. Уровень развития мыслительных операций отражается в семантике ― основе высказывания. Уровень развития аналитико-синтетической деятельности сказывается на способности ребенка овладеть формально-языковыми средствами. Поскольку язык и речь формируются в рамках общего психического развития ребенка, последовательность овладения языковыми единицами и правилами их использования тесно взаимосвязана с общим психическим развитием и подчинена тем же законам, что и развитие психики в целом. В связи с этим, комплексная коррекционно-логопедическая работа по преодолению речевых нарушений предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности. К средствам, с помощью которых можно стимулировать развитие психических процессов, познавательной активности ребенка и одновременно осуществлять коррекцию речи можно отнести развивающие игры В. Воскобовича. Игры В. Воскобовича – это новая творческая и особенная система. Основные принципы, заложенные в основу этих игр – «интерес – познание – творчество» – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Развивающие игры В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от 2-летних малышей до обучающихся начальной школы. В-третьих, возможность проявлять творчество как воспитанникам, так и педагогу. Это помогает поддерживать интерес детей в течение длительного времени, а педагогу – использовать различные методические приёмы, превращая логопедические игры в «долгоиграющий восторг». А это так актуально для детей с ТНР, которым требуется многократно упражняться в закреплении правильных речевых навыков. Таким образом, игры В. Воскобовича – это систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал, он сопровождается специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Напомню, что специфика логопедической работы с детьми заключается в многократном повторении речевого материала, закреплении сформированных умений. Использование же развивающих игр и пособий В. Воскобовича, комплексный подход в преодолении речевой патологии способствует положительной динамике коррекции речи детей. Для данного логопедического занятия использовано наглядно-дидактическое пособие В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Данное пособие представляет собой ковролиновую основу с закрепляющимися на ней элементами: силуэтами деревьев, листьев, кустарников, грибов, ягод, зверей, птиц, насекомых и пр. Все детали легко крепятся на ковролин, прочно на нем держатся. Благодаря красочным деталям и их разнообразию можно варьировать содержание каждого логопедического занятия, погружаться в сказочный мир, где обитают невероятные персонажи, решать множество коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач. Также в ходе занятия использовались развивающие пособия В. Воскобовича «Конструктор букв – 1», «Теремки». Данные пособия уместны при ознакомлении детей с буквами, формировании аналитико-синтетической деятельности, чтении. Необходимо отметить, что для детей старшего дошкольного возраста характерны элементы самостоятельности и соревновательности, поэтому организация групповых логопедических занятий в форме квеста или приключения заинтересовывают детей больше, чем традиционные, помогают в усвоении знаний и развитии умений при прохождении испытаний, выполнении предложенных заданий. Поэтому данное групповое логопедическое занятие организовано в форме квеста, учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, соблюдает:
Тема предложенного занятия – «Путешествие в Фиолетовый лес. Буквы М, м. Звуки [М] и [М’]» соответствует комплексно-тематическому планированию логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на учебный год, содержанию коррекционной работы по преодолению речевых нарушений, а также входит в цикл логопедических занятий «Путешествие в Фиолетовый лес». Тематический цикл занятий «Путешествие в Фиолетовый лес» включает разнообразные логопедические игры и упражнения, объединенные единой тематикой для обогащения и уточнения словарного запаса, развития навыков словоизменения, согласования и словообразования, вербального обозначения оптико-пространственных отношений, употребления предложных конструкций, развития связной речи, автоматизации и дифференциации звуков, формирования навыков языкового анализа и синтеза, знакомство с элементами грамоты. Помимо речевых задач, содержание занятий включает развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, оптико-пространственных и временных представлений, логического мышления, мелкой моторики и пр. Выбор заданий и упражнения для каждого занятия зависит от уровня развития детей, срока коррекционной работы, сформированных навыков, последовательности учебного материала (знакомство, обучение, закрепление, формирование и т.д.), поставленных задач (коррекция лексико-грамматических категорий, фонетико-фонематического недоразвития, обучение грамоте). Цель данного занятия – закрепление акустических признаков звуков [М] и [М’], оптического образа буквы М; развитие навыков аналитико-синтетической деятельности. Для достижения цели ставились следующие задачи: коррекционно-образовательные:
коррекционно-развивающие:
коррекционно-воспитательные:
Продолжительность занятия – 25 минут, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям к организации образовательной деятельности с дошкольниками. Для организации логопедического занятия использовались: детская мебель, соответствующая антропометрических характеристикам детей; пособия «Фиолетовый лес» (1, 5 Х 2,5 м, ковролин), «Конструктор букв – 1», «Теремки», магнитно-маркерная доска, лотки для пособий и атрибутов, макеты деревьев и грибов, резиновые массажные коврики, разноцветные бумажные листья. Так как занятие организовано в форме квеста, то основные этапы представляли собой испытания, которые детям нужно было преодолевать: находить спрятанное задание, добираться до места испытания по «кочкам», переступая через листья, вспоминать материал, изученный на предыдущем занятии, внимательно слушать и выполнять задание и др. Следовательно на протяжении всего занятия происходила смена деятельности детей, что способствовало поддержанию внимания, интереса и работоспособности детей на протяжении всей коррекционно-образовательной деятельности. Решение поставленных задач происходило в процессе логопедических игр и упражнений «Измени слово», «Характеристика звука», «Лови звук», «Собери букву»; самостоятельной деятельности детей – поиск буквы среди других, конструирование буквы из предложенных элементов по образцу, составление слогов с заданными буквами, чтение слогов и слов. На протяжении всего занятия применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, сюрпризные моменты, учитывались возможности каждого ребенка; непрерывно велась работа над уточнением, расширением, закреплением знаний детей о звуках и буквах, умением отвечать на вопросы полным предложением. За каждое правильно выполненное задание (пройденное испытание), дети получали элементы для «оживления» леса: силуэты деревьев, листья, зверей, птиц и пр. Таким образом, в конце испытаний перед детьми появился Фиолетовый лес со своими обитателями. Дети смогли оценить собственные труды, подвести итоги занятия. Воспитанники активно вступали в работу, с удовольствием проходили испытания. В результате занятия дети усвоили материал: закрепили знания о звуках [М] и [М’], запомнили зрительный образ буквы М, закрепляли навыки чтения слогов, слов. В своей педагогической практике планирую использовать игровые пособия, предложенные В.В. Воскобовичем, так как предлагаемый материал интересен детям, стимулирует познавательную и речевую активность дошкольников, способствует эффективному усвоению программного материала. Разрабатываю цикл занятий по развитию грамматических категорий с использованием коврографа «Фиолетовый лес» для решения коррекционных задач (подборе антонимов, согласовании существительных с прилагательными и числительными, употреблении единственного и множественного числа существительных, образовании относительных прилагательных, употреблении предлогов и т.д.), а также развитию связной речи. Для формирования навыков фонематического анализа и синтеза планирую использовать развивающий комплект «Коврограф «Ларчик» и «Лабиринты букв». для формирования ориентировки на плоскости «Игровизор» и «Геовизор».
|