Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов в ДОУ. |
Логопедия | |||
Автор: Арыкова Елена Анатольевна Антонова Елена Александровна Попова Юлия Александровна | |||
18.12.2024 08:59 | |||
Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов в ДОУ. Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы в условиях ДОУ и группы для детей с ТНР предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. Преемственность в работе логопеда и воспитателя группы для детей с ТНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется логопедом. Совместную работу логопеда и воспитателя можно разделить на три этапа: организационный, основной, итоговый. IОрганизационный. Логопед обследует речь детей, заполняет речевые карты. В это время воспитатель изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы «Воспитание и обучение детей». После проведения обследования результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы, затем составляется сетка занятий, составляется календарный план.
В календарном плане воспитатель фиксирует список детей по подгруппам с указанием их речевого нарушения, возраста. Важно учитывать дифференцированный подход в подборе материала для занятий. Совместными усилиями логопед и воспитатель формируют позитивную установку детей на участие на занятиях. Одним из условий является создание предметно-пространственной организации группового помещения, кабинета для логопедических занятий. Итогом работы на организационном этапе взаимодействия является составление группового и индивидуальных планов работы с детьми, расписания занятий, план работы с родителями, их информирование о результатах обследования и направления коррекционно-педагогической работы. IIОсновной этап взаимодействия логопеда и воспитателя предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния речи детей, осуществление коррекционно-педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию. Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; развитие связной речи; подготовку к обучению грамоте и овладению её элементами. Общеобразовательное направление в работе педагогов решает задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечивает их интеллектуальное и личностное развитие. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях. В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Занятия познавательного цикла (ознакомление с окружающим миром, изучение художественной литературы, сенсорное воспитание, формирование элементарных математических представлений) создают условия для активизации и обогащения словаря, закрепления грамматических конструкций, правильного звукопроизношения. Формирование лексико-грамматического строя речи на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно. Вначале детей знакомят с изучаемым явлением, затем дети учатся с помощью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с целью закрепления изучаемых явлений. Логопед с воспитателем определяют словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. На занятиях эстетического цикла (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальное воспитание) создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность. Эффективным способом для побуждения к речи является создание проблемных ситуаций. Так, если воспитатель кому-то из детей «забывает» положить клей, геометрическую форму, картинку и другое, ребёнок вынужден попросить недостающее. Кроме того, используются такие приёмы, как:
Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий. Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится воспитателем во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки), чем моют (водой, мылом, щёткой), какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками…). В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями. У детей с ТНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:
Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность воспитателя в результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Дети с ТНР очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И. Тихеева и Е.А. Флерина. Совместная деятельность логопеда и воспитателя группы для детей с ТНР предполагает оформление речевого уголка, групповой библиотеки художественной литературы, подбор настольно-печатных игр. Логопед с воспитателями проводят родительские собрания (не реже трёх раз в год), консультации для родителей, приглашают родителей на занятия. На этом этапе взаимодействия логопеда и воспитателей осуществляется мониторинг, цель которого заключается в выявлении динамики и особенностей продвижения в коррекционно-педагогическом процессе всех и каждого из дошкольников группы. Мониторинг проводится в конце каждого полугодия учебного года (январь) и в конце учебного года (май). Результаты мониторинга позволяют педагогам проанализировать и внести изменения в коррекционно-педагогическое воздействие на детей, оценить работу родителей и других специалистов учреждения. Полученные данные записываются в речевые карты детей. IIIИтоговый этап взаимодействия предполагает качественную и количественную оценку результатов совместной работы педагогов. Для этого проводится итоговая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика. Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. Результаты логопедической работы с дошкольниками оцениваются специалистами данного дошкольного учреждения. Результаты своей деятельности логопед и воспитатель сообщают на итоговом педагогическом совете, представляют данные мониторинга, намечают пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради. Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей логопедической группы (форма ведения тетради выбирается логопедом). Логопед должен регулярно заполнять данную тетрадь (не реже 1 раза в неделю). В начале тетради указывается речевой профиль группы и тематический план проведения фронтальных занятий. Каждый понедельник указывается лексическая тема, которая будет изучаться в течение недели. На каждый день логопед планирует речевые игры и упражнения по данной теме, которые воспитатель будет проводить во время логочаса. Кроме этого логопед даёт задания по автоматизации речевых навыков, которые он вырабатывает у детей. Это могут быть комплексы артикуляционной гимнастики, повторение слов, фраз или текстов, речевые игры, отработанные ранее с логопедом. На один день логопед может дать задание для 2-3 подгрупп, состоящих из детей с одинаковым нарушением звукопроизношения. Воспитатели ежедневно должны вести учёт проведённой работы, в котором указывать, насколько успешно детьми усвоен материал, какие трудности встретились при выполнении заданий, с кем была проведена индивидуальная работа, кого не было и т.д. В задания для воспитателей не должны включаться упражнения по постановке звуков. Все виды заданий по автоматизации звуков должны быть хорошо знакомы детям. Из рабочей программы: 3. 7. Взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами Схема взаимодействия специалистов Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения. В заключении хочется сказать, что успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста. Таким образом, в результате взаимодействия и преемственности в работе логопеда и воспитателя создаются благоприятные условия для успешного развития каждого ребенка. Работа с детьми, построенная таким образом, приводит к большим сдвигам в речевом и умственном развитии дошкольников. У детей формируются высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию, повышается точность и выразительность. Дети начинают успешно употреблять средства художественной выразительности в своем словесном творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов). Литература: Поволяева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Серия “Учебники, учебные пособия”. – Ростов на Дону, 2002. Серебрякова Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми. – М., 2007. Борякова Н. Ю., Касицина М.А. коррекционно-педагогическая работа в детском саду. – М., 2005.
|