Конспект занятия «Лесная школа» для обучающихся с ТНР (подготовительная группа) |
Логопедия | |||
Автор: Салащенко Елена Николаевна | |||
12.12.2024 22:08 | |||
Конспект занятия «Лесная школа» для обучающихся с ТНР (подготовительная группа) Салащенко Елена Николаевна-учитель-логопед, старший воспитатель Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков. Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе. Интеграция О. О.: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие Оборудование и материалы:
Ход занятия. 1. Организационный момент. 1. 1 Работа с пазлами «Дикие животные» Цель: развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, мышления, тонкой моторики; расширение и уточнение словаря по теме «Дикие животные» Логопед. Соберите картинки. Скажите, кого вы собрали? Вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь? (Дети собирают пазлы детёнышей диких животных) 1. 2. Упражнение «Думающая шапочка» Цель: развитие внимания, памяти, мышления, речи. Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. 1. 3.Самомассаж Цель: улучшение общего состояния, прилива бодрости и работоспособности. Логопед. Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно. Улыбнулись. Взяли наши ушки, Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх) Слушаем внимательно. Тянем, тянем наши ушки, Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны) Тянем ушки в стороны, Чтобы все запомнить здорово. Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз) Четко произносим каждое слово. 1. 4.Дыхательная гимнастика. «Голоса животных» Цель: развитие сильной воздушной струи Логопед. Давайте вспомним, как дикие животные подают голос. Дети делают спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика… 1. 5.Артикуляционная гимнастика Цель: развитие артикуляционной моторики «Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу. «Заяц грызёт кочерыжку»: покусывать язык, постепенно втягивая его в рот. «Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк. «Хвостик»: покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону. «Зайка играет на барабане» — улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук: д-д-д-д-д-д, язык упирается в верхние зубы, рот открыт. «Волчок заводит моторчик» -открыть рот, язычок за верхними зубами, губы в улыбке. Во время произнесения звука Др-Др-Др-Др производить колебательные движения чистым пальчиком из стороны в сторону. «Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы. «Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать. Гимнастика для глаз "Найди названного зверя". (По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя) Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий. 2. Обобщение материала по теме "Дикие животные наших лесов". 2. 1. Беседа о диких животных. Цель: развитие диалогической речи Логопед. Мы сегодня отправимся в «Лесную школу». Как вы думаете, кто нас там ждёт? (дети называют детёнышей лесных зверей, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – медвежонок, лисёнок, волчонок, барсучонок, лосёнок, зайчонок, ежонок, бельчонок). Логопед. Какие это животные? (Лесные, дикие) Где живут эти животные? (В лесу) Правильно. Все эти животные – лесные жители. Зверюшки в «Лесной школе просят вас помочь выполнить задания. Поможем им? Кем они будут, когда вырастут? (дети называют: медведем, лисой, волком, барсуком, лосем, зайцем, ежом, белкой). 2. 2. Упражнение «Составь схему» Цель: совершенствование навыков слогового анализа. Логопед. Определите количество слогов в названиях взрослых животных и выложите слоговую схему. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками и выкладывают схему) Слова: барсук, волк, лисенок, кабан, еж, медведица, белка. 2. 3. Ритм-игра Цель: развитие чувства ритма. Логопед. Предлагаю вам вместе со зверятами выполнить ритмическое упражнение «Лесные звери» 2. 4. Игра «В лесной глуши» Цель: Автоматизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Автоматизация в игровой деятельности произношения и дифференциация сонорных звуков. Совершенствование грамматического строя речи (Образование притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения) Логопед. В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложения со словом значит. Ответы детей: Я вижу лисью голову, значит, за деревом прячется лиса. Я вижу волчий хвост, значит, за деревом прячется волк. Я вижу беличью голову, значит, за деревом прячется белка. Я вижу лосиные рога, значит, за деревом прячется лось. 2. 5. Упражнение «Речевые кубики» Цель: Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с предлогами) Логопед. А теперь лесные жители просят вас помочь составить предложения о диких животных с тем маленьким словом, схема которого выпадет на кубике. Поможем? (Дети бросают кубик и составляют предложения.) Например: Лось стоит между пнём и деревом. Белка скачет по дереву. Волк притаился около дерева. 2. 6. Подвижная игра «Весёлые зверята» Цель: Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности» Логопед. А теперь мы отдохнём, со зверятами играть пойдём Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней. По болоту и по кочкам. Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью. Гриб несет бельчатам-деткам. Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку. У него кривые лапы. Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки. Катится колючий ежик. 2. 7. Игра «Пазлы-слоги» Цель: совершенствование умений составлять слова из слогов и читать. Логопед. Вспомните, названия животных, которых вы изображали, когда играли в подвижную игру. Можете составить слова из слогов? (Дети составляют названия животных на карточках) 2. 8. Игра «Типография» Цель: совершенствование умений Логопед. Отгадайте загадку и напечатайте отгадку. Кто зимой холодной Бродит серый, злой, голодный? (Волк) Трав копытами касаясь Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко Рога раскинув широко. (Лось) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса! А зовут ее … (Лиса) 3. Итог занятия. 3. 1.Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей Логопед. Зверята благодарят вас за помощь и предлагают закончить занятие в «Лесной школе» песенкой-распевкой. Вот только нужно отгадать о ком она. 3. 2.Игра «Составь слово» Цель: Развитие фонематических представлений. Предлагаю сыграть вам в игру «Составь слово» (дети выделяют первые буквы из слов, изображения которых представлены на картинках на магнитной доске и составляют из них новое слово) 3. 3.Распевка «Белка» Цель: развитие чистоты интонации. Совершенствование умения петь естественным голосом. Автоматизация поставленных ранее звуков. Развитие фонематических представлений. Библиографический список
|